Сервис и производство
— Алексей Михайлович, насколько известно, АО «Горнопромышленная финансовая компания» (АО «ГПФК») — один из ведущих игроков российского рынка поставщиков оборудования для горной отрасли.
— Да, наш холдинг является поставщиком специализированной техники, оборудования, комплектующих и запчастей для компаний, задействованных в горнодобывающей отрасли. Наша компания может поставить всё: от гусениц для бульдозеров до 200-тонного БелАЗа. АО «ГПФК» — официальный дилер торгового дома «БелАЗ», а также компаний «Четра», «Автодизель» и «Язда». Помимо этого, вот уже более четверти века продолжается наше сотрудничество с такими российскими предприятиями, как «Промтрактор», «ЧАЗ» и «ЯМЗ». Также мы активно взаимодействуем с зарубежными компаниями — итальянской BERCO (ходовые системы для гусеничной техники), американской Donaldson (фильтры) и французской Total (смазочные материалы). Ну и, конечно, поставляем запасные части для техники Komatsu, Caterpillar, Dressta, Liebherr, Cummins и другой. Кроме того, у нас имеются собственные производственные мощности — это завод «Машиностроитель» в подмосковном Воскресенске.
— Что вы производите на «Машиностроителе»?
— В первую очередь промприборы для россыпной золотодобычи (ГГМ, ППМ и ГИТ), а также другую профильную продукцию: например, ковши к экскаваторам и отвалы к бульдозерам, ножи для бульдозеров из итальянского профиля, стойки рыхлителей из шведской стали HARDOX.
— А промприборы куда поставляете?
— В основном в Иркутскую, Магаданскую области и в Якутию.
— В каких объёмах?
— Только на Колыму мы поставляем как минимум 100 полотен ГГМ. Кроме того, производим усиленные инерционные грохоты: ГИТ-52 и ГИТ-62. Мы их доработали с учётом пожеланий главных механиков многих отраслевых предприятий, и сегодня они крайне востребованы — у нас за ними очередь стоит.
— Кто ваши заказчики?
— Проще сказать, с какими компаниями мы не сотрудничаем. Работаем на всей территории России, от Калининграда до Петропавловска-Камчатского, и взаимодействуем с такими участниками рынка, как «Полюс», «Петропавловск», «Высочайший», «Норд Голд», «Золото Камчатки», «Сусуманзолото», «Мангазея», «ВГК», ГРК «Западная», и множеством артелей старателей. Перечислять можно долго. Что же касается нашей производственной географии, то это все регионы ДФО. И, подчеркну ещё раз, не только ДФО.
От истоков
— Тем не менее вернусь к своему первому вопросу. Как вам удалось добиться столь серьёзных производственных результатов?
— А у нас изначально всё было серьёзно. Я имею в виду именно отраслевой рынок. Дело в том, что наше предприятие было создано в 1990 году, когда ещё действовал закон о кооперативной деятельности. Как вы, наверное, помните, тогда многие стали пробовать себя в бизнесе. Торговали одеждой, обувью, продуктами питания… Да чем только не торговали. Но лично мне это было не интересно. Меня интересовал именно функционал в горной отрасли. Это изначально была моя стезя — я ведь окончил Московский горный институт, затем работал по специальности в Мурманской области, после чего вернулся в столицу, в аспирантуру, в Институт горного дела им. А.А. Скочинского, где и защитил кандидатскую диссертацию. Потом занимал должность старшего научного сотрудника, причём работа была не кабинетной: бесконечные командировки и испытания горной техники в полевых условиях. У меня ведь и специальность соответствующая – комплексная механизация открытых горных работ. Вот к 1990 году я и решил: пора заняться «комплексной механизацией», но уже в предпринимательской плоскости. Так мы с коллегами из нашего НИИ и создали свою первую коммерческую структуру, которую назвали «Научно-инженерная фирма «Горное бюро».
— Получается, костяк компании составили научные сотрудники?
— Да, компания была создана научными сотрудниками, обладавшими к тому же большим практическим опытом в горном деле. И это до сих пор является одним из наших серьёзных отраслевых преимуществ.
— А первую сделку на поставки техники помните?
— Как же не помнить? Первой нашей сделкой стала поставка БелАЗов в одно из отраслевых предприятий.
— То есть с предприятием «БелАЗ» у вас с самого начала выстроились отношения?
— Да, так оно и было. Я приехал на завод и предложил сотрудничество. Там тогда тысячи единиц техники стояли непроданные, поэтому руководители предприятия моё предложение приняли и даже согласились на отсрочку платежа. Вот так с того времени мы с «БелАЗом» и сотрудничаем. Позднее, к концу 1993 года, наладили взаимодействие с Челябинским тракторным заводом (сейчас «ЧТЗ», входит в группу «Уралвагонзавод») и с Чебоксарским заводом промышленных тракторов (в настоящее время это ОАО «ЧЕТРА»). Кроме того, установили партнёрские отношения с другими участниками рынка, в том числе и с зарубежными. Нам стало, как говорится, тесно в рамках научно-инженерной фирмы. Было принято решение создать «Горнопромышленную финансовую компанию», и в конце 1993 года она была создана. Причём практически сразу наша организация стала генеральным поставщиком (по открытым горным работам) такого гиганта, как «Росуголь». Поставляли ему бульдозеры, экскаваторы, БелАЗы и другую технику. От нас она эшелонами шла на восток и впоследствии работала на огромной территории, от Кузбасса до Сахалина.
— Это была, как не трудно догадаться, уже середина девяностых. Однако датой рождения компании вы считаете 1990 год?
— Безусловно, тогда-то всё и началось, именно с «Горного бюро». Так что в текущем году нашему холдингу исполняется 30 лет.
Бизнес-принципы ГПФК
— Если говорить непосредственно о комплексном горном сервисе (в сочетании с поставкой техники и производством), что это означает?
— Я ведь неслучайно подчёркивал: наша группа была создана на основе инженерно-научной фирмы. Комплексная механизация горных работ — это наш профиль, именно здесь мы, скажу без ложной скромности, профессионалы, да ещё и с 30-летним опытом. Соответственно, нам не интересно работать в формате: поставил технику и запчасти — получил деньги — переключился на другие проекты. Нет, мы изначально предлагаем клиентам полный комплекс горного сервиса, с учётом специфики того или иного объекта. У нас под это «заточены» все компетенции.
— Но ведь рынок тяжёлой техники давно сложился, и многие руководители горнопромышленных компаний, по крайней мере на Дальнем Востоке, предпочитают сотрудничать с дилерами таких мировых производителей, как Komatsu и Caterpillar. Вам, как дилерам «БелАЗа», необходимо отстаивать его интересы?
— Давайте не будем забывать, что «БелАЗ» – один из крупнейших производителей карьерных самосвалов. Более 80 процентов карьерных грузоперевозок в нашей стране выполняется на автомобилях этой торговой марки. Другое дело, что многие руководители горнопромышленных предприятий подвержены стереотипам. Приходится доказывать, что, мол, первые два или три года тяжёлая техника из дальнего зарубежья (из США или Японии) работает хорошо — её даже ремонтировать не надо. Это, конечно, выгодно некоторым механикам, которые привыкли работать «в белых перчатках». Но вы обращайте внимание на цену владения техникой за весь срок эксплуатации, и тогда преимущества БелАЗов, даже с учётом текущих и средних ремонтов, будут очевидны.
Про БеЛАЗы
— В чём же основное преимущество БелАЗов?
— При приобретении тяжёлой техники многие смотрят, главным образом, на её цену, но это ошибочный подход. В первую очередь необходимо обращать внимание на цену выполненных работ. Вот основная позиция. Ведь это напрямую соотносится с таким параметром, как добавленная стоимость, и, соответственно, влияет на экономику. А что может быть важнее? Так вот, могу сказать со всей ответственностью: цена выполненных работ — это главное конкурентное преимущество БелАЗов.
— Получается, выполненные на БелАЗах работы дешевле, нежели на технике от других производителей?
— Конечно! Мы это не раз подтверждали на многих объектах в Амурской области, на Сахалине и в других регионах. По таким параметрам, как тонно-километр или удельный куб, у БелАЗов практически нет конкурентов. Да и в целом по качеству это чрезвычайно надёжные машины.
— Но ведь есть мнение, что срок эксплуатации техники Komatsu, Caterpillar или, например, Hitachi выше, нежели у аналогов от «БелАЗа»?
— Ничего подобного — сроки эксплуатации одинаковы. Я вам могу привести такой пример: ещё в 2011 году мы как дилеры «БелАЗа» «бились» на конкурсе за поставки тяжёлой техники для УК «Петропавловск». Это была жёсткая конкурентная борьба, поскольку заказчик привык к Caterpillar. В результате мы победили, поставили предприятию 28 машин, и все наши БелАЗы до сих пор там работают. Но пионерным проектом по поставке БелАЗов стало техническое оснащение угольной отрасли Сахалина. Там мы даже создали свою дочернюю структуру — «Горнотранспортную компанию Дальнего Востока», или, сокращённо, ГТК ДВ.
— А на Сахалине с кем сотрудничаете?
— С «Восточной горнорудной компанией». На двух объектах этого заказчика (на разрезах «Солнцевский» и «Бошняковский») ГТК ДВ сейчас выполняет вскрышные работы. И, конечно, поставляем технику. В 2012—2015 годах поставляли на остров 130-тонные БелАЗы, а с 2016-го стали поставлять и 220-тонники. Их там сейчас почти 70 единиц задействовано, а на вскрышных работах ещё и огромные экскаваторы используем. Могу сказать, что в том числе и благодаря нам (то есть современному отраслевому сервису, профессиональной организации горных работ и использованию тех же БелАЗов) «Восточная горнорудная компания» с 2016 года увеличила объём добычи угля с 2,8 миллиона тонн до 10 миллионов тонн.
Ремонты — это наша ответственность
— Как организована работа сервисного подразделения по обслуживанию такой техники, как БелАЗ?
— Заключается договор сервиса, в рамках которого производятся все текущие ремонты. Например, разветвлённая сеть складов в России позволяет нам в кратчайшие сроки поставить любое оборудование или любую запчасть непосредственно на участок заказчика. Во-вторых, мы направляем своих высококвалифицированных инженеров и других специалистов непосредственно на горнопромышленные объекты, где они осуществляют как техобслуживание, так и текущий, а также средний ремонты.
— А капитальные ремонты?
— И они возможны. Например, сейчас мы обсуждаем с УК «Петропавловск», как будем производить капитальный ремонт первых двух машин, которые работали на Албыне, — непосредственно на объекте или вывозить их в ремонтные мастерские. Мы, в хорошем смысле слова, «зациклены» на интересах заказчиков, и об этом знают большинство наших клиентов.
Испытательные полигоны ГПФК
— Алексей Михайлович, у ГПФК имеются аффилированные с вами золотодобывающие активы?
— Да, конечно. В Иркутской области, в Забайкальском крае и на территории Якутии.
— Там предприятия, наверное, также оснащены по последнему слову техники?
— Конечно, предприятия высокомеханизированные. Например, ООО «Золото Ыныкчана», добывающее россыпное золото в Усть-Майском районе Якутии, в 2019 году извлекло без малого 1200 килограммов драгметалла. Содержание не очень высокое — 0,53 грамма золота на кубометр песков. Поэтому на полигонах «Золото Ыныкчана» работают 13 промприборов, которые за промывочный сезон перемыли 2,3 миллиона кубометров песков. На вскрышных работах задействованы 34 самосвала — 55-тонные БелАЗы и 6 больших экскаваторов, 16 тяжёлых бульдозеров, а на подаче песков в промприборы — 14 погрузчиков.
— Планы по добыче золота будут увеличены?
— В 2020 году на Ыныкчане изначально мы рассчитывали добыть 1300 килограммов золота. Но промывать станем более бедные зоны, поэтому в план поставили 1250 килограммов драгметалла.
— Усть-Майский район в Якутии очень отдалённый. Каким образом туда завозите оборудование и людей?
— Всё оборудование, технику и людей завозим по зимникам.
На золото!
— Вы участвовали в конференции руководителей горнопромышленных компаний ДФО в Благовещенске. Вам это было интересно?
— Да, поскольку все проблемы, которые там озвучивались, мне давно известны, и очень хорошо, что недропользователи объединяются для их решения.
— Последний вопрос: АО «Горнопромышленная финансовая компания» отмечает своё 30-летие. Казалось бы, это уже один из ведущих участников рынка. У вас более чем прочные позиции и в горном сервисе, и в поставках современной техники, и в производстве, и в золотодобыче… Одним словом, в организации отраслевого бизнеса нового поколения. Что ещё вы могли бы пожелать себе при таком раскладе?
— Скорее не себе, а нашим партнёрам — действующим, а главное — потенциальным. У АО «Горнопромышленная финансовая компания» давно сложился корпоративный слоган: «С нами доступны богатства земли». И это, действительно, так. Вот я и призываю осваивать эти богатства совместно. И всё у нас получится.
Беседовал Александр МАТВЕЕВ
свернуть ↑