«Наш регион — Дальний Восток»,  № 02–03 (102), март 2015
Правовое поле

Правовое поле 

Конфликт между учредителями можно предупредить

Практика разрешения корпоративных конфликтов, возникающих между участниками (акционерами) коммерческих организаций, очень часто приводит к мысли о недостаточно проработанных договорённостях участников между собой на стадии создания бизнес-структуры.

Мы продолжаем публиковать заочные консультации в рубрике «Юрист отвечает». Материал любезно предоставлен ЗАО «Центр юридической защиты предпринимателя». Пояснения к новшествам законодательства даёт генеральный директор ЦЮЗП Елена Анатольевна КЕДЯ.

Иногда учредители общества, создавая его, своими руками закладывают основу будущей тупиковой ситуации в конфликте. Однако существуют варианты такого моделирования отношений, которое поможет избежать тупика. Одним из способов правильного подхода является заключение заинтересованными лицами корпоративного договора.

В 2008 году российское законодательство получило институт «договора об осуществлении прав участников ООО» (п. 3 ст. 8 Федерального закона РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью»), а годом позднее — институт «акционерного соглашения» (ст. 32.1 Федерального закона РФ «Об акционерных обществах»).

С 1 сентября 2014 года в связи с внесением изменения в ГК РФ эти два понятия были заменены единым понятием «корпоративный договор участников хозяйственного общества».

Так, согласно ст. 67.2 ГК РФ участники хозяйственного общества (все или только некоторые из них) вправе заключить договор об осуществлении своих корпоративных прав, в соответствии с которым они обязуются осуществлять свои корпоративные права определённым образом или воздерживаться от их осуществления.

Следует учитывать, что корпоративный договор не порождает новые права участников, которые не были предусмотрены законом и уставом, а лишь определяет особый порядок их осуществления. Однако за счёт согласованного в корпоративном договоре консолидированного порядка осуществления корпоративных прав фактически можно увеличить объём корпоративных прав отдельных участников.

Так, например, участники могут в корпоративном договоре определить совершение согласованных действий по следующим вопросам:

— формирование органов общества (стороны согласуют кандидатов в органы общества, выдвигают их и голосуют за этих кандидатов);

— распределение прибыли (стороны согласуют порядок распределения прибыли, предлагают его общему собранию и поддерживают предложенный ими вариант);

— эмиссия дополнительных акций или размещение долей в уставном капитале ООО (стороны договариваются поддерживать только согласованный ими вариант эмиссии или увеличения уставного капитала ООО);

— внесение изменений и дополнений в устав и внутренние регламенты общества, принятие устава общества и внутреннего регламента в новой редакции (стороны договариваются поддерживать только согласованные ими варианты).

Однако корпоративный договор не может обязывать его участников голосовать в соответствии с указаниями органов общества (п. 2 ст. 67.2 ГК РФ), поскольку само общество вообще не может быть стороной такого договора.

Корпоративным договором, помимо установления консолидированного осуществления его сторонами корпоративных прав, могут устанавливаться условия, связанные с распоряжением принадлежащими участникам корпоративного договора акциями (долями в уставном капитале). В частности, в корпоративном договоре могут быть предусмотрены следующие условия:

— право акционера требовать при наступлении определённых обстоятельств или истечении определённого срока продажи ему акций, принадлежащих другому лицу, по заранее определённой цене, и обязанность указанного лица продать свои акции по указанной цене;

— право акционера требовать при наступлении определённых обстоятельств или истечении определённого срока покупки принадлежащих ему акций другим лицом по заранее определённой цене, и, соответственно, обязанность другого лица приобрести эти акции по соответствующей цене.

Есть и иные варианты. При этом следует обратить внимание на то, что корпоративный договор является гражданско-правовой сделкой и он порождает соответствующие гражданско-правовые обязательства. Следовательно, к договору применяются нормы гражданского права о сделках и договорах. В частности, корпоративный договор не создаёт обязанностей для лиц, не участвующих в нём в качестве сторон (п. 5 ст. 67.2, ст. 308 ГК РФ), равно как он не может противоречить императивным нормам законодательства.

Например, корпоративным договором нельзя изменить порядок принятия решений органами общества, который может быть определён только законом или учредительными документами общества.

Также с 1 сентября 2014 года в соответствии с п. 9 ст. 67.2 ГК РФ участниками корпоративного договора могут стать и лица, не являющиеся участниками (акционерами) юридического лица, но имеющие законный интерес. Прежде всего это кредиторы общества, в том числе залогодержатели. В этом случае участники общества (все или только основные) в целях обеспечения интересов кредиторов общества обязуются перед ними осуществлять свои корпоративные права определённым образом.

Учитывая, что корпоративный договор может предусматривать распоряжение акциями (долями в уставном капитале общества), то стороной корпоративного договора могут стать потенциальные покупатели акций (долей в уставном капитале ООО), которые по условиям корпоративного договора обязуются в будущем приобрести соответствующие акции (доли) на определённых условиях. Кроме того, будущие приобретатели таких акций (долей) в корпоративном договоре могут принять на себя обязательство в будущем осуществлять свои корпоративные права определённым образом (если они станут участником корпорации, то обязуются согласованно совершать определённые действия).

Следует также учитывать, что по общему правилу нарушение корпоративного договора не является основанием для признания недействительным решений органов хозяйственного общества. В п. 6 ст. 67.2 ГК РФ установлено одно исключение из указанного правила: нарушение корпоративного договора может стать основанием для признания недействительным решения органов хозяйственного общества по иску стороны данного договора при условии, что на момент принятия данным органом общества соответствующего решения сторонами корпоративного договора являлись все участники общества. Но при этом признание решения органа хозяйственного общества недействительным по причине того, что оно принято в нарушение корпоративного договора, само по себе ни при каких обстоятельствах не влечёт недействительности сделок хозяйственного общества с третьими лицами, совершённых на основании такого решения. Это с учётом закрытого характера содержания корпоративного договора исключает возможность злоупотребления правами участников данного договора в целях оспаривания сделок, совершённых с добросовестными контрагентами.

Учитывая, что в силу ст. 307 ГК РФ заключение корпоративного договора порождает для его сторон возникновение гражданско-правового обязательства, которое должно исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями договора (ст. 309 ГК РФ), за нарушение условий данного договора может быть установлена ответственность, целью которой является, прежде всего, стимуляция сторон корпоративного договора к добровольному исполнению его условий. Такими мерами ответственности могут быть любые меры ответственности, предусмотренные гражданским законодательством, в том числе штрафы (неустойки) и компенсация убытков.

По существу, в условиях нового правового регулирования, грамотно составленный корпоративный договор, содержащий хорошо проработанные условия, может способствовать достижению различных целей, в том числе:

— повышение уровня корпоративного контроля сторонами договора путём консолидированного осуществления ими своих корпоративных прав;

— противодействие изменению сложившегося в обществе соотношения корпоративного контроля (достигается путём заключения соглашения об особом порядке проведения эмиссий дополнительных акций или размещения долей в уставном капитале ООО, а также ограничений по отчуждению акций общества);

— противодействие поглощению компании (достигается посредством установления сторонами договора ограничений на отчуждение принадлежащих им акций третьим лицам);

— создание механизмов для разрешения тупиковых ситуаций (deadlock resolution);

— обеспечение охраняемого законом интереса третьих лиц — кредиторов общества и лиц, намеревающихся стать участниками общества.

Последние темы раздела 

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

Пояснения к новшествам законодательства дает наш постоянный консультант, генеральный директор ЗАО «Центр юридической защиты предпринимателей» Елена Анатольевна КЕДЯ

 
Новости партнеров

© ООО «Бизнес-медиа «Дальний Восток», 2013–2021.

Электронная версия печатного издания «Бизнес-газета «Наш регион — Дальний Восток»
Свидетельство о регистрации: ПИ № ФС77‒62577 от 31 июля 2015 года.
Все права защищены и охраняются законом. При полном или частичном использовании материалов
ссылка на Бизнес-газету «Наш регион — Дальний Восток» (https://biznes-gazeta.ru) обязательна.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.
Все замечания и пожелания присылайте на vzimakova@yandex.ru.
Офис редакции находится по адресу: г. Хабаровск, ул. Хабаровская, 15в, оф. 308.
Телефоны: (4212) 45‒03‒99, +7 924 216‒51‒75.
Настоящий ресурс содержит материалы 18+.
Читайте нас:
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru