«Наш регион — Дальний Восток»,  № 10 (98), октябрь 2014
Главная тема

Главная тема 

Трасса «Колыма» — направление становится дорогой

Российский Север это не просто огромные территории. Это еще и бездорожные пространства. И человеку, живущему на западе страны, порой даже сложно представить — как это, добираться до того или иного населенного пункта исключительно на лодке летом или на вертолёте зимой. Но в северных регионах Дальнего Востока такой расклад — дело привычное. Впрочем, ситуация постепенно меняется и автотрассы на Севере приобретают современный вид. Особенно — федеральная дорога «Колыма». О ней и пойдёт речь.

Памятник дорожникам

По сути, трасса «Колыма» начинается от самого центра Магадана. Откуда её и начали, в начале тридцатых, прокладывать работники легендарного «Дальстроя». И в городе, естественно, трасса ничем особым не выделяется. Но уже в нескольких километрах от города начинает проявляться своеобразие этой дороги. Нет, внешне — все как обычно. Асфальт, разметка, ограждения и так далее. А вот, можно сказать, эксклюзив — в двух шагах от «Колымы» виден привлекающий внимание монумент. Сопровождающий нас заместитель директора одной из самых известных дорожных компаний территории — ООО «Стройдор» (руководит предприятием Владимир Викторович ГОЛОВАНЬ) Александр КОВАЛЬ поясняет: «Это — единственный в мире памятник дорожникам, погибшим при исполнении своих служебных обязанностей».

Памятник и правда впечатляет. Он состоит, в основном, из табличек, на которых указаны имена транспортных строителей, погибших на своих рабочих местах, то есть на строительстве или реконструкции дорог.

Опасный путь

Труд этот не просто нелегкий, но и опасный. Особенно на Севере, где все отраслевые задачи решаются весьма непросто. Опасность тут может подстерегать на каждом шагу, и ничего сделать с этим нельзя. В этом мы убедились на собственном опыте.

Дело в том, что трасса «Колыма» асфальтируется участками. Поэтому асфальт здесь встречается не часто. Зато грунтовых участков очень много. А что такое грунтовка летом? Это, конечно же, в первую очередь, столбы пыли, поднимаемые проезжающими машинами. И ладно бы, речь шла только о банальных неудобствах, связанных с этой пылью. Но дело в другом.

Все нефтепродукты на Колыму завозятся морским путём. В порт Магадана, естественно. Железной дороги в регионе нет, поэтому в другие населенные пункты территории их везут бензовозами. И вот — картина. Перед нашим автомобилем — огромные клубы пыли. Не видно, практически, ничего. Даже собственный капот едва различим. Вдруг, буквально в нескольких метрах, из этой пылищи возникает задняя часть громадного бензовоза. Благо, водитель у нас более, чем опытный и столкновения не происходит. Впрочем, даже сопровождающий нас Александр Коваль подтверждает: «Множество аварий на дороге «Колыма» происходит именно так: пыль — столкновение, а уж дальше все зависит от скорости. Кстати, несколько лет назад на этой трассе столкнулись две маршрутки с людьми. Тоже из-за пыли, поднятой бензовозами. Впрочем, дорога постепенно приобретает цивилизованный вид. И будем надеяться, что уже в не слишком отдаленном будущем она будет окончательно заасфальтирована».

Динамичная работа

В справедливости слов нашего собеседника мы убеждаемся сами. Строительные, реконструкционные и ремонтные работы на трассе ведутся довольно динамично. То на одном участке, то на другом видна фирменная специализированная техника, укладывающая асфальт и выполняющая другие работы. Спрашиваем у Александра Коваля — а какие компании тут задействованы? Он сразу отвечает: «На дороге «Колыма» работают местные предприятия. Причём, в подавляющем большинстве — надёжные, состоявшиеся компании».

Добавим от себя — ремарка явно не лишняя. В прошлом году аукцион на обслуживание довольно большого участка федеральной автотрассы «Колыма» в Хасынском районе выиграла фирма с характерным названием «Хамелеон». Принцип был простой — эта организация просто сбила цену до минимума. А местная Палаткинская дорожная компания, в течение многих лет обслуживавшая (причем, качественно) этот отрезок пути, оказалась «за бортом». В итоге, по мнению и властей, и специалистов-дорожников, и местных жителей, «Хамелеон» просто «убил» свой участок трассы. Тогда глава района Иван ТЕЙХРИБ, в интервью нашей газете, говорил открытым текстом: «Всё, что происходит сейчас на нашем отрезке «Колымы», вплоть до посёлка Ягодный, это просто ужас. Сплошные выбоины, которые никто не ремонтирует. Я сам на этом участке за два раза чуть новую машину не угробил. Да и вообще я там за все лето ни разу не то, чтобы грейдера — допотопного трактора не видел. Один раз, правда, «посчастливилось» — еду и наблюдаю двух гастарбайтеров с пульверизатором. Вот это теперь и называется содержанием дороги».

Однако вернёмся в день сегодняшний. Сейчас тот самый участок находится хоть и не в идеальном, но вполне приемлемом состоянии. По крайней мере, здесь нет того кошмара, который был в прошлом году. Оказалось, что фирму «Хамелеон», со всеми её обязательствами, выкупила другая производственная структура. И теперь ни у кого претензий к содержанию нет. Тот же Иван ТЕЙХРИБ сейчас говорит об участке «Колымы» без прежних оценок: «Свои задачи дорожники сейчас выполняют нормально. Да вы и сами видели — участок в порядок они привели».

Движемся дальше. И вот что показательно — во многих местах вдоль дороги рабочие тянут провода ЛЭП и устанавливают столбы. Александр Коваль объясняет: «Это работают представители компании «Якутское». Они и занимаются развитием энергосетевого хозяйства».

Почувствуйте разницу

Получается, что инфраструктура в Магаданской области активно развивается. Причём, инфраструктура и транспортная, и энергетическая. Хотя это происходит далеко не везде, даже если говорить о той же федеральной автотрассе. Например, дорога «Колыма», по которой ехала наша машина, превратилась в «стиральную доску». Увы, до укладки асфальта дошло пока не на всех здешних дорожных участках. Так что нам пришлось изрядно «поподпрыгивать» прямо в салоне автомобиля. И — чудо, неожиданно мы въехали на путь, не уступающий лучшим дорогам страны. Ровнехонькая трасса, едешь, как летишь в самолете. Александр Коваль с какой-то гордостью констатировал: «Если заметили разницу, то могу сказать — это наш участок (км 1699 — км 1714), который мы строили в течение трёх лет. Впечатляет?»

Да уж, впечатляет. Особенно на фоне предыдущих участков. Между тем, в вахтовом посёлке ООО «Стройдор» мы познакомились и с другими специалистами этой компании. В частности, начальник отдела технического контроля предприятия Илья БЕССМОЛКИН коротко, но убедительно рассказывает, что сданный участок «Колымы» соответствует всем отраслевым стандартам. А руководитель лаборатории этой же компании Наталья БАРАНЕНКОВА добавляет: «Здесь мы применили технологию стабилизации грунтов методом холодного ресайклинга. Эта методика позволяет укреплять грунты при помощи цемента и битумной эмульсии. Кстати, всё это уже было отработано и на других участках, в частности: км 1392 — км 1402 и км 1724 — км 1750. И технология полностью себя оправдала».

И вновь редакционная ремарка. ООО «Стройдор» (компания входит в промышленную группу, подконтрольную депутату Магаданской областной думы Владимиру ГОЛОВАНЮ), решает самые серьёзные отраслевые задачи в сфере дорожного строительства. Это предприятие обладает мощным производственным потенциалом. К примеру, здешний АБЗ произведён в Японии, дробильный комплекс — в Англии, остальная техника — в других развитых зарубежных странах. И, конечно же, такой парк делает отраслевой потенциал ООО «Стройдор» поистине уникальным. Не случайно, только за последние три года компания вела работы на нескольких участках федеральной дороги «Колыма» и региональной трассы Палатка — Кулу — Нексикан. А впереди много других важных объектов.

Александр МАТВЕЕВ

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров