В текущем порядке
Такая же история с отраслевым законодательством. Практически все руководители рыбопромышленных компаний Дальнего Востока, с которыми мы общались накануне, высказывали приблизительно одну позицию — нормативных перекосов в отрасли хватает. Но, во-первых, ситуация постепенно (хоть и медленно) меняется к лучшему, а во-вторых, нет смысла об этом рассуждать. Поскольку изменение законодательной базы процесс долгий, а работать нужно здесь и сейчас. Несмотря на все сложности. И не только правового характера. Вот как оценивает ситуацию генеральный директор ООО «Кристалл» (Камчатка) Руслан ИНАМОВ: «Нашу отраслевую проблематику я озвучивал, и не раз. Но в то же время нет смысла драматизировать происходящее на рынке, ведь все мы по-прежнему работаем и решаем возникающие проблемы по мере их поступления. Например, все мы знаем, что во Владивостоке, куда мы доставляем свою продукцию, нет тех холодильных мощностей, где можно было бы хранить большие объёмы продукции. Не спорю, это факт. Но какой смысл рассказывать об этом в очередной раз? Так или иначе, пусть и со сложностями, но эту проблему мы решаем. Как, собственно, и остальные негативные моменты».
Браконьерство или кража?
О браконьерах. Ещё на Восточном экономическом форуме генеральный директор научно-производственной компании «Нереида» (Приморский край) Валентин БОГОСЛАВСКИЙ чётко обозначил суть вещей:
«Мы достаточно давно и масштабно занимаемся культивированием приморского гребешка и дальневосточного трепанга. Более того, к нам готовы прийти крупные инвесторы из Китая. Но не идут, поскольку наши морские фермы постоянно грабят браконьеры. И управы на них нет, представители силовых структур кивают друг на друга и не хотят или не могут возбудить административные или уголовные дела. А инвесторы говорят просто: мы не будем рисковать своей собственностью, вы вначале у себя порядок наведите. Так что проблема серьёзная. Тем более наши участки находятся в море, их колючей проволокой не обнесёшь. А браконьерством занимаются жители отдалённых посёлков. Так что полноценно охранять морские огороды у нас не получается и вряд ли получится. И государственным структурам с этим что-то нужно делать».
Кстати, на этом же Восточном экономическом форуме мы спросили, что же всё-таки делать с браконьерством в сфере марикультуры, у руководителя Росрыболовства Ильи ШЕСТАКОВА. Ответ был лаконичен, но исключительно по сути:
«А какое тут браконьерство? Это кража. Если к вам в огород залезут воры и что-то стащат, вы же не станете требовать привлечь их за браконьерство? Тут такая же история. Привлекать к ответственности воров, на мой взгляд, нужно именно за кражу».
По всей видимости, Илья Шестаков абсолютно прав. Но как говорят представители профильного бизнеса, есть ещё одна немаловажная проблемная ситуация — не определена адекватная стоимость того же гребешка или трепанга. Ведь для того, чтобы вора можно было наказать, требуется определить конкретный объём ущерба в денежном выражении. Пока это сделать практически невозможно. И воры отделываются, в худшем для них случае, только административным наказанием.
Как, собственно, и подавляющее большинство браконьеров. Как говорят в один голос сами рыбаки: «Браконьер не напрягаясь платит копеечный штраф и тут же идёт ловить дальше».
Земля и транспорт
Также отрицательным фактором для рыбопромышленников является, как ни странно, земельный вопрос. Точнее, ситуация с землями лесного фонда, расположенными в прибрежной зоне, на которых нельзя строить профильные заводы и заниматься глубокой переработкой рыбы. Между тем директор ООО «Биосервис» (Сахалин) Юрий ЕРЁМЕНКО считает проблему более чем серьёзной:
«О каких инвестициях можно рассуждать, коль скоро мы не можем оформить береговой участок, по сути, никому не нужной земли? И где логика, если там по закону можно заниматься сельским хозяйством, а вот рыбопереработкой — нельзя? Ведь наш бизнес — это и продвижение отечественной продукции на внутренний и на внешний рынки, и отчисления налогов в бюджеты всех уровней, и рабочие места для местных жителей… Перечень можно продолжить. Кроме того недостаточное количество береговых заводов вообще негативно сказывается на ситуации в отрасли. Поскольку при большом подходе рыбы транспортировать её на большие расстояния к месту переработки непросто и довольно накладно. А береговые заводы решили бы эту проблему».
Между прочим, если говорить непосредственно о транспортных вопросах, то эта тема также будет звучать на Международном конгрессе рыбаков. В частности, президент Ассоциации рыбопромышленных организаций Сахалинской области (АРСО) Максим КОЗЛОВ намерен в своём выступлении сосредоточиться на транспортной безопасности:
«Сейчас мы плотно работаем и с Минтрансом, и с Росрыболовством, чтобы тут появилась предельная ясность. Пока же требования транспортной безопасности полностью идентичны как к пассажирским судам, так и к судам рыбопромысловым. А это, на наш взгляд, неправильно. В случае с рыбопромышленным флотом это излишние требования. Кроме того, выполнение этих требований ведёт к серьёзным дополнительным затратам, которые ложатся на себестоимость продукции, способствуя её удорожанию. Поэтому здесь необходимо вносить изменения в ряд нормативных актов».
Александр МАТВЕЕВ
свернуть ↑