Нет такого руководителя или владельца бизнеса, который бы однажды не задумывался о необходимости ликвидации какого-то юридического лица. Процедура ликвидации всегда была сложной, долгой, невыгодной, а очень часто и рискованной.
В 2012 году началась масштабная реформа гражданского законодательства. Так, в ГК РФ уже внесены поправки, касающиеся сроков исковой давности, оборота ценных бумаг, нематериальных благ и их защиты, сделок, выдачи доверенности, порядка регистрации юридических лиц и др. С 1 сентября 2014 года вступили в силу нормы нового «пакета» существенных изменений законодательства, касающихся вопросов создания, внутреннего корпоративного устройства, а также ликвидации юридических лиц (Федеральный закон от 05.05.2014 г. № 99).
Многие аспекты — ранее «белые пятна» — урегулированы. Но ликвидация не стала более простой и «доступной».
Отдельные новеллы заслуживают особого внимания с точки зрения как практики их реализации, так и с точки зрения последствий нарушения соответствующих требований.
Так, как и прежде в соответствии с п. 1 ст. 62 ГК РФ после принятия решения о ликвидации в течение 3 рабочих дней уполномоченные органы юридического лица обязаны совершить двуединое действие: сообщить в письменной форме об этом в налоговый орган, а также опубликовать необходимые сведения в установленном порядке.
Одновременно назначается ликвидатор и определяются срок и порядок ликвидации (п. 3 ст. 63 ГК РФ). В законодательстве не установлена зависимость между возникновением полномочий ликвидатора и внесением записи в ЕГРЮЛ. Соответственно, полномочия ликвидатора возникают с момента его назначения и не связаны с внесением изменений в ЕГРЮЛ, что соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 14 февраля 2006 года № 12580/05. Согласно этому документу «закон не связывает возникновение либо прекращение полномочий единоличного исполнительного органа с фактом внесения в государственный реестр таких сведений».
Положения ст. 63 ГК РФ ни в старой, ни в новой редакции не содержат подробного регулирования вопроса об извещении кредиторов, определяя лишь основные обязанности ликвидатора: разместить сообщение о ликвидации в средствах массовой информации и письменно уведомить кредиторов об этом. Бесспорно, что ликвидатор должен исполнить обе эти обязанности.
При этом ликвидатор обязан уведомить не только тех кредиторов, сведения о которых имеются в бухгалтерской отчётности, но и всех иных кредиторов, о требованиях которых «достоверно известно». В частности, предъявивших иск о взыскании долга с должника, либо направивших претензию о погашении долга. Такая правовая позиция была отражена в постановлении Президиума ВАС РФ от 13 октября 2011 года № 7075/11.
Какие последствия могут наступить в результате неисполнения ликвидатором указанной выше обязанности?
Во-первых, промежуточный ликвидационный баланс, составленный без учёта долга перед такими кредиторами, будет считаться недостоверным.
Во-вторых, в случае внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации ликвидация должника может быть оспорена путём признания недействительными действий или решения ФНС о внесении записи о ликвидации организации в ЕГРЮЛ.
В-третьих, ликвидатор обязан возместить причинённые им убытки не только учредителям, но и кредиторам должника. Например, если ликвидатор нарушил процедуру, составил недостоверный промежуточный баланс (в котором не учтено требование кредитора), затем произвёл по нему расчёты, а оставшееся имущество распределил среди учредителей, то к нему может быть предъявлен иск об убытках со стороны «неучтённого» кредитора (постановление Президиума ВАС РФ 18 июня 2013 года № 17044/12).
Согласно п. 3 ст. 9 Федерального закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)» в случае, если при проведении ликвидации организация стала отвечать признакам неплатёжеспособности и (или) признакам недостаточности имущества, ликвидатор должника обязан обратиться в суд с заявлением должника в течение десяти дней с момента выявления каких-либо из указанных признаков. Нарушение данной обязанности в соответствии с п. 2 ст. 10 указанного закона влечёт за собой субсидиарную ответственность лиц, на которых этим законом возложена обязанность по принятию решения о подаче заявления должника в суд и подаче такого заявления, по обязательствам должника, возникшим после истечения указанного срока.
Следует отметить, что указанный выше 10-дневный срок, в течение которого должна быть исполнена обязанность по обращению в суд, противоречит срокам, закреплённым в п. 4 ст. 9 Федерального закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)». Согласно этому документу должник не менее чем за 15 календарных дней до даты подачи заявления о банкротстве обязан опубликовать уведомление об обращении в арбитражный суд с таким заявлением путём включения его в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц. А до 1 июля 2015 года должник вправе обратиться с заявлением о признании его банкротом при условии предварительного, не менее чем за 30 дней до такого обращения, уведомления в письменной форме всех известных ему кредиторов о намерении обратиться с заявлением о признании должника банкротом.
Заявление о банкротстве ликвидируемого должника рассматривается в упрощённом порядке — процедура наблюдения, равно как и процедуры финансового оздоровления и внешнего управления, в отношении такого должника не вводится. Правда, для признания ликвидируемого должника банкротом в отличие от общего порядка, установленного для банкротства действующего должника, необходимо не только подтвердить наличие у должника задолженности, определяющей признаки его несостоятельности, но и недостаточность имущества для расчётов с имеющимися у должника кредиторами (постановление ФАС Дальневосточного округа от 26 февраля 2013 года № Ф03-334/2013).
При этом по правилам, действующим с 28 января 2015 года, должник не вправе предлагать собственную кандидатуру конкурсного управляющего, что ранее нередко использовалось недобросовестными должниками в целях проведения контролируемых с их стороны банкротств.
П. 3 ст. 63 ГК РФ также предусматривает, что в случае возбуждения дела о несостоятельности, ликвидация юридического лица прекращается, о чём ликвидатор уведомляет всех известных кредиторов.
Очевидно, что прекращение ликвидации по смыслу п. 3 ст. 63 ГК РФ не влечёт за собой прекращение полномочий самого ликвидатора в качестве единоличного исполнительного органа. Об этом свидетельствует в том числе и возложение именно на ликвидатора обязанности уведомлять кредиторов о возбуждении в отношении должника дела о банкротстве.
Учитывая, что по смыслу п. 3 ст. 62 ГК РФ ликвидатор выполняет функции исполнительного органа юридического лица, полномочия которого могут быть прекращены в силу закона, либо в силу решения высшего органа управления организации, либо в силу решения суда по вопросу об этих полномочиях. В случае возбуждения дела о банкротстве в отношении ликвидируемого должника ликвидатор исполняет полномочия номинального руководителя должника — вплоть до момента введения конкурсного производства. При этом происходит временное прекращение, а точнее сказать, приостановление ликвидационных процедур. Они могут быть продолжены, если суд, рассмотрев заявление о банкротстве должника, не признает его обоснованным и прекратит производство по делу о банкротстве на основании ст. 57 Федерального закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)». Нет сомнения, что после принятия такого процессуального решения ликвидатор должен «возобновить» проведение ликвидации, а не начинать её с самого начала, что следует и из положений ст. ст. 56, 57 Федерального закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)»: прекращение производства по делу о банкротстве полностью снимает все ограничения с должника, наложенные вследствие возбуждения дела.
Пояснения к новшествам законодательства дает наш постоянный консультант, генеральный директор ЗАО «Центр юридической защиты предпринимателей» Елена Анатольевна КЕДЯ
© ООО «Бизнес-медиа «Дальний Восток», 2013–2021.