Дальневосточный бизнес просит слова-2

В конце прошлого года федеральные власти излучали оптимизм по поводу развития Дальнего Востока. Но затем этот оптимизм стал затухать, а реальных проектов в этой связи так и не появилось. Между тем свое видение ситуации могли бы высказать руководители дальневосточных промышленных компаний. Наша газета предлагала полпреду президента РФ в ДФО Юрию ТРУТНЕВУ принять участие в круглом столе с представителями бизнеса из всех субъектов Дальнего Востока. Организацию этого бизнес-диалога мы готовы были взять на себя. Но ответа на свое предложение мы так и не получили. Надеемся, что такая встреча все-таки состоится. А пока — мнения наших ньюсмейкеров об основных проблемах территории. 

«В экономике Дальнего Востока пока надстройка двигает базис, а должно быть наоборот»

Каким образом необходимо развивать дальневосточные территории? И что этому мешает? На эти вопросы ответил генеральный директор крупнейшей региональной компании в сфере транспортного строительства — ОАО «Дальстроймеханизация» Федор ГЛУШКОВ:

— Вот что такое системное планирование? Это модель развития конкретных территорий с учетом всех региональных аспектов. Географических, климатических, логистических, демографических, национальных, образовательных и так далее. Учитываться должна специфика каждого субъекта, вот это и есть основа формирования для нормальных, а не декларативных территорий опережающего развития.
   Образно говоря, это такое лоскутное одеяло, которое мы раскладываем и сразу видим, чем один лоскут отличается от другого. Если, например, мы возьмем идею создания тех же нефтехимических комбинатов, то лучше всего строить их не в Якутии или на Чукотке, а в Приморье. Это удобно и выгодно во всех отношениях, поскольку Приморский край находится ближе к рынкам сбыта, там более высокая плотность населения, более качественная логистика и энергетическая инфраструктура. А соответственно и упрощается поиск потенциальных инвесторов. 
   Если Амурская область «заточена» под сельское хозяйство и золотодобычу, то и вся инфраструктура, а также все инвестиционные предложения требуется выстраивать именно в этой отраслевой плоскости. По сути, у каждой дальневосточной территории должны быть свои узнаваемые бренды. Вот когда мы говорим об американском автомобилестроении, то в мозгу возникает устойчивый стереотип — Детройт. Ну а коль скоро мы ведем речь об игорной зоне, то даже подсознательно вспоминаем Лас-Вегас. 
Поэтому и на российском Дальнем Востоке необходимо сформировать долгосрочную стратегию развития регионов, с учетом сегодняшней и потенциальной специфики каждого из них. И уж на основании этой стратегии можно будет и выстраивать собственные схемы, и привлекать инвесторов. Либо дожидаться выгодных предложений от зарубежных партнеров…
развернуть ↓

«ФЗ-44 не остановил демпинг»

С 1 января 2014 года вступил в силу закон «О федеральной контрактной системе». Причем у самих участников рынка, в том числе и у дорожников, этот нормативный акт вызвал неоднозначную реакцию. По принципу: к ФЗ-94, при всех его жутких недостатках, мы уже привыкли, а вот что будет с ФЗ-44 — непонятно, поскольку он явно сырой и недоработанный. Однако многих несколько успокаивал другой момент — разработчики сорок четвертого закона всё-таки прописали ограничения по ценовому демпингу в параметрах 25 процентов. Тоже много, но хоть какой-то ограничитель. И вот теперь выясняется — проблемы с демпингом не решены. Вот что рассказал нам генеральный директор ООО «Сахалиндорстрой» Николай ЛИСОВЕНКО:

— Не знаю, кто и каким образом на законодательном уровне хотел ограничить демпинг на аукционах, но проблема явно не решена. По крайней мере у нас на Сахалине я пока не вижу в этой связи каких-то позитивных сдвигов.
   Зато проявляется другое. В феврале у нас состоялись торги, на которых цену сбросили, по некоторым сведениям, на 70 процентов. Не знаю, каким образом это произошло, могу только догадываться, ведь ФЗ-44 не выносит абсолютного запрета на ценовое падение свыше 25 процентов. Можно «падать» и ниже, но требуется обоснование. А сами понимаете, при определенном желании и определенных условиях обосновать можно всё, что угодно.
   В остальном же аукционы вообще остаются неизменными. Даже механизмы конкурентной борьбы, по сути, не меняются. Например, на Сахалине две компании боролись за один объект с общим финансовым объемом в 64 миллиона рублей. Сбросили ценник процентов на двадцать. Выявили победителя. Но проигравшая сторона не успокоилась и обратилась в ФАС. Кстати, повод для обращения был резонным — в сметную документацию заказчики заложили наличие у подрядчика «кольца колодезного» какой-то особенной марки, которое и найти-то сложно. Соответственно, проигравшие конкуренты заподозрили сговор и отправили обращение в антимонопольное ведомство. Мол, в документах присутствует искусственно созданное ограничение. 
   Получается, как боролись участники рынка друг с другом по ФЗ-94, так и продолжают бороться, но уже в рамках ФЗ-44. Ничего не меняется, никаких особых сдвигов нет. И не знаю, будут ли они вообще, эти сдвиги. Вот сейчас приближается период аукционов непосредственно в дорожной сфере. Будем участвовать, посмотрим, как всё произойдет. Хочется, конечно, надеяться на лучшее, но пока об этом можно только мечтать. 

«Создание территорий опережающего развития с чиновничьими аппаратами — стратегическая ошибка»

Сегодня высказывается очень много гипотез, прогнозов, моделируются разные ситуации как политические, так и экономические, которые возникли в связи с кризисом на Украине и возвращением в Россию Крыма. Как отразятся эти процессы у нас на Дальнем Востоке?  Свою точку зрения высказывает председатель попечительского совета Фонда политических технологий Сергей ЛОКТИОНОВ:

— Начнем с того, что это не победа, это только начало изменения однополярного мира, и Россия в новом мировом формате играет ключевую роль, так случилось. Я считаю, что Россия не могла поступить по-другому в этой ситуации. Это был бы крах державы, и президент России великолепно на этом этапе отстоял интересы государства, русских, проживающих в Крыму, да и всех жителей Крыма. Не допустил кровопролития и возвращения фашизма.
     Но, повторяю, это только начало. Мир уже никогда не будет прежним, и Россия должна в новом мире занимать достойное место. Не будем рассуждать о «штатниках» и о Западной Европе, с ними всё понятно. Сегодня они, очень мягко говоря, конкуренты. Мы же — евразийское государство, со всеми вытекающими выводами. 
    Сейчас, при сложившейся политической ситуации, жизненно важно обратить самое серьезное внимание на Дальний Восток, что и происходит. 
    Именно в наше время требуется активно развивать отношения с такими странами, как Китай, Индия, да практически со всеми государствами АТР. Конечно, мы не должны выступать в роли бедных родственников, которым можно навязать самые невыгодные для нас условия. Мы должны четко продемонстрировать — на нашем Дальнем Востоке есть не только богатейшая ресурсная база, но и удобные для любого инвестора механизмы реализации проектов. При этом мы просто обязаны также развивать и свою промышленность. Эта конструкция должна базироваться на двух составляющих — на перспективном планировании и инструментах воплощения этих планов в жизнь. 
В первом случае речь идет о Минвостокразвития и представительстве президента РФ в ДФО, о таком государевом оке, без чего невозможно обойтись. Что же касается непосредственной…
развернуть ↓

«Пока непонятно, как выбирать экспертную организацию при закупках у единственного поставщика»

Еще в прошлом году мы публиковали мнение заказчиков, работающих в дорожной отрасли, о ФЗ-44. Правда, мнение это выражалось буквально в нескольких словах: а мы не знаем, как станет работать новый закон. Его, как минимум, необходимо дополнять подзаконными актами. Но вот теперь этот нормативный акт уже функционирует. Проявляются ли теперь какие-то проблемы? На этот вопрос ответил заместитель начальника ФКУ Упрдор «Лена» Николай ДУДКО:

— Основной объем торгов текущего года мы успели провести в году прошлом, то есть еще в рамках ФЗ-94. Сейчас торгуем, что называется, по мелочи. И какие-либо выводы в этой связи делать рано. Звоните где-то во второй половине года, думаю, тогда уже будет ясность по поводу всех нюансов, связанных с ФЗ-44 и его эффективностью. Пока же проявляется одна проблема. Согласно этому закону, если закупки производятся у единственного поставщика, а такие случаи бывают, то заказчик обязан уведомить об этом ФАС. А сотрудники антимонопольного ведомства, в свою очередь, проводят внеплановую проверку и выдают разрешение (либо выносят запрет) на закупки у этого самого единственного поставщика.
   И коль скоро такое разрешение получено, то мы обязаны заключать государственный контракт только совместно с экспертной организацией. Это — жесткое требование закона. Но в самом законе и иных нормативных актах не сказано, что это должны быть за эксперты. То есть прослеживается несоответствие. И теперь мы ждем правительственного постановления, которое разъяснит эту позицию. Надеюсь, оно появится в недалеком будущем. 

«Государство справа, бизнес — слева, но все должны играть на одном поле»

Еще 27 марта, на встрече президента РФ Владимира ПУТИНА с сенаторами, вице-спикер Совета Федерации РФ Вячеслав ШТЫРОВ сказал о том, что закончена подготовка законопроекта о Дальнем Востоке: «За полтора года мы разработали этот закон, он сейчас проходит обсуждение». Прокомментировать ситуацию мы попросили одного из непосредственных разработчиков этого закона, профессора Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ, в 2003–2013 годах сенатора СФ РФ, а ранее — первого вице-президента АК АЛРОСА Александра МАТВЕЕВА:

— Разработанный нами закон о Дальнем Востоке и Забайкалье я бы назвал комплексным, который предусматривает целый ряд важнейших схем. Это и система межбюджетных отношений, и налоговая составляющая, и упрощение ведения экономической деятельности. Причем не только непосредственно инвестиционной, а именно экономической, касающейся многих участников рынка. По сути, этот нормативный акт выравнивает общую ситуацию в России, ведь не секрет, что экономика на Дальнем Востоке и в Забайкалье зачастую, в силу объективных причин, не может работать по общероссийским принципам. Здесь сказывается территориальная специфика. Вот этот дисбаланс и устраняется в нашем варианте нового закона.
    Конечно, предстоит еще большая работа по развитию Дальнего Востока. И если у представителей дальневосточного бизнеса есть желание встретиться с полпредом президента РФ в ДФО Юрием ТРУТНЕВЫМ, то эта встреча, на мой взгляд, должна состояться. Такой диалог может быть чрезвычайно полезен для всей территории. Как говорится, государства справа, бизнес — слева, но для развития региона все должны играть на одном поле. 

«На Колыме исчезло более двух тонн золота, и это может уничтожить экономику региона»

В магаданских СМИ прозвучала информация о пропаже драгоценных металлов с Колымского аффинажного завода. Речь идет о факте беспрецедентном, поскольку в истории сложно вспомнить случаи бесследного исчезновения с предприятия 2 тонн 100 килограммов золота и 16 тонн серебра. И минимальный ущерб только от «золотого минуса» составляет на сегодняшний день 2 миллиарда 500 миллионов рублей. Разумеется, возникает вопрос — а как могло исчезнуть с режимного объекта такая прорва золота и серебра? Вот что сказал по этому поводу председатель совета директоров ОАО «Сусуманзолото», депутат Магаданской областной думы Владимир ХРИСТОВ:

— Вот ваша газета публикует мнение промышленников о путях развития Дальнего Востока. В другое время я с удовольствием принял бы участие в этом разговоре. Тем более что, как управленец и как парламентарий, я уже не раз озвучивал свою позицию по некоторым ключевым вопросам. Но сейчас мне не до рассуждений на отвлеченные, пусть даже и самые важные темы.
    У нас на Колыме стряслась беда — с аффинажного завода «исчезло» 2 тонны 100 килограммов золота и 16 тонн серебра. Пострадали в общей сложности 30 отраслевых предприятий. Только компания ОАО «Сусуманзолото» лишилась 464 килограммов химически чистого золота. А общий ущерб организаций, так или иначе вовлеченных в нашу группу, составил более полутоны драгоценного металла. 
Сейчас вроде бы идет следствие, и силовики разбираются, как это могло произойти. Но меня не волнует, сядет теперь кто-нибудь за решетку или останется на свободе. Важно другое — 30 отраслевых предприятий в один момент были поставлены на грань банкротства. Ведь мы за добытое золото уже рассчитались с бюджетами. Мы выплатили своим работникам зарплаты за прошедший сезон и закрыли все свои долги. И резонно рассчитывали на получение честно заработанных денег. Но в итоге нам дали от ворот поворот. 
   За всю свою долгую производственную жизнь я не помню, чтобы хоть где-то происходило нечто подобное. И, на мой взгляд, настала пора вмешаться в ситуацию представителям федеральных властей. Мы были бы благодарны полпреду президента РФ в ДФО, заместителю председателя правительства РФ Юрию Петровичу ТРУТНЕВУ, если бы он взял беспрецедентное происшествие под свой личный контроль. Ведь если драгоценные металлы с завода исчезали тоннами, то рискну предположить — это…
развернуть ↓

«Федеральные власти поддерживают кого угодно, но только не дальневосточных производственников»

По мнению специалистов, в последнее время банки неохотно кредитуют промышленные компании, строящие жилье по ипотечным схемам. И это не добавляет оптимизма участникам рынка, у которых просто не хватает оборотных средств. Хотя речь идет именно о социально значимых проектах. Вот что рассказал нам генеральный директор ООО «Строймонтаж-2002» (Якутия) Роман ПРИХОДЬКО:

— Свое предложение, касающееся развития Дальнего Востока, я начну с частного примера. Наше предприятие занимается строительством почти 12 лет. За эти годы мы сдали свыше сотни объектов в разных районах Якутии. Нас в республике знают, и к нашей работе никаких претензий ни у кого и никогда не возникало.
    Но в последнее время здесь стала проявляться интересная ситуация. Вот мы являемся многолетним клиентом одного из самых консервативных финансовых учреждений страны — Сбербанка России. В этом банке всех заемщиков, особенно юридических лиц, чуть ли не под микроскопом просвечивают. И это правильно, так и надо делать. У нас же в Сбербанке сформировалась отличная кредитная история.    Однако сейчас нам стали «урезать» кредитные линии под строительство ипотечного жилья. 
Казалось бы, в чем проблема? Мы сами оформляем землю, сами строим дома и сами продаем квартиры. Мы в таком формате вот уже несколько лет работаем, и никаких проблем не возникало. Конечно, для этого нужны оборотные средства, но Сбербанк всегда шел нам навстречу. Грубо говоря — сколько денег мы просили, столько нам их и давали. А вот теперь кредитные объемы для нас минимизируются. К примеру, мне нужно около 500 миллионов, а дают всего 70. Объясняют это неофициально — ипотечный рынок становится более высокорисковым, поэтому вкладывать в него средства также рискованно. И вот тут проблема из частной становится общегосударственной или, если так можно выразится, общедальневосточной. Поскольку именно федеральные власти говорят, что жизнь на Дальнем Востоке должна стать привлекательной, что необходимо, как минимум, остановить отток населения в европейскую часть страны, а как максимум — привлекать в наш регион новых жителей. 
развернуть ↓

Также по теме 

Темы последних номеров 

Иван СТРЕЛКОВ:
— Где элементарная логика в том, что мы вначале получаем лицензию на право пользования недрами по одному закону, а потом начинаем приводить эту же лицензию в соответствие с другими нормативными актами? Причем за свой счет землю оформляем, водные ресурсы и так далее. И ладно бы ситуация была хоть и неудобной, но неизменной. Так нет, здесь тоже наблюдается чехарда. Появляются, например… читать полностью >
 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Эра милосердия

Самое тёплое место на Полюсе холода

Без аналогов Наверное, даже не стоит говорить, какое представление складывается о детдомах у большинства людей, не имеющих к этим учреждениях никакого отношения. Картинка выводится из образа серого здания с общими спальнями, в которых и живут воспитанники. Они носят одинаковую (или почти одинаковую) одежду, кушают в общей столовой и постоянно находятся под присмотром воспитателей. Так вот, это типовое… читать полностью >

© ООО «Бизнес-медиа «Дальний Восток», 2013–2021.

Электронная версия печатного издания «Бизнес-газета «Наш регион — Дальний Восток»
Свидетельство о регистрации: ПИ № ФС77‒62577 от 31 июля 2015 года.
Все права защищены и охраняются законом. При полном или частичном использовании материалов
ссылка на Бизнес-газету «Наш регион — Дальний Восток» (https://biznes-gazeta.ru) обязательна.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.
Все замечания и пожелания присылайте на vzimakova@yandex.ru.
Офис редакции находится по адресу: г. Хабаровск, ул. Хабаровская, 15в, оф. 308.
Телефоны: (4212) 45‒03‒99, +7 924 216‒51‒75.
Настоящий ресурс содержит материалы 18+.
Читайте нас:
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru