— Наша туристическая компания на рынке с 1996 года, и за это время многое изменилось. Казавшийся много лет назад экзотичным и недоступным отдых за рубежом сегодня перестал быть таковым. Люди привыкли выбирать отдых в Восточной и Юго-Восточной Азии, в Европе и во многих других уголках нашей планеты. Спросите любого, кто побывал, скажем, в Шанхае, чем вызван его выбор. «Доступность тура, качество сервиса и интересная культурная программа», — ответят вам. Добавлю, что для наших граждан заграничный отдых привлекателен еще и тем, что домой можно привезти, как говорится, полные сумки сувениров, более доступной качественной электроники, а также ювелирных изделий.
Привлечение дальневосточных малых этносов к туризму — идея достаточно интересная. Ведь нам известны примеры, когда в некоторых странах туризм становился ведущим источником дохода для местного бюджета и населения.
Но теперь давайте попробуем найти хоть одну из названных выше позиций у местного этноориентированного туризма. Ни сервиса, ни доступности, ни какой-либо материальной продукции, произведенной местными коренными малочисленными народами. Остается только культурный аспект, а он в чистом виде мало кого привлекает. Я, и многие коллеги со мной согласятся, считаю этнотуризм неперспективным. По крайней мере, пока туда не придут значительные инвестиции.
А вот сенатор Александр МАТВЕЕВ считает по-другому:
— Туризм — это самый интересный и перспективный путь развития и использования этих этносов. Тем более природно-ресурсный потенциал Дальнего Востока, да и всей России, уникален, он огромный, но сегодня он используется менее чем на процент. Как пример могу вспомнить Якутию. К нам, в Оймякон, на полюс холода, в конце марта — начале апреля съезжаются тысячи гостей, которые хотят «понюхать» температуру ниже 50 градусов. Местной инфраструктурой занимаются якуты и эвены РС (Я).
Понимаете, это всё разговоры от лукавого, мол, инфраструктуры нет. Но от того, что мы каждый раз будем говорить об отсутствии инфраструктуры, ничего не прибавляется. Двадцать лет шло превращение Оймякона — полюса холода в Мекку туризма, за эти годы выстроили целую систему.
Для повторения упомянутого опыта нужны действия. По туризму другого пути нет. Государство чем поможет? В основном всё сводится к льготам. Например, чартерные рейсы, освобождение от налогов и так далее. Кроме государства, по моему мнению, здесь должны работать бизнес и сами коренные малочисленные народы Дальнего Востока.
свернуть ↑