Охрана труда и здоровья человека гарантированы Конституцией РФ (ч. 2 ст. 7).
В 2022 году требования в области охраны труда актуализировались с учётом риск-ориентированного подхода. Вступившие в силу с 1 марта поправки в Трудовой кодекс РФ по охране труда, в частности, существенно расширили круг обязанностей работодателя. Так, при обеспечении безопасных условий труда работников работодатель обязан комплексно оценивать технический и организационный уровень рабочего места, факторы производственной среды и трудового процесса, которые могут привести к нанесению вреда здоровью работника (ст. 214 ТК РФ). Это обеспечено введением новых системных мероприятий и процедур, установлением ограничений.
Так, введен запрет на работу в опасных условиях труда (есть исключения). Неизменным остаётся то, что все работники (включая руководителей организаций) и работодатели — ИП по-прежнему обязаны в установленном порядке регулярно проходить обучение по охране труда и проверку знаний.
С 1 сентября 2022 года вступают в действие новые правила по охране труда. Как и ранее, обучение и проверка знаний проводятся у работодателя и в аккредитованных организациях или ИП, оказывающих услуги по обучению охране труда. Кстати, одновременно обновлён и порядок их аккредитации. В правилах также однозначно прописано, что руководители организаций-работодателей обучаются только в вышеупомянутых аккредитованных организациях и ИП. Требования к обучению, проверке знаний по охране труда поставлены в зависимость от категорий риска (пять категорий рисков для различных категорий работодателей). Для микро-предприятий предусмотрен упрощённый порядок обучения и проверки знаний.
Также правилами определены примерные перечни тем для инструктажа, теоретических и практических тем и занятий для формирования разных программ обучения. Определено и содержание программ в зависимости от категорий работников, оценки профессиональных рисков и результатов СОУТ. При планировании обучения работодатель устанавливает потребность организации в обучении с указанием профессии и должности работника. Он обязан сформировать перечень подлежащих обучению работников и при этом имеет возможность исключить из него определённых сотрудников (тех, чья трудовая деятельность связана с эксплуатацией офисной техники). Правила также содержат положения о формировании и ведении Минтрудом России трёх реестров (обучающих организаций и ИП; работодателей, самостоятельно обучающих своих сотрудников, и обученных по охране труда лиц), а также о коррелирующих обязанностях соответствующих субъектов. Однако правила вступят в силу только с 1 марта 2023 года.
Эти нововведения неизбежно добавляют работы соответствующим специалистам в организациях и ИП (работодателях). В зависимости от вида правонарушений работодателя могут привлечь к административной ответственности по ст. 5.27.1, ст. 5.27 КоАП РФ. Например, за допуск сотрудника к работе без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний по охране труда должностным лицам ИП грозит административный штраф в размере от 15 до 25 тысяч рублей, организациям от 110 до 130 тысяч рублей. При повторном правонарушении размер штрафов увеличивается, возможны дисквалификация должностного лица на срок от одного года до трёх лет, административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Уголовная ответственность установлена ст. 143 УК РФ. Нижний предел её размера штраф от 400 тысяч рублей (или доход осуждённого за период до 18 месяцев); обязательные или принудительные работы, если нарушение требований охраны труда, совершённое лицом, на которого возложены обязанности их соблюдать, повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека (ч. 1 ст. 143 УК РФ).
Также вполне обосновано осуществление государством функций контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе в области охраны труда.
В связи с кризисом, связанным с пандемией и международными санкциями в 2022 году Правительство России дополнительно приняло Постановление № 336, изменив условия ограничения проверок на текущий год. В настоящее время плановые проверки практически отменены (за исключением санитарно-эпидемиологического, пожарного, энергетического контроля, в области повышенной безопасности относительно объектов с категориями высокого уровня рисков, высокого класса опасности по видам деятельности). Внеплановые проверки частично ограничены до конца 2022 года (только по согласованию, без согласования или с извещением органов прокуратуры в зависимости от различного вида угроз и фактов: причинения вреда жизни и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, возникновения ЧС, от опасных производственных объектов и т.д.; ряда других указанных в акте обстоятельств). Вместе с тем в 2021 году Правительством РФ было также утверждено специальное положение о порядке государственного контроля, действующее непосредственно в сфере охраны труда. Данным положением для различных категорий компаний устанавливаются пять категорий риска и меняются сроки проведения проверок работодателей (в зависимости от этих категорий). Отнесение объектов контроля к определённой категории риска осуществляется Росструдом.
Общее резюме ситуации с проверками до конца 2022 года: проведение плановых и внеплановых проверок значительно ограничено. Мораторий действует и в отношении проверок в сфере охраны труда. Однако следует учитывать, что у проверяющих в арсенале есть целый ряд иных контрольных, профилактических мероприятий, в том числе визиты и другое. Всё это позволяет контролирующему органу получить информацию о соответствующих угрозах или правонарушениях, в определённых случаях достаточную для назначения проверки, и тогда получение согласования в прокуратуре вряд ли будет проблематичным. Поэтому в ряде случаев работодатели не застрахованы от проверок, тем более когда встаёт вопрос угрозы причинения вреда здоровью и жизни людей. Кроме того, попадание в список работодателей с высокой категорией рисков априори будет вызывать у трудовой инспекции повышенный интерес к компании.
Помимо моратория на проведение проверок, Правительством РФ в 2022 году были приняты другие антикризисные меры поддержки отраслей экономики, оказавшихся в зоне риска из-за международных санкций. В частности, смягчена административная ответственность за совершение правонарушений. Так, при назначении административного наказания в виде штрафа за нарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля, штраф назначается в его нижнем, минимально допустимом статьей КоАП РФ размере, если лицо-правонарушитель предотвратило его вредные последствия либо добровольно возместило причинённый ущерб, устранило причинённый вред. Также предусмотрено правило, по которому административный штраф за впервые совершённое правонарушение может быть заменён предупреждением. Конечно, необходимо понимать, что введение моратория на проверки и смягчение административной ответственности не означает исключение из обязанностей работодателя соблюдения требований в области охраны труда.
Кроме того, необходимо актуализировать комплект локальных нормативных актов в соответствии со спецификой деятельности своего предприятия в объёме новых Правил обучения и проверки знаний по охране труда. Минтруд России также рекомендует обучить в аккредитованных обучающих организациях (ИП) членов комиссии работодателя по охране труда. Нужно иметь в виду, что документы, подтверждающие проверку у работников знания требований охраны труда и выданные до 1 сентября 2022 года, действительны до окончания своего срока. В связи со вступлением в силу новых Правил проводить внеочередную проверку знаний требований охраны труда нет необходимости. Также целесообразно установить категорию риска своего предприятия, обратившись за информацией в государственную инспекцию труда.
Пояснения к новшествам законодательства дает наш постоянный консультант, генеральный директор ЗАО «Центр юридической защиты предпринимателей» Елена Анатольевна КЕДЯ
© ООО «Бизнес-медиа «Дальний Восток», 2013–2021.