«Наш регион — Дальний Восток»,  № 08 (127), август 2017
Правовое поле

Правовое поле 

От долгов не уйдёшь

Долги ликвидированного юридического лица могут быть предъявлены ликвидатору.

Одним из способов прекращения деятельности юридического лица является его ликвидация. При этом в единый государственный реестр юридических лиц не может быть внесена запись о ликвидации организации, если у данной организации имеются неисполненные обязательства. Согласно ст. 23 Закона о регистрации, несоблюдение установленного законодательством РФ порядка проведения процедуры ликвидации юридического лица является основанием для отказа в регистрации превращения юридического лица.

Согласно ст. 62 ГК РФ, если ликвидатором установлена недостаточность имущества юридического лица для удовлетворения всех требований кредиторов, дальнейшая ликвидация юридического лица может осуществляться только в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве), А в п. 4 ст. 63 ГК РФ установлена обязанность ликвидатора в этом случае обратиться в суд с заявлением о несостоятельности (банкротстве) ликвидируемого юридического лица.

Зачастую приходится сталкиваться с ситуациями, когда руководители и участники организаций, как правило выступающие в качестве ликвидаторов, полагая, что ликвидация организации — процесс необратимый и прекращающий какие-либо обязательства перед кредиторами, а также имеющиеся у организации налоговые обязательства, предоставляют в регистрирующий орган недостоверные сведения об отсутствии кредиторов.

Регистрирующий орган, каковым является Федеральная налоговая служба, обладает ограниченным функционалом для проверки достоверности сведений, предоставленных при ликвидации. Безусловно, он может проверить наличие или отсутствие у ликвидируемой организации долгов по обязательствам перед бюджетной системой РФ, в том числе по налоговым обязательствам и страховым взносам. При наличии таких долгов регистрирующий орган отказывает в государственной регистрации прекращения юридического лица, а заодно и привлекает к административной ответственности ликвидатора.

Также с использованием информационных ресурсов ГАС «Правосудие» и «Картотека арбитражных дел» регистрирующий орган может проверить наличие нерассмотренных судами исковых заявлений, поданных в отношении ликвидируемого юридического лица, наличие которых в силу ст. 20 Закона о регистрации также является препятствием для регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.

Однако установить достоверность сведений, предоставленных ликвидатором относительно расчётов с кредиторами, регистрирующий орган в силу своих полномочий в полном объёме не может.

Как быть в тех ситуациях, когда ликвидация юридического лица произведена при наличии у организации неисполненных обязательств перед кредиторами, а в регистрирующий орган был предоставлен «нулевой» ликвидационный баланс, не содержащий сведения о наличии таких обязательств?

Президиум Высшего арбитражного суда РФ в постановлении № 7075/11 от 13 октября 2011 года сформулировал следующее правило: «представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчёты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица. В случае, если регистрирующий орган внёс в единый государственной реестр юридических лиц запись о прекращении юридического лица в связи с его ликвидацией при предоставлении ликвидационного баланса, содержащего недостоверные сведения, то соответствующая запись подлежит признанию недействительной в судебном порядке по заявлению заинтересованного кредитора». В этом случае правоспособность ранее ликвидированного юридического лица восстанавливается.

Таким образом, вопреки распространённому мнению, внесение в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации организации не влечёт прекращение обязательств, а наоборот, наличие таких обязательств может служить основанием для признания недействительной произведённой ликвидации.

Иной вариант защиты прав кредиторов ликвидированного юридического лица содержат постановления Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 18 июня 2013 года № 17044/12, определения Верховного суда РФ от 27 мая 2015 года по делу № 310-ЭС14-8980, от 31 марта 2016 года № 304-ЭС15-16673. Так, высшие судебные инстанции указали, что по смыслу ст.ст. 61–64 ГК РФ недопустимо внесение в ликвидационные балансы явно недостоверных сведений — составление балансов без учёта обязательств ликвидируемого лица, о наличии которых было доподлинно известно, и которые не по вине кредиторов не были отражены в балансах. На ликвидаторе лежит обязанность по обеспечению надлежащего исполнения текущих обязательств ликвидируемой организации. Обязанность же ликвидатора обратиться в суд с заявлением о банкротстве ликвидируемой организации в случае, если её имущества недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, носит безусловный характер.

При нарушении указанных обязанностей действия ликвидатора являются недобросовестными, что является в силу ст. 64.1 ГК РФ достаточным основанием для возложения на членов ликвидационной комиссии (ликвидатора) обязанности по возмещению убытков кредиторам в сумме, которая осталась неудовлетворённой на момент внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица.

Второй вариант защиты прав кредиторов требует от кредиторов предоставления доказательств того, что ликвидатор действовал недобросовестно, в частности, что ему доподлинно было известно о наличии непогашенной задолженности перед кредиторами, например, в силу наличия вступившего в законную силу судебного акта, либо получения требования от кредитора о погашении имеющейся задолженности, либо в силу того, что данная задолженность образовалась уже в период проведения ликвидационных процедур и осуществления ликвидатором полномочий единоличного исполнительного органа.

Недобросовестными будут являться действия ликвидатора, выразившиеся в сокрытии или умолчании факта наличия требований, удовлетворённых вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией, а также подписание ликвидатором «нулевого» ликвидационного баланса при одновременном наличии у ликвидируемой организации задолженности перед кредиторами.

Наличие возможности взыскания и получения долга и после ликвидации организации подтверждается примерами имеющейся положительной судебной практики.

 

Последние темы раздела 

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

Пояснения к новшествам законодательства дает наш постоянный консультант, генеральный директор ЗАО «Центр юридической защиты предпринимателей» Елена Анатольевна КЕДЯ

Фотогалерея

 
Новости партнеров

© ООО «Бизнес-медиа «Дальний Восток», 2013–2021.

Электронная версия печатного издания «Бизнес-газета «Наш регион — Дальний Восток»
Свидетельство о регистрации: ПИ № ФС77‒62577 от 31 июля 2015 года.
Все права защищены и охраняются законом. При полном или частичном использовании материалов
ссылка на Бизнес-газету «Наш регион — Дальний Восток» (https://biznes-gazeta.ru) обязательна.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.
Все замечания и пожелания присылайте на vzimakova@yandex.ru.
Офис редакции находится по адресу: г. Хабаровск, ул. Хабаровская, 15в, оф. 308.
Телефоны: (4212) 45‒03‒99, +7 924 216‒51‒75.
Настоящий ресурс содержит материалы 18+.
Читайте нас:
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru