Дороги Дальнего Востока – смысл и содержание

Представители дорожный отрасли России отмечают свой профессиональный праздник. И бизнес-газета «Наш регион – Дальний Восток» от души поздравляет всех участников рынка с Днем дорожника. Но даже сегодня мы будем говорить, главным образом, о ключевых проблемах. Точнее, об одной, но чрезвычайно важной проблеме – об обслуживании автомобильных трасс. Что нужно сделать для нормализации ситуации, связанной с дорожным содержанием? В прошлом номере нашего издания по этому поводу высказались начальник управления автомобильных дорог Хабаровского края Захар ГРУЗНОВ и генеральный директор ОАО «Вилюйавтодор» (Якутия) Сергей НИКИФОРОВ. А продолжение темы – в сегодняшних комментариях наших экспертов.  

«Содержание дорог для нас не только производственный фактор, но и социальная нагрузка»

Небольшие отраслевые компании вряд ли смогут качественно обслуживать автомобильные трассы. Почему? На этот вопрос ответил генеральный директор ООО «Устой-М» (Камчатский край) Юрий ЛОМАКИН:

— Как старый дорожник, я вам так скажу — для нас содержание автомобильных трасс это не просто производственное направление, но ещё и социальная нагрузка. И мы это в полной мере осознаём. Более того, благополучно связываем два этих фактора. Например, зачастую вкладываем собственные средства предприятия непосредственно в обслуживание. Для нас это не большая проблема, что называется, вытащить деньги из одного кармана и переложить в другой.

Получается следующее — население от этого выигрывает? Конечно, ведь трассы становятся лучше. Мы сами пользу получаем? Безусловно, поскольку на следующий год нам уже эту работу выполнять не придётся. Заказчик доволен? Без сомнений, объект-то содержится нормально. Так что плюсы очевидны. Но я сомневаюсь, что небольшие организации могут работать по такому же принципу. У них нет собственных ресурсов, чтобы вести аналогичную производственную политику.

Например, мы ежегодно обновляем до 25 процентов парка техники. А какой малый бизнес в состоянии пойти на аналогичный шаг? Мы содержим на дороге собственные дистанции. Однако небольшому предприятию это не под силу. И таких сравнительных моментов — великое множество. Поэтому, конечно, эффективно содержать дороги могут, главным образом, крупные участники рынка. Это — очевидно.

«В дальневосточном регионе обслуживать основные дороги должны только крупные компании»

Может ли малый и средний бизнес эффективно содержать автомобильные трассы? И какие предприятия работают лучше? Своё мнение по этому поводу высказал генеральный директор ООО «Трансстрой-Восток», депутат Государственного собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Александр ДУДНИКОВ:

— Я однозначно убеждён — в дальневосточном регионе, с его крайне непростыми природно-климатическими и транспортными условиями, обслуживать основные дороги должны только крупные компании. Ведь именно большие отраслевые предприятия обладают и современной техникой, и квалифицированными, опытными специалистами, в первую очередь ИТР, которые могут решать достаточно сложные профильные задачи.

Но главное заключается даже не в этом. Мы все прекрасно понимаем, что содержание автотрасс, особенно региональных, финансируется не в полном объёме. И это ещё мягко сказано. Да и выделяемые деньги приходят порой со значительными задержками. Соответственно, подрядчики должны постоянно привлекать собственные денежные ресурсы. Ну и откуда они, эти ресурсы, у малого или среднего бизнеса? Да у них просто нет свободных денег. Как нет и возможностей привлекать серьёзные заёмные средства в виде банковских кредитов. Я ничего плохого не хочу сказать о небольших отраслевых компаниях, просто факт остаётся фактом.

Или вот вам ситуация. На Дальнем Востоке, как вы понимаете, наводнения — не редкость. Предположим, вышедшая из берегов река повредила ту или иную дорогу. Что сделает в этом случае крупная компания? А просто снимет свою тяжёлую технику со строительства, ремонта или реконструкции и направит её в район ЧП. При таком раскладе любой дорожный разрыв будет отремонтирован в кратчайшие сроки. С надлежащим качеством.

А как поступит при аналогичной ситуации директор маленькой дорожной фирмы? Первым делом, он станет искать тяжёлую технику, которой у него нет. Найдёт или не найдёт — неизвестно. Если не найдет, будет уговаривать других дорожников пойти к нему, для ликвидации этого же разрыва, на субподряд. Почти точно можно сказать, что согласится на это, в лучшем…

развернуть ↓

«Для начала нужно провести инвентаризацию дорог и определить приоритеты, и лишь потом решать остальные проблемы»

Можно пустить на содержание дорог хоть сотни миллиардов рублей, можно увеличить сроки обслуживания автотрасс хоть до десяти лет, но отраслевая ситуация от этого не улучшится до тех пор, пока мы не будем обладать полной и систематизированной информацией о дорожной сети каждого региона. Такую точку зрения высказал в разговоре с корреспондентом нашей газеты генеральный директор ОАО «Дальстроймеханизация» Фёдор ГЛУШКОВ:

— Когда речь заходит о содержании дорог, то и чиновники, и участники рынка называют общий набор проблем — денег выделяется мало, сроки исполнения контрактов короткие, да ещё и в обслуживание лезут непрофессионалы из маленьких компаний. Да, всё это важно. Но даже если по каждой из перечисленных позиций ситуация изменится в лучшую сторону, это не отразится на общем состоянии автотрасс.

В первую очередь потому, что у нас до сих пор не проведена полная и системная инвентаризация дорожных сетей регионов, то есть мы не обладаем всесторонней информацией о наших дорогах. Я это подчеркиваю — всесторонней информацией, привязанной к экономикам территорий. И вот уже на этой инвентаризационной основе необходимо выстраивать дорожную стратегию и расставлять приоритеты.

Грубо говоря — в таком-то населённом пункте когда-то жило 10 тысяч человек, а сейчас там осталось 100 пенсионеров. Но дорога в этот поселок ведёт, её нужно не только обслуживать, но и регулярно ремонтировать, и все это выливается в большие бюджетные затраты. А чем они оправданы? Не дешевле ли переселить оставшихся жителей в тот же райцентр? Или изменить схему доставки продуктов и товаров на вертолётную заброску? Или ограничить провозную способность существующей трассы? При этом появится возможность высвободившиеся деньги перебросить в другой район, где и плотность населения выше, и промышленные проекты развиваются, да ещё и инвестиционный интерес проявляется.

Я не случайно сказал о приоритетах. Надо вбивать эти приоритеты в общее дорожное планирование. Экономика, да и социальная сфера, от такого подхода однозначно выиграет. А пока мы размазываем средства региональных дорожных фондов ровным слоем по всем районам — толку не будет. Так что инвентаризация и паспортизация наших…

развернуть ↓

«Качественное содержание дорог на Дальнем Востоке это, без преувеличения, вопрос жизни»

Россия — страна бездорожная. А уж за Уралом это проявляется особенно ярко. Тут во многих районах даже зимник — уже благо цивилизации. Поэтому от того, кто обслуживает трассы в нашем регионе, зависит очень многое. Именно такую позицию, в комментарии нашей газете, высказал председатель комитета по региональной политике, делам Севера и Дальнего Востока Государственной думы РФ Николай ХАРИТОНОВ:

— Качественное содержание автотрасс на Дальнем Востоке это, без преувеличения, вопрос жизни. И нетрудно догадаться, почему. Здесь, по сравнению с западными регионами России, в принципе мало дорог. Да и сами эти дороги зачастую можно назвать разве что направлениями. В результате получается, что многие дальневосточные населённые пункты, особенно на Севере, натурально отрезаны не только от крупных городов, но даже и от собственных райцентров.

Единственная связь с внешним миром — по грунтовке, да и то не во всех случаях. А ведь в этих селах и деревнях люди живут. Для которых нужно и продукты завозить, и другие товары. У нас на Дальнем Востоке и железная дорога не во всех регионах присутствует. И народ привык довольствоваться хотя бы грунтовкой, дескать, и это хорошо, лишь бы по ней ездить можно было. Не до жиру, как говорится.

Поэтому обслуживанием всех без исключения дорог, от федеральных и региональных до муниципальных и автозимников, должны заниматься исключительно проверенные компании. Я бы сказал, во всех отношениях прозрачные предприятия. У них и техника должна быть современная, и специалисты высококлассные. Только это позволит сделать процесс дорожного обслуживания постоянным и надёжным, соответствующим всем отраслевым требованиям.

Да, к сожалению, бывает, что на трассу выходят фирмы-однодневки, главная цель которых — выкачать из дороги побольше денег с наименьшими затратами. Настоящая беда и с такими, с позволения сказать, структурами. Они не просто убивают дороги, но и ставят под угрозу безопасность многих тысяч дальневосточников. А это уже более, чем серьёзно, это вопрос нашей национальной безопасности.

Что же касается другой проблемы — сроков содержания региональных и муниципальных автотрасс, то их, разумеется, необходимо…

развернуть ↓

«Наша основная проблема — не качество содержания, а дефицит средств регионального дорожного фонда»

Какой оптимальный срок обслуживания автодорог? Какие компании должны заниматься содержанием автотрасс? И в чем заключается основная дорожная проблематика? На эти вопросы мы попросили ответить губернатора Забайкальского края Константина ИЛЬКОВСКОГО:

— На мой взгляд, оптимальный срок содержания региональных и межмуниципальных дорог — минимум три года. А ещё лучше пять лет. Это позволит отраслевым компаниям работать не только в текущем режиме, но и на более или менее долгосрочную перспективу. По крайней мере, любой долгоиграющий проект всегда выгоден бизнесу, это очевидный фактор. Да и заказчикам в этом случае проще выстраивать свои взаимоотношения с подрядчиками.

Теперь о том, какие компании должны заниматься содержанием автодорог. Я не сторонник идеи, что это прерогатива исключительно крупных участников рынка. При таком подходе у нас в стране скоро один «Газпром» работать будет. На мой взгляд, качественно обслуживать региональные и межмуниципальные трассы могут субъекты среднего и даже малого бизнеса. Среди них тоже есть надёжные компании.

Другой вопрос, что фирмы-однодневки, обладающие только печатью и ноутбуком, вообще не должны тут появляться. Каждая организация, участвующая в конкурсах, обязана доказать, что она может эффективно выполнять свои обязательства. То есть у нее должны быть все необходимые для этого ресурсы.

Что же касается обслуживания федеральных дорог, то — да, здесь есть резон в привлечении крупных организаций. Поскольку само содержание в этих случаях зачастую сопряжено с ремонтом и реконструкцией.

Теперь о наших дорожных проблемах. Скажу так — у меня, как у главы региона, нет особых претензий к забайкальским участникам рынка. В большинстве случаев, они качественно содержат наши дороги. Вопрос в дефиците средств регионального дорожного фонда. О чём говорить, если оценочная стоимость годового содержания километра региональной автотрассы составляет 400 — 500 тысяч рублей, а на самом деле на это заложено чуть больше 100 тысяч? Вот это, действительно, реальная проблема.

Также по теме 

Темы последних номеров 

Николай ЛИСОВЕНКО:
При сложившейся в стране системе откровенно запретительные меры касаются почему-то только реально работающего бизнеса. То есть бизнеса, который выполняет конкретные производственные задачи, платит налоги в бюджеты всех уровней, создаёт рабочие места, несёт множество социальных нагрузок. Вот мы-то как раз регулярно сталкиваемся со всевозможными административными и нормативными барьерами… читать полностью >
 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Эра милосердия

Самое тёплое место на Полюсе холода

Без аналогов Наверное, даже не стоит говорить, какое представление складывается о детдомах у большинства людей, не имеющих к этим учреждениях никакого отношения. Картинка выводится из образа серого здания с общими спальнями, в которых и живут воспитанники. Они носят одинаковую (или почти одинаковую) одежду, кушают в общей столовой и постоянно находятся под присмотром воспитателей. Так вот, это типовое… читать полностью >

© ООО «Бизнес-медиа «Дальний Восток», 2013–2021.

Электронная версия печатного издания «Бизнес-газета «Наш регион — Дальний Восток»
Свидетельство о регистрации: ПИ № ФС77‒62577 от 31 июля 2015 года.
Все права защищены и охраняются законом. При полном или частичном использовании материалов
ссылка на Бизнес-газету «Наш регион — Дальний Восток» (https://biznes-gazeta.ru) обязательна.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.
Все замечания и пожелания присылайте на vzimakova@yandex.ru.
Офис редакции находится по адресу: г. Хабаровск, ул. Хабаровская, 15в, оф. 308.
Телефоны: (4212) 45‒03‒99, +7 924 216‒51‒75.
Настоящий ресурс содержит материалы 18+.
Читайте нас:
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru