Бизнес-газета «Наш регион — Дальний Восток» № 12 (110), декабрь 2015
По закону работающие жители районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей имеют право на дополнительные выплаты к заработной плате в виде районных коэффициентов и северных надбавок. Предусмотрены также дополнительные оплачиваемые отпуска, компенсации расходов на оплату стоимости проездов в отпуск и т. д. Называется это государственные гарантии и компенсации. Государственные подчеркнём особо. В советские годы эти расходы брало на себя государство, сейчас всё это переложили на бизнес, что однозначно подрывает конкурентоспособность производственных предприятий региона. Сегодня мы публикуем мнение генерального директора Регионального отраслевого союза работодателей «Строители Сахалина и Курил» Виктора ВАРЛАМОВА. Он не только обозначает проблемы, но и предлагает пути их решения.
Вопрос о государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в настоящее время стал краеугольным камнем для строительных организаций Сахалинской области. Впрочем, это крайне актуально для всех негосударственных предприятий дальневосточного Севера, работающих в Якутии, на Камчатке, на Чукотке и так далее. Объясню, в чём суть проблемы.
В соответствии с Трудовым кодексом РФ (глава 50) особенностями регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, являются государственные гарантии и компенсации. Проще говоря, это северные надбавки и районный коэффициент к заработной плате и льготы в виде оплачиваемого дополнительного отпуска, компенсации отпускных, транспортных расходов и другие.
Это — нормы законов, то есть как самого ТК РФ, так и иных действующих нормативно-правовых актов. Однако если порядок соответствующих расчётов подробно обозначен в статьях 313–327 ТК РФ, то систему финансового обеспечения тот же Трудовой кодекс трактует однобоко. К примеру, по поводу дополнительных гарантий и компенсаций чётко сказано, что соответствующие выплаты производятся за счёт средств бюджета субъекта Федерации. Что же касается именно государственных гарантий и компенсаций, то тут, надо понимать, расходы компенсируются за счёт средств федерального бюджета. Где истина?
Разъяснение мы находим в ФЗ № 4520-1 от 19 февраля1993 года (в редакции от 31 декабря 2014 года) «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». И вот в этом законе есть статья 4, обозначенная как «Финансовое обеспечение гарантий и компенсаций». Так вот там всё разъясняется предельно понятно. Лица, работающие в бюджетной сфере, получают компенсации за счёт средств соответствующих бюджетов. Что же касается людей, занятых в негосударственной сфере, то тут ситуация иная. Цитирую: «Гарантии и компенсации, установленные для граждан, работающих в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, осуществляются за счёт средств работодателя». Вот она, суть проблемы.
Если говорить коротко, то ГОСУДАРСТВО перекладывает свои ГОСУДАРСТВЕННЫЕ обязательства в части выплаты ГОСУДАРСТВЕННЫХ гарантий на НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ предприятия. Вот как! Следовательно, работодатель обязан в затратную часть своих услуг включать выплаты работающим лицам в качестве ГОСУДАРСТВЕННЫХ гарантий и компенсаций. Такая система стала губительной для всех негосударственных предприятий Севера. Мы стали неконкурентоспособны. И вот почему. Тот же ФЗ № 44 от 5 апреля 2013 года «О контрактной системе в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» утверждает, что участником закупок может быть любое юридическое лицо, независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала. Или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве ИП. В статье 8 «Принципы обеспечения конкуренции» дословно сказано: «Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок».
И какой вывод? А очень простой — участвовать в конкурсах и аукционах могут все, при этом обязательства у участников разные.
Приведём пример. Проводится аукционная закупка на разработку проектной документации объекта. Участвуют компания А из Москвы, компания Б из Южно-Сахалинска. Затратная часть на выполненные работы компании А составляет 1 миллион рублей. По нормативам, фонд оплаты труда (ФОТ) в затратной части проектных работ составляет 75 процентов от общих затрат, то есть 750 тысяч рублей. Считаем затратную часть компании Б: ФОТ — 750 тысяч рублей, обязательства по выплате государственных гарантий и компенсаций 120 процентов от ФОТ — 900 тысяч рублей. Итого: затратная часть компании Б — 1 миллион 900 тысяч рублей.
Вот и сравните 1 миллион и 1 миллион 900 тысяч рублей. И где же равенство? Думаю, меня понимают все работодатели северных территорий.
И возникают извечно русские вопросы: кто виноват и что делать? На первый отвечу так: виноваты власти. Как федеральные, которые принимают противоречащие друг другу законы, так и региональные, которые видят эти противоречия, но не принимают мер по защите прав работодателей и всего населения. Хотя у региональных чиновников и есть такие вполне законные возможности.
Процитирую статью 2 ФЗ-44: «Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией в случаях, предусмотренных законодательством РФ о конкурентной системе в сфере закупок, принимают правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего закона». То есть местные власти могут принимать собственные нормативные акты, которые будут, проще говоря, защищать интересы производственников. Для этого нужно лишь создать чёткие регулирующие механизмы. Но их, к сожалению, никто не создаёт.
Что делать? Я считаю, что назрела необходимость регионам Дальнего Востока, относящимся к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, выйти на правительство Российской Федерации с инициативой о внесении поправок в действующий Федеральный закон № 4520-1 ФЗ от 19 февраля 1993 года статья 4 «О порядке финансового обеспечения государственных гарантий и компенсаций лицам, работающим в организациях, не относящихся к бюджетной сфере», а именно — разработать порядок предоставления субсидий по возмещению затрат по уплате субъектам предпринимательства государственных гарантий работникам.
Региональным властям для защиты конкурентоспособности местных предпринимателей разработать региональные нормативно-правовые акты и механизмы, где предусматривается следующее:
Хочу подчеркнуть, в моём предложении нет ничего нового, всё это уже применялось в советские годы. Конечно, тут есть некоторые поправки на рыночные времена, но суть остаётся прежней — простой и эффективной для всего производственного сектора Дальнего Востока.
Нерешение вышеупомянутых проблем является одной из причин оттока населения из районов Крайнего Севера.
Отсутствие квалифицированной рабочей силы и неконкурентоспособность влечёт за собой остановку деятельности предприятий. Если так будет продолжаться, на Севере вообще не останется местных предприятий. И для нашей территории это будет катастрофой.
Подготовил Александр МАТВЕЕВ
Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >