— Одна из ключевых проблем дорожной отрасли выражается в запутанной нормативной базе. В настоящее время в нашей стране на контракты, заключенные для государственных нужд, распространяется действие Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 94-ФЗ). Отношения участников гражданского оборота, связанного с заключением, исполнением, изменением и расторжением государственных контрактов, регулируются как Законом № 94-ФЗ, так и Гражданским кодексом Российской Федерации. Заключение сделок при размещении государственных и муниципальных заказов в ином порядке не допускается.
Действие Закона № 94-ФЗ не регулирует исполнение сторонами своих обязательств по государственным и муниципальным контрактам в отношении качества выполняемых работ, оказываемых услуг. В данном случае указанные правоотношения регулируются положениями Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом стороны контракта достигают соглашения по видам обязательств, в отношении которых действует нормативно-правовой акт, содержащий обязательные для исполнения сторонами требования, независимо от того, предусмотрена ли такая обязанность контрактом или нет. Законодательством предусмотрены меры, которые понуждают стороны контракта к надлежащему исполнению своих обязательств, и связаны с неблагоприятными имущественными последствиями в случае ненадлежащего исполнения или неисполнения сторонами своих обязательств.
Однако различные ведомства трактуют нормы законодательства по-разному и почему-то ставят во главу угла исключительно Закон № 94-ФЗ, что является некорректным.
Хотелось бы привести конкретный пример. В Магаданской области достаточно известным является случай, когда по результатам открытого аукциона в электронной форме победителем стало ООО «Хамелеон», с которым в дальнейшем был заключен долгосрочный государственный контракт на оказание услуг по содержанию участка с 1869-го по 1975-й километр автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-504 «Колыма» Якутск—Магадан. В настоящее время претензий к качеству оказания услуг данным обществом накопилось немало. Причем как у чиновников, так и у простых граждан. ФКУ Упрдор «Магадан» в свою очередь разделяет все эти претензии, и как заказчик может констатировать следующее: участок федеральной автодороги обслуживается из рук вон плохо и находится в крайне неудовлетворительном состоянии. Однако требования Закона № 94-ФЗ и Гражданского кодекса РФ обязывают нас как заказчика расторгнуть государственный контракт, заключенный с ООО «Хамелеон», исключительно в судебном порядке. Судебные разбирательства, как правило, являются достаточно продолжительными по времени. Решение по данному делу было вынесено Арбитражным судом Магаданской области 28 июня 2013 года, подрядчик его оспорил и 2 октября решение по апелляционной жалобе отложено до 8 октября 2013 года. А между тем федеральная автодорога постепенно выходит из строя и разрушается. При этом, учитывая, что на данном участке автодороги уже начался период зимнего содержания, возникают случаи, когда проезд не обеспечен ввиду несвоевременного и ненадлежащего исполнения подрядчиком своих обязательств.
Таким образом, заказчик законодательно практически не защищен от действий недобросовестных подрядчиков. Возникает ситуация, когда подрядчик не согласен с оспариванием своих действий или бездействия и ссылается на то, что он стал победителем аукциона, контракт подписан и исполняется, поэтому претензии заказчика к качеству выполняемых работ (оказываемых услуг) являются необоснованными. И очень хорошо, что с начала следующего года в действие вступает Федеральный закон № 44-ФЗ «О федеральной контрактной системе». Несмотря на его несовершенство, в нем присутствуют два положительных момента. Во-первых, на стадии проведения аукциона предусмотрен предквалификационный отбор, который, мы надеемся, позволит отклонить заявки недобросовестных поставщиков. Во-вторых, ценовой демпинг, то есть максимальное понижение цены контракта зафиксирован на уровне 25 % от первоначальной цены.
Теперь нашей основной задачей является подготовка сотрудников ФКУ Упрдор «Магадан» для работы в новых условиях.
Таким образом, при наличии понимания со стороны подрядчиков необходимости исполнения принятых на себя обязательств в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства, в частности Гражданского кодекса РФ, многие проблемы были бы решены сами собой.
свернуть ↑