Блеск и нищета российского Севера

Промышленники Дальнего Востока традиционно сталкиваются с множеством проблем. Причём речь идёт не только об общеотраслевых бедах, но и о минусах сугубо регионального характера. А это характерно именно для северных территорий, где конкурентоспособность бизнеса — всегда большой вопрос. Ну а теперь слово тем, кто ежедневно сталкивается с региональной проблематикой.

«Когда глобальные отраслевые процессы проявляются в регионах, это всегда позитивный фактор»

Как правило, все крупные промышленные форумы проходят в Москве. Поэтому производственники из других субъектов далеко не всегда могут приехать в столицу, чтобы поучаствовать в этих мероприятиях. Особенно сейчас, в период кризиса. И конференция, а также выставка «Майнекс Дальний Восток», прошедшие в Магадане в июле этого года, позволили многим руководителям и ведущим специалистам региональных предприятий взглянуть на передовые технологии, что называется, вблизи. Слово — директору Северо-Восточного комплексного научно-исследовательского института ДВО РАН, члену-корреспонденту Российской академии наук, профессору, доктору геолого-минералогических наук Николаю ГОРЯЧЕВУ:

— Когда глобальные отраслевые процессы проявляются в регионах, это всегда позитивный фактор. Ведь что получается? Мероприятия такого рода проводятся, как правило, в Москве. То есть представители многих региональных компаний туда, по тем или иным причинам, не попадают. А где ещё можно увидеть столько коллег, собравшихся в одном месте? Где ещё можно наблюдать такое количество передовых технологий, сконцентрированных на единой площадке?

И вот столь значимое мероприятие было проведено на Дальнем Востоке, да ещё и в таком регионе, как Колыма, где на недропользование завязано большинство промышленных, экономических и социальных процессов. Так что идея очень хорошая, и благо, что она была реализована. Ведь закрытость отраслевых компаний — это большая беда. В таком случае нельзя говорить о каких-то серьёзных инвестиционных процессах.

Инвестиции в принципе подразумевают открытость. Открытость технологическую, открытость информационную. А «Майнекс» в этой связи лучшая возможность для открытого диалога на самые актуальные производственные темы.

Также стоит отметить, что большое внимание на «Майнекс Дальний Восток» было уделено именно геологическим вопросам. А это для нашего региона, где серьёзная доля экономики связана с горнопромышленным комплексом, имеет чрезвычайно большое значение.

«Сегодня говорить о вольном приносе преждевременно, для начала надо в принципе навести порядок в добыче россыпного золота»

На Севере недропользование является одним из ключевых промышленных направлений. И многие местные жители работают на профильных предприятиях в течение десятилетий. О чём говорить, когда на этот бизнес порой замыкаются судьбы целых поколений. И не случайно именно в этих регионах бытует мнение о том, что было бы целесообразно узаконить вольный принос золота. Причём эту позицию нередко разделяют чиновники, от муниципальных до федеральных. Якобы такой подход позволит, как минимум, повысить уровень самозанятости людей. А ещё это даст дополнительные объёмы добытого золота. Так ли это? Вот мнение председателя правления артели старателей «Восток-1» Романа ЛОМАКИНА:

— Ничего хорошего из введения вольного приноса в законные рамки не будет. Это в принципе преждевременный шаг. Для начала надо навести порядок в добыче россыпного золота, которая уже ведётся. И резко ужесточить наказание за незаконный оборот драгметаллов, то есть, фигурально выражаясь, вытравить из леса «чёрных старателей». И самое обидное, что это вполне можно сделать, было бы желание. А пока у нас создаётся видимость борьбы с этим злом — в каких-то случаях действуют «откаты», в каких-то — недобросовестность и равнодушие, но воз и ныне там.

При сегодняшней ситуации вольный принос только поможет легализоваться «чёрным старателям». Более того, у нас для этого не созданы необходимые механизмы. Например, зарегистрировался человек как индивидуальный предприниматель. И намыл 10 килограммов золота. А куда сдавать металл? Система сдачи золота государственным органам совершенно не продумана. И ни в одном районном центре не назначен ответственный за приём золота. Так что системы, повторюсь, нет. И говорить о вольном приносе пока не стоит.

«Самое страшное оружие для России — это чиновники, которые и губят горную отрасль»

Бюрократия в нашей стране превышает все мыслимые пределы. И это создаёт множество проблем для тех, кто живёт и работает на Севере. В том числе и в сфере недропользования. Более того, именно косное законодательство и многочисленные государственные служащие не дают даже надежды на какое-то отраслевое развитие. Вот как обозначил суть вещей генеральный директор артели старателей «Сияние» (Чукотский автономный округ) Шамиль ГАДЖИЕВ:

— Самое страшное оружие для России — это чиновники, которые и губят горную отрасль. Думаю, со мной согласятся многие мои коллеги. Честно говоря, нас уже просто «заколебали» так называемые государственные управленцы. Помощи от них никакой, а вот вреда более чем достаточно. И ведь вредоносность чиновничества усугубляется ещё и нашим законодательством, которое просто не даёт нормально работать. Вот вам пример.

Если в США бизнесмен решил добывать золото, уголь или иные полезные ископаемые, он просто идёт и покупает интересующий его земельный участок. И всё! После этого он работает так, как считает нужным. Да, с соблюдением экологического законодательства, да, с учётом других нормативных актов, но факт остаётся фактом. Никто не заставляет этого бизнесмена заниматься заполнением никому не нужных бумаг и выполнением никому не нужных предписаний.

А что у нас? А у нас такой жуткий документооборот, что мы вынуждены держать по нескольку лишних сотрудников, которые заняты исключительно бумажной работой. И это здорово тормозит нашу основную деятельность. Плюс ко всему это увеличивает наши расходы. Ведь бизнес на Севере и так несёт на себе множество обременений, включая выплату работникам северных льгот и коэффициентов. Не случайно наш регион — Чукотка является одним из самых дорогих в России по уровню жизни. Ну да ладно! Мы готовы и дальше нести эти расходы, закон есть закон. Но проблема с чиновничеством — наша основная беда. Тут уж ни убавить, ни прибавить.

«Порой стыдно смотреть, как живут люди на Севере, ведь для многих из них элементарные бытовые удобства — уже недостижимое благо»

Промышленное производство и социальная сфера в отдалённых районах Дальнего Востока — это связанные между собой понятия. Беда, если работы ведутся вахтовым методом. Вот тогда о каких-то перспективах люди могут только мечтать. Тем более что уровень жизни в таких удалённых населённых пунктах и так далёк от совершенства. Вот что рассказал нам председатель комитета по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Государственной думы РФ Николай ХАРИТОНОВ:

— Я не раз бывал в командировках на Севере. В том числе и в самых отдалённых населённых пунктах. И могу сказать: это нечто! Порой стыдно смотреть, как живут люди в этих посёлках. Ведь для многих из них элементарные бытовые удобства — уже недостижимое благо. Хотя должно быть наоборот — именно северные территории должны быть самыми богатыми, самыми самодостаточными. И ведь велосипед изобретать не нужно, соответствующая система была разработана и внедрена в советские годы. Тогда люди ехали на Север за «длинным рублём». И ведь многие из тех, кто приезжал сюда на время, оставались на всю жизнь. Семьи создавали, детей рожали, внуков воспитывали. Это и был по-настоящему взвешенный государственный подход к освоению Севера. Это была тщательно продуманная схема. И было чёткое планирование, на десятилетия вперёд. Тогда у государства имелась реальная стратегия развития территории. Реальная, а не бумажная, понимаете? Госплан был. А потом мы от этого отказались. И всё изменилось далеко не в лучшую сторону.

Также по теме 

Темы последних номеров 

Редакция:
— Почему руководитель артели «Полевая», одной из лучших золотодобывающих предприятий Магаданской области, Николай Адамович ДЕРЕЖЕНЕЦ вынужден доказывать, что он не вор. Почему в ответ на правомерную претензию о краже золота с Колымского аффинажного завода руководитель артели получает многочисленные проверки со стороны силовых структур, а в частности, ФСБ. читать полностью >
 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Эра милосердия

Самое тёплое место на Полюсе холода

Без аналогов Наверное, даже не стоит говорить, какое представление складывается о детдомах у большинства людей, не имеющих к этим учреждениях никакого отношения. Картинка выводится из образа серого здания с общими спальнями, в которых и живут воспитанники. Они носят одинаковую (или почти одинаковую) одежду, кушают в общей столовой и постоянно находятся под присмотром воспитателей. Так вот, это типовое… читать полностью >

© ООО «Бизнес-медиа «Дальний Восток», 2013–2021.

Электронная версия печатного издания «Бизнес-газета «Наш регион — Дальний Восток»
Свидетельство о регистрации: ПИ № ФС77‒62577 от 31 июля 2015 года.
Все права защищены и охраняются законом. При полном или частичном использовании материалов
ссылка на Бизнес-газету «Наш регион — Дальний Восток» (https://biznes-gazeta.ru) обязательна.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.
Все замечания и пожелания присылайте на vzimakova@yandex.ru.
Офис редакции находится по адресу: г. Хабаровск, ул. Хабаровская, 15в, оф. 308.
Телефоны: (4212) 45‒03‒99, +7 924 216‒51‒75.
Настоящий ресурс содержит материалы 18+.
Читайте нас:
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru