Энергия созидания
Но для начала — приятный повод. Как известно, 22 декабря в России отмечается День энергетика. Для нашего издания эта отрасль всегда была, скажем так, информационно дружественной. Например, такие предприятия, как АО «Якутская энергоремонтная компания» и ООО «Энерго-Импульс+», регулярно рассказывают на страницах газеты о том, что происходит в отрасли.
Тем более руководителям этих производственных структур всегда есть что сказать и продемонстрировать. Энергетике мы действительно уделяем повышенное внимание, в частности публикуем материалы о реализации крупных горнопромышленных проектов. Интересно, что в Магаданской области профильные компании начинают активно использовать возможности солнечной энергии, а в Хабаровском крае создаётся мощный энергомост. Таких примеров в регионе хватает, и мы с удовольствием поздравляем всех причастных к этой отрасли с Днём энергетика. Желаем всем вам оставаться столь же созидательно энергичными, как сейчас. Ну и, естественно, хочется, чтобы у вас было как можно больше интересных и выгодных проектов, чтобы работа приносила и удовольствие, и стабильный доход. С праздником!
Колымские мотивы
Проблемы золотодобытчиков Магаданской области остаются, по большому счёту, прежними. Главная из них — истощение запасов металла. Это особенно актуально для компаний, работающих на россыпях. Приобрести лицензию с хорошими запасами уже давно стало крайне проблематично, а если такие и появляются, то цены на аукционах нередко взвинчиваются, как говорится, до небес. Причём, как правило, искусственно. Поэтому большая часть недропользователей продолжает работать на старых техногенных площадях, а запасы приращивают, главным образом, в рамках поисковых лицензий. Неслучайно сейчас большинство золотодобывающих компаний стараются укреплять свои геологоразведочные подразделения. Укреплять в первую очередь специалистами, вот только и здесь без проблем не обходится. Кадровый дефицит — давняя беда российского Севера. Востребованы даже недавние выпускники профильных вузов, не говоря уж об опытных сотрудниках. Не хватает не только геологов, но и горных инженеров, геомехаников, теплотехников, маркшейдеров… С маркшейдерами, кстати, отдельная история. Если до недавнего времени они работали, как правило, в золотодобывающих компаниях, то теперь буровзрывные предприятия формируют собственные маркшейдерские службы. Но всё это одна сторона медали.
Есть и другая — во время своих командировок мы не устаём удивляться, насколько масштабно горнопромышленники вкладываются в социальное развитие территории. К примеру, даже сложно представить, как выглядели бы Хасынский район и райцентр, посёлок Палатка без Александра БАСАНСКОГО и его золотодобывающих компаний.
Сейчас же это просто островок цивилизации на Колыме, с безупречными дорогами, прекрасным освещением, всеми необходимыми для нормальной жизни объектами. Или взять в качестве примера Магаданский филиал АО «Полиметалл УК», который в рамках договора социально-экономического партнёрства с правительством области вкладывает 500 миллионов рублей в развитие Северо-Эвенского округа. Не говоря уж о поддержке таких направлений, как здравоохранение, образование, культура, традиционный уклад жизни коренных малочисленных народов Севера, коммунальная сфера… Так что жизнь продолжается. Вот только сам Магадан, увы, производит впечатление города неухоженного. Жаль, честное слово.
Самобытная Якутия
А вот Якутск, куда мы прилетели из Магадана, не устаёт удивлять в самом хорошем смысле слова. Это потрясающе яркий город, где весь центр просто утопает в огнях. Столица республики обладает неповторимым обликом, где здания, построенные в традициях якутской архитектуры, органично сочетаются с современными объектами из стекла и бетона.
Что же касается отраслевой деятельности, то и здесь всё интересно. Сейчас в Якутии готовятся к реализации нескольких более чем масштабных проектов, самый значимый из которых — строительство железной дороги Якутск — Магадан. По сути, она должна стать продолжением магистрали Беркакит — Томмот — Нижний Бестях. В значимости такого объекта сомневаться не приходится. В этом случае Север России будет вовлечён в единую транспортную систему страны, что решит многие проблемы изолированных территорий. В следующем номере нашей газеты мы опубликуем интервью с генеральным директором компании «Железные дороги Якутии» Василием ШИМОХИНЫМ, в котором о проекте будет рассказано подробнее.
Ещё один позитивный момент из жизни республики — развитие сельского хозяйства за счёт добычи полезных ископаемых. Это во многом якутское ноу-хау. В своё время генеральный директор холдинга «Алмазы Анабара» Матвей ЕВСЕЕВ возродил животноводство в Олёкминском районе, а сейчас, возглавляя ООО «АРКТИК-КАПИТАЛ», он реализует аграрный проект на своей малой родине — в Сунтарском улусе.
Причём он будет ещё более масштабным, с привязкой к разработке… нефтегазовых месторождений. Но — сохраним интригу до следующего номера. И, кстати, об углеводородах. В Якутии в настоящее время активно строятся трубопроводные системы, в том числе и под газификацию. Так что ресурсы, как и положено, работают на благо республики.
Рыбаки объединились
Тем временем в Хабаровском крае подводили итоги осенней лососёвой путины. Увы, они оказались безрадостными — в общей сложности на Амуре было выловлено всего 5 тысяч 700 тонн кеты и горбуши. И тогда в медиа появились статьи, в которых во всех бедах обвинялась отраслевая наука, которая якобы выдала ошибочный прогноз в 13 тонн. Но не всё так однозначно. Многие руководители профильных компаний и эксперты рынка не без оснований утверждают: учёные как раз не ошиблись — просто невозможно учесть объёмы браконьерского промысла, которые вполне сопоставимы с промышленными. А браконьерство на Амуре (не в последнюю очередь под видом промысла КМНС) уже давно превратилось в настоящее бедствие.
Руководитель Ассоциации предприятий рыбной отрасли Хабаровского края (АПРО ХК) Сергей РЯБЧЕНКО справедливо отметил: «Не надо искать виновных, нужно думать, что делать». С ним согласились практически все участники рынка. В результате представители ведущих отраслевых объединений — АПРО ХК, Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Хабаровского края и Амурского бассейна, Хабаровского «Крайрыбакколхозсоюза» и Ассоциации рыбодобывающих предприятий Ульчского и Комсомольского районов — подписали соглашение, в котором предложили действенные меры по спасению популяции тихоокеанских лососей.
А именно: сместить промысел как можно ближе к устьевой части Амура и тщательно охранять как миграционные пути рыбы на нерест, так и сами нерестилища. Впоследствии эти же вопросы обсуждались на круглом столе с участием представителей власти и рыбохозяйственной науки, где промышленников поддержали и аборигены — Хабаровская краевая общественная организация по защите культуры, прав и свобод коренных малочисленных народов Приамурья во главе с Леонидом СУНГОРКИНЫМ. Поддержали по принципу «речь идёт о нашем общем достоянии, и охрана ресурса — наша общая обязанность». Все стороны договорились подписать и совместный меморандум. В итоге эта сбалансированная позиция нашла понимание на Дальневосточном научно-промысловом совете. Так что, будем надеяться, при такой солидарности кета и горбуша вновь вернутся в Амур и их популяция будет спасена.
Фото Виктора Бурнашова
свернуть ↑