Конечно, трудно требовать, чтобы российский фондовый рынок, которому всего-то 25 лет, мог конкурировать с фондовыми рынками Европы и США, обладающими многовековой историей. Но нам обязательно нужно развиваться, иного выхода нет и быть не может. И уже в ближайшее время необходимо решить три задачи. Во-первых, требуется закрепить правовой порядок учёта долей в обществах с ограниченной ответственностью. Во-вторых, надежды регистраторов были связаны с разрешением им регистрировать выпуски ценных бумаг. В настоящее время ценные бумаги регистрирует Центральный банк. Проект закона о выдаче такого разрешения регистраторам (в первом чтении) лежит в Госдуме уже больше года. Надеемся, он будет принят. В-третьих, мы ждём блокчейн. Всё это в совокупности обязательно стимулирует качественное развитие фондового рынка Российской Федерации.
Генеральный директор Республиканского специализированного регистратора «Якутский Фондовый Центр» Альбина ЧЕРЕПАНОВА.
В этом году Республиканскому специализированному регистратору «Якутский Фондовый Центр» исполнилось 25 лет. И это действительно важное событие, причём не только для Республики Саха (Якутия), но и для всего Дальнего Востока. Если ещё в 1990-е годы в России насчитывалось более 600 аналогичных структур, то сейчас осталось всего 35 специализированных регистраторов. О ситуации на фондовом рынке и обо всех профильных нюансах — в интервью с руководителем «Якутского Фондового Центра» Альбиной ЧЕРЕПАНОВОЙ.
— Альбина Прокопьевна, Республиканский специализированный регистратор «Якутский Фондовый Центр» отметил четверть века с момента основания. Много это или мало?
— Смотря с чем сравнивать. С одной стороны, это действительно много. Судите сами, в самом начале девяностых Россия официально перешла на рыночные отношения. И тогда же была создана наша структура, то есть мы стали пионерами в формировании фондового рынка. С другой стороны, и я не раз это подчёркивала, если тем же европейским странам или США для создания фондового рынка понадобилось несколько столетий, то мы попытались реализовать этот, без преувеличения, грандиозный проект за считанные годы.
— Это удалось?
— К большому сожалению, нет. По крайней мере, ожидания, связанные с созданием такой модели, в полном объёме не оправдались.
— Почему?
— Тут несколько причин. И одна из них как раз связана с относительно небольшим отрезком времени. Видимо, за 25 лет ни одно государство не может сформировать полноценный фондовый рынок, но мы к этому до сих пор стремимся и делаем всё возможное. Но имеются и другие показательные моменты. Например, есть вопросы к тому, как работает формат акционерных обществ. Понятно, что речь не идёт о крупных нефтегазовых компаниях с государственным участием. Там свои правила игры, в том числе и лоббистские. Нет, я имею в виду региональные АО. Вот у них как раз проблем хватает. Поэтому в последние годы на рынке наблюдается смена форм собственности — с акционерных обществ на общества с ограниченной ответственностью. Но фондовый рынок всегда «заточен» в первую очередь на работу с акционерами. И это лишь один из проблемных факторов.
— А работать с теми, кто владеет долями в ООО, вы не можете?
— В принципе, можем. Но наш базис — это работа с ценными бумагами и максимально полноценное представление интересов эмитентов.
— А сколько у вас сейчас эмитентов?
— Этот показатель не меняется в течение нескольких лет. И могу констатировать — на сегодняшний день мы обслуживаем около 400 эмитентов. Также хотелось бы отметить, что у нас учитывают свои ценные бумаги 350 тысяч акционеров.
— Но ведь ЯФЦ ещё и участвовал в акционировании нескольких крупных российских компаний.
— Да, и среди них такие гиганты, как «Ростелеком», «Атоммаш», «Сургутнефтегаз», РАО ЕЭС России и другие. А ещё мы участвовали в IPO АК «АЛРОСА». Всё это так. Но фондовый рынок не может оставаться на одном уровне — он должен постоянно развиваться. А вот с этим, как я уже и говорила, есть проблемы.
— Эти проблемы связаны, видимо, ещё и с собственниками бизнесов?
— Не совсем так. Не с собственниками бизнесов, а с культурой ведения бизнесов в принципе. И мы опять-таки возвращаемся к теме нашего «юного предпринимательского возраста». К примеру, в Европе многие компании отмечают и 100, и 200, и более лет. Но если там ценные бумаги переходят из поколения в поколение, такое понятие, как собственность, является священным, а правовая грамотность безупречна, то у нас всё это, по сути, только зарождается. И зарождается в муках. Также давайте не будем забывать: у нас ещё немного по-настоящему эффективных управленцев — менеджеров, которые могут работать в современных условиях.
— Вы говорили о том, что сейчас многие компании меняют форму собственности — с АО на ООО. Это плохо?
— Это не плохо. Просто при такой форме о развитии фондового рынка, где требуется работа с ценными бумагами, говорить не приходится. Хотя, с другой стороны, вы задали резонный вопрос, поскольку Центральный банк готовит нормативные акты по учёту долей в обществах с ограниченной ответственностью. Решение этого вопроса назрело давно. Этого ждёт не только фондовый рынок, но и миллионы предпринимателей.
— А разве нет нормативных актов о тех же ООО?
— Я говорю именно об учёте долей в ООО, то есть о том случае, когда каждый совладелец общества с ограниченной ответственностью может управлять своей долей так же, как акционеры управляют своими пакетами ценных бумаг. Да, специфика там иная. Но и в ООО должен быть выработан соответствующий правовой алгоритм. Кроме того, в последнем случае также требуется минимизировать корпоративные риски.
— Минимизация корпоративных рисков — это одна из задач ЯФЦ?
— Безусловно! Как и защита прав акционеров и их собственности от всевозможных юридических коллизий.
— Получается, в данное время вы ждёте от Центрального банка, главным образом, правовых изменений в формате ООО?
— Не только. Это, конечно, важно. Но наши ожидания гораздо масштабнее. В частности, на уровне ЦБ обсуждалась возможность регистрации выпуска ценных бумаг для эмитентов. Я имею в виду, чтобы это могли делать сами специализированные регистраторы. Вот это — не менее масштабная задача для всех нас.
— Как вы считаете, ЦБ пойдёт на этот шаг?
— Для нас важно, чтобы всё это произошло как можно раньше.
— А что позволит отечественному фондовому рынку развиваться в современном формате?
— Я уже обозначила два момента — учёт долей в ООО и регистрацию выпуска ценных бумаг. Но есть третья составляющая, которая должна стать ключевой для фондового рынка. Я имею в виду блокчейн. Это как раз к вопросу о развитии в современных условиях. По сути, это системообразующий механизм для всей экономики. А в определённой степени и для государства.
— Для государства?
— Именно! Ведь без прозрачных механизмов ведения бизнеса из любой точки мира (и я имею в виду на только блок транзакций, но и всю цепочку блоков) о привлечении серьёзных инвесторов в современных условиях даже мечтать не приходится. А инвестиционная политика, как мы знаем, это стопроцентно государственный интерес.
— Но ведь и для самого бизнеса это крайне важно?
— А для бизнеса это неизбежный путь. Избегать его — всё равно, что предпочесть компьютеру печатную машинку.
— Российский рынок готов работать с криптовалютами?
— Рынок давно глобален, поэтому не стоит отделять его российский сегмент от всего остального. И криптовалюты уже давно стали частью единого финансового пространства. Другое дело, что в данном случае необходимо правовое закрепление. Так над этим сейчас и идёт работа.
— Кто вырабатывает соответствующие механизмы?
— В первую очередь, ЦБ и Минфин. Это их сфера ответственности.
— С чем сейчас, по важности самой задачи, можно сравнить блокчейн?
— Я отвечу так: с планом ГОЭЛРО, который большевики стали реализовывать ещё на заре советской власти.
— Интересное сравнение…
— А оно точное. Вот смотрите: в начале двадцатых годов страна ещё не оправилась от разрухи, возникшей в результате Первой мировой и Гражданской войн. Экономика и промышленность были полностью парализованы. Не зря ведь большевики ввели НЭП. Но даже в тех условиях руководители государства поняли: электрификация станет стимулом для промышленного развития России. Они и внедрили тщательно просчитанную модель, при которой на карте страны появились точки потребления энергии, то есть будущие промышленные центры. А уже потом на эту основу стали накладываться другие точки — непосредственно города, сёла и так далее. В итоге план ГОЭЛРО вывел СССР в ряд развитых промышленных стран. То же самое сейчас можно сказать о блокчейне. Да, экономическая ситуация в России непростая, но без этого мы не можем говорить о полномасштабном развитии нашего государства. О развитии информационном, промышленном, финансовом и социальном.
— Можно ли привести примеры, которые свидетельствуют о переходе РФ на мировые стандарты в финансовой сфере?
— Да таких примеров хватает. Например, переход на мировую форму отчётности XBRL. Это уже данность.
— Что это даёт?
— Это опять же решает целый комплекс задач, в том числе инвестиционных, то есть когда инвестор получает необходимую ему информацию по схеме: «Достоверно — легко — бесплатно». А это, как не трудно догадаться, крайне важно, поскольку ни один инвестор не вложит деньги в непрозрачный бизнес. Для него важна открытая и полностью достоверная информация, которую он может получить в любое время дня и ночи. Также он должен иметь доступ к своим активам — из любой точки мира, естественно.
— Сегодня в России работают всего 35 специализированных регистраторов. О чём это говорит?
— Дело, собственно, не в количестве специализированных регистраторов. К сожалению, на рынке наблюдается не всегда качественная система регулирования. Хочу, чтобы меня правильно поняли, мы с уважением относимся к инициативам руководства ЦБ. Тем более что для нормального функционирования фондового рынка делается действительно многое. Но при этом требования к специализированным регистраторам порой ужесточаются. И это, на мой взгляд, не всегда работает так, как хотелось бы. По крайней мере, некоторые решения вызывают вопросы.
— Какие, например?
— К примеру, сейчас каждая такая структура (специализированный регистратор) должна иметь свою филиальную сеть. Причём филиалы или трансфер-агенты должны быть созданы в 60 субъектах Российской Федерации.
— Зачем?
— А вопрос не ко мне. Я тоже не понимаю, зачем нам, специализированному регистратору, работающему в Якутии, иметь филиальную сеть в Воронеже, Калининграде, Мурманске и так далее. Начнём с того, что у каждой такой структуры свои особенности, продиктованные региональной спецификой, да и потребностями всего рынка. Понятно, что в основном мы работаем с эмитентами в РС (Я). Но в своё время получилось так, что нам нужно было создать филиалы в Новосибирске, Бурятии, Хакасии и Алтайском крае. И мы это сделали, и нам не нужны были какие-то указания сверху. Понимаете? Так же работают и остальные специализированные регистраторы. Так что я не могу сказать, для чего нужны новшества, связанные с филиальной сетью для каждой из таких структур. Да ещё и в таком формате. Если это связано с тем, что акционерные компании в России укрупняются, то уже существует базис для соответствующей работы на территории всей страны.
— Какой именно?
— А почему не использовать сеть МФЦ? Она ведь очень разветвлена, многофункциональные центры работают во всех субъектах Российской Федерации. И работают очень неплохо. Они решают множество задач, как для частных лиц, так и для бизнеса.
— Вы предлагали этот вариант?
— Да, но, к большому сожалению, наше предложение опоздало. Мы ведь давно прорабатывали такую модель. И даже пошли дальше.
— Что имеется в виду?
— Объясню популярно. Помимо владельцев крупных пакетов акций АО, в этих компаниях есть ещё и множество миноритариев. И их интересы также необходимо защищать. Но как это сделать в сегодняшних условиях? Как, если даже оформить электронную подпись под силу не каждому? Вот мы и предложили модель «акционеры — МФЦ — ЯФЦ» и «ЯФЦ — МФЦ — акционеры». Думаю, она бы сработала. Ведь только в одной Якутии у МФЦ 33 филиала.
— А как это можно было сделать технологически?
— Да легко, ведь для этого уже функционируют такие серверы обработки, как «Зенит» и VIPNET.
— Но что случилось — то случилось. Что будете делать с филиалами, которые вам необходимо открыть?
— А что делать? Даже если закон плох, мы обязаны его выполнять. Просто потому, что это закон.
— Но какие-то приемлемые решения в этом случае для вас есть?
— Три года назад мы стали кооперироваться с другими специализированными регистраторами. Проблема-то касается всех без исключения. Поэтому мы требования уже исполнили, объединившись с другими регистраторами России в рамках нашей саморегулируемой организации (СРО) ПАРТАД.
— Коллеги в других регионах вас поддерживают?
— Да, мы работаем в одной связке. Тем более что задачи у нас одни. Да и принцип саморегулирования среди специализированных регистраторов уже давно функционирует чрезвычайно качественно.
— В одном из интервью нашей газете вы говорили, что нельзя управлять всеми экономическими процессами из Москвы. Вы не поменяли свою позицию?
— Я скажу больше: экономическими процессами вообще не стоит управлять. Государству нужно создавать условия, при которых экономика станет развиваться сама по себе. Ведь если где-то построили новый микрорайон, то мэру города совсем не обязательно издавать распоряжение о строительстве там магазинов. Рынок сам отреагирует на повысившийся спрос. По принципу: появились новые потребители — появятся и магазины. Как и другая инфраструктура. А вот создавать условия для развития всех направлений в бизнесе — это уже задача государства. То же самое могу сказать и о фондовом рынке. Что же касается управления из Москвы, то я от своего мнения не отказываюсь. У нас очень большая страна с очень разными региональными условиями. Поэтому управление финансовой системой из столицы — далеко не лучший вариант.
— Можете привести конкретный пример?
— А я его уже приводила, кстати. Вот мы с вами говорили о схеме «акционер — МФЦ — ЯФЦ» и «ЯФЦ — МФЦ — акционер». Она особенно актуальна для Якутии, да и для всего Дальнего Востока, где расстояния громадны, а инфраструктура не развита. Но внести соответствующие изменения в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» мы не смогли, несмотря на поддержку ЦБ. Потому что чиновники в столице решили иначе. И региональная специфика их не волновала.
— Как вы считаете, в данной ситуации могут быть позитивные изменения?
— Хотелось бы в это верить. Ведь все мы заинтересованы в развитии нашей страны.
— Альбина Прокопьевна, несмотря на все сложности, ЯФЦ — одна из наиболее эффективно развивающихся финансовых структур на Дальнем Востоке. Это заслуга ваших специалистов или есть нюансы, о которых мы не знаем?
— А какие могут быть нюансы? Конечно, всё, чего мы достигли, это именно заслуга наших сотрудников, иначе и не скажешь.
— Но ведь вам всё приходилось начинать с ноля. Как удалось добиться таких результатов?
— А вы сами ответили на свой же вопрос.
— В каком смысле?
— Вы правильно заметили, что нам всё приходилось начинать с ноля. А это привело к тому, что костяк нашей организации составили люди творческие, работавшие с огромным интересом. Мы реально чувствовали себя первопроходцами. Ведь в начале девяностых годов не только в Якутии, но и в России о фондовом рынке знали единицы. Вот и получилось, что у нас работали и продолжают работать лучшие из лучших специалистов.
— То есть костяк ЯФЦ остаётся неизменным?
— У нас практически нет кадровой текучки. От нас люди уходят крайне редко. Как правило, на повышение.
— А какие требования вы предъявляете к молодым специалистам?
— Ответственность, порядочность, неравнодушие. Я считаю, что если кто-то хочет добиться успеха в своём деле, он должен не просто работать, а жить работой. Только так и никак иначе.
— У вас есть мечта, связанная с вашей работой?
— Есть! Но она связана не только с работой.
— И какая это мечта?
— В своё время наши с вами родители оставили нам страну. Да, это было, может, и не совершенное государство, но мы им гордились. Мы знали, что СССР — это великое объединение народов. Что это сильная держава. Мы были благодарны нашим родителям, что они нам её подарили. И мне бы хотелось, чтобы наши дети нам также были благодарны — за страну, которую мы им оставим. Пока же мы оставляем им только проблемы.
Беседовал Александр МАТВЕЕВ
Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >