БАМ — 40 лет спустя

   В этом году исполнилось 40 лет с начала строительства Байкало-Амурской магистрали. И чем больше проходит времени, тем больший интерес вызывает бамовская тема.    Хотя бы потому, что речь идёт не только об одной из самых грандиозных строек ХХ века, но ещё и о целом поколении юношей и девушек, которые избрали для себя судьбу первопроходцев. Достаточно поговорить хоть с кем-то из комсомольцев-добровольцев тех лет, чтобы понять — они ехали в глухую тайгу, не зная, в каких условиях будут там жить и какую зарплату им станут платить. Для них было важно другое — государство доверило молодёжи строить железную дорогу, города и посёлки. Потому что всё это нужно Родине. И точка.    Для нашей прагматичной эпохи мотивация фантастическая, но так оно и было. И сама жизнь доказала нравственную правоту бамовцев. Ведь БАМ не только выжил в самые трудные для России времена, он ещё и постепенно обретает второе дыхание. Он по-прежнему нужен стране. Об этом — в комментариях наших ньюсмейкеров. 

«БАМ — от поколения к поколению»

Стоит отметить, если о Байкало-Амурской магистрали в России знают все, то о сопутствующих этой стройке проектах известно не многим. В частности, жители европейской части страны вряд ли имеют представление о том, что такое малый БАМ. Подробнее — в комментарии главы Нерюнгринского района Якутии Андрея ФИТИСОВА:

— В этом году свой юбилей отмечает главная стройка прошлого века – БАМ. Для Нерюнгринского района магистраль стала важным стратегическим проектом, имевшим большое социально-экономическое значение. Сорок лет назад строители малого БАМа, а именно железнодорожного узла и станции Беркакит, совершили настоящий трудовой подвиг, проложив стальную магистраль в вековой тайге, открыв «южные ворота Якутии», положив начало оперативным и стабильным поставкам угля к потребителям. 
     На протяжении всех лет эксплуатации малый БАМ остаётся надёжным связующим звеном между нашей республикой и всей страной, залогом экономической стабильности Южной Якутии и одной из важных составляющих хозяйственного комплекса. Магистраль живёт полноценной жизнью, по ней проходят десятки поездов, здесь работают сотни людей — специалисты высочайшей квалификации, бесконечно преданные своему делу. 
     В этом году состоялся первый Нерюнгринский бизнес-форум, в котором приняли участие представители органов власти и деловых кругов из разных регионов России. Намечены большие планы на перспективу, в том числе открытие индустриальных парков и новых предприятий, возможно создание первой в Якутии территории опережающего развития.
     Сегодня в свете проектов, которые планируются к реализации на территории Южной Якутии и имеют большое значение для всего Дальнего Востока, перед БАМом открываются новые перспективы — увеличатся объёмы грузоперевозок и пассажиропоток, объёмы переработки грузов. В этих условиях очевидна необходимость модернизации малого БАМа, внедрение новых технологий и строительство новых путей, которые позволят в перспективе эффективно осваивать Эльгинское и Инаглинское угольные…
развернуть ↓

«В такой громадной стране, как наша, БАМ был крайне необходим»

Первым большим транспортным коридором, связавшим западные и восточные территории России, в своё время стал Транссиб. Но специалисты прекрасно понимали — для страны, обладающей такими громадными территориями за Уралом, этого явно недостаточно. В итоге именно БАМ решил множество важнейших задач, без которых судьба Дальнего Востока могла бы быть гораздо печальнее. Вот какую позицию высказал глава Алданского района Якутии Северин ПОЗДНЯКОВ:

— В первую очередь БАМ повлиял на то, что многие отдалённые дальневосточные территории, фигурально выражаясь, приблизились к центру своей страны. И уже одно это стало для нашего государства большим прорывом вперёд. Помимо этого, именно БАМ позволил решить задачи, которые ещё недавно считались просто фантастическими.
     Приведу пример с нашим районом. Общеизвестно, что после окончания строительства Байкало-Амурской магистрали власть приняла решение строить ещё и другую железную дорогу: Беркакит—Томмот—Якутск, которая должна была присоединить северные территории к единой транспортной сети нашей страны. А конкретно — к тому же БАМу. 
     И вот когда Амуро-Якутская магистраль дошла до Алдана, когда здесь появился собственный вокзал, когда было открыто движение пассажирских поездов, люди не могли поверить — а как это, в родном Алдане или Томмоте сесть в вагон и поехать в Хабаровск, или в Новосибирск, или вообще в Москву? Народ к этому довольно долго привыкал. Но ведь привык. Я уж не говорю о том, что благодаря железной дороге и предприятиям, которые ее строили, Алданский район получил множество новых рабочих мест. Причём и прямо, и косвенно, поскольку не нужно быть великим экономистом, чтобы понять — серьёзные производственные объекты всегда притягивают к себе дополнительную инфраструктуру, а значит, и дополнительную работу для местных жителей.
     Грубо говоря, появился вокзал — появятся и гостиницы. Появились гостиницы? Появятся и кафе. Появились кафе? Появится и рынок сбыта для сельхозпроизводителей. И всё это, пусть даже и опосредовано, решает ещё одну задачу государственной значимости — останавливает отток населения в западные регионы страны…
развернуть ↓

«БАМ дал нам возможность стать настоящими патриотами своей Родины»

Что дала Байкало-Амурская магистраль для тех молодых специалистов, которые туда ехали? И какое значение эта стройка до сих пор имеет для нашей страны? На эти вопросы ответил генеральный директор ООО «Трансстрой-Восток», депутат Государственного собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Александр ДУДНИКОВ:

- Лично мне и, наверное, подавляющему большинству других строителей магистрали БАМ дал возможность стать настоящими патриотами своей Родины. Это и правда был период формирования патриотизма у тысяч моих сверстников, многие из которых не только приобрели бесценный производственный опыт, но и стали людьми с большой буквы. Что, конечно же, самое важное в этой жизни. 
    Я хочу, чтобы меня правильно поняли – мы ехали на БАМ не за деньгами, не за должностями, не за квартирами, не за льготами. Все это появилось уже потом, но в семидесятые годы мы об этом даже не думали. Мы были счастливы другим – нам доверено Родиной стать первостроителями. И надо отдать должное советской власти – она на идеологическом уровне поощряла тех, кто хотел уйти от привычного городского быта в новый, интересный мир. Поэтому многие выпускники вузов и техникумов так рвались именно на БАМ. 
   Мы знали, что жить нам придется в палатках, а работать, нередко, на прорубке просек. Но зато на наших глазах и при нашем участии из палаточных городков вырастали настоящие города. На наших глазах и при нашем участии таежные просеки становились станциями. И, в конечном итоге, на наших глазах и при нашем участии страна приобретала столь нужную магистраль. 
   Поэтому, когда бригады Александра БОНДАРЯ и Ивана ВАРШАВСКОГО уложили на БАМе «золотое звено» мы были счастливы. Мы гордились делом своих рук. И когда в девяностые годы кто-то запустил в оборот фразу «БАМ – дорога в никуда»,  хотелось ответить: «Сами вы ниоткуда». Слава Богу, время подтвердило нашу правоту. БАМ не умер. Более того, уже в наши дни стало понятно – пропускную способность Байкало-Амурской магистрали надо…
развернуть ↓

«БАМ принёс нашей стране экономическую, логистическую и геополитическую выгоды»

А вообще, зачем нужна была Байкало-Амурская магистраль? Не проще ли было расширить пропускную способность и без того самого крупного в мире транснационального транспортного коридора — Транссиба? Об этом — в комментарии генерального директора ОАО «Дальстроймеханизация» Фёдора ГЛУШКОВА:

— В руководстве СССР работали в основном умные люди, умевшие трезво оценивать перспективные промышленные проекты. Я не идеализирую советскую власть, но нужно отдать должное — в то время государство в своей внутренней и внешней политике учитывало самые отдалённые перспективы. Не устаю повторять, что нам и сейчас было бы полезно использовать опыт государственного планирования и уже в новом, рыночном формате, возрождать Госплан. Но это так, небольшое отступление от темы.
   Что же касается БАМа, то он принес нашей стране экономическую, логистическую и геополитическую выгоды. Объясню по пунктам. Во-первых, для эффективного промышленного освоения громадных территорий за Уралом требовалась транспортная составляющая. И БАМ в этой связи стал хорошим экономическим фактором. Особенно для тех регионов, которые оказались в стороне от Транссиба. 
     Во-вторых, путь к морю по БАМу значительно короче, нежели по Транссибу. То есть логистика в этом случае однозначно выиграла за счёт относительно короткого выхода к морским портам. 
Наконец, в-третьих, БАМ сам по себе и до сих пор решает вопросы, связанные с национальной безопасностью нашей страны на её восточных рубежах, поскольку в случае обострения отношений с государствами АТР эта магистраль легко превращается в рокаду. 
    Но главное даже не в этом. Наличие удобного и близкого к границам транспортного коридора является сдерживающим фактором для любого потенциального агрессора. Вот и получается, что, построив Байкало-Амурскую магистраль, СССР получил экономическую, логистическую и геополитическую выгоды. Однако если уж мы обращаемся к истории этого вопроса, то не стоит забывать — впервые этот проект был чётко озвучен еще в…
развернуть ↓

«Строители БАМа оставили Тайшету развитую промышленность, но увели многих местных девушек»

Еще в 30-е годы советское правительство определило, по какому маршруту пройдёт Байкало-Амурская магистраль. И отправной точкой БАМа стал Тайшет. Свой взгляд на прошлое, настоящее и будущее этой железной дороги высказал глава Тайшетского района Иркутской области Виталий КИРИЧЕНКО:

— Если театр начинается с вешалки, то БАМ — с Тайшета. Причём первые шаги, связанные со строительством магистрали, были сделаны у нас не в 70-е годы, а гораздо раньше — во второй половине тридцатых. Но вот масштабная реализация этого проекта стала возможна именно после выхода в свет постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР «О строительстве Байкало-Амурской магистрали».
И могу сказать, что в нашем районе это стало мощным импульсом для развития всей промышленной сферы. В первую очередь железнодорожной, поскольку Тайшет и проектировался в качестве узловой станции. Причём до сих пор железная дорога у нас является градообразующим элементом рынка. Здесь с магистралью связано очень многое.
     Кроме того, на бамовской волне в советские годы у нас были созданы многие крупные производственные предприятия. В частности, комбинат «Стройиндустрия», который выпускал продукцию для строительного комплекса территории. Работали у нас и другие, непосредственно местные промышленные структуры, рождённые как раз в бамовский период. Так что развитие района в ту пору было мощным. Да и социальная сфера у нас также развивалась весьма динамично. 
     Так что строители БАМа оставили Тайшету и посёлкам нашего района современную по тем временам промышленность. Хотя был и другой момент, связанный с комсомольцами-добровольцами. Они, что называется, увели многих местных девушек. То есть наши девчонки выходили за первостроителей замуж и навсегда уезжали со своей малой родины. Но это так, небольшая ремарка. 
Что же касается сегодняшнего дня БАМа, то здесь для нас также есть серьёзные перспективы. Дело в том, что ОАО «РЖД» планирует реализовать два мощных инвестиционных…
развернуть ↓

Также по теме 

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Эра милосердия

Самое тёплое место на Полюсе холода

Без аналогов Наверное, даже не стоит говорить, какое представление складывается о детдомах у большинства людей, не имеющих к этим учреждениях никакого отношения. Картинка выводится из образа серого здания с общими спальнями, в которых и живут воспитанники. Они носят одинаковую (или почти одинаковую) одежду, кушают в общей столовой и постоянно находятся под присмотром воспитателей. Так вот, это типовое… читать полностью >

© ООО «Бизнес-медиа «Дальний Восток», 2013–2021.

Электронная версия печатного издания «Бизнес-газета «Наш регион — Дальний Восток»
Свидетельство о регистрации: ПИ № ФС77‒62577 от 31 июля 2015 года.
Все права защищены и охраняются законом. При полном или частичном использовании материалов
ссылка на Бизнес-газету «Наш регион — Дальний Восток» (https://biznes-gazeta.ru) обязательна.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.
Все замечания и пожелания присылайте на vzimakova@yandex.ru.
Офис редакции находится по адресу: г. Хабаровск, ул. Хабаровская, 15в, оф. 308.
Телефоны: (4212) 45‒03‒99, +7 924 216‒51‒75.
Настоящий ресурс содержит материалы 18+.
Читайте нас:
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru