«Наш регион — Дальний Восток»,  № №5 (197), февраль 2026
Главная тема

Главная тема 

«Ксеньевский прииск»: территория добрых дел

В этом году одна из ведущих золотодобывающих компаний Забайкалья — АО «Ксеньевский прииск» — отмечает круглую дату — 160 лет со дня образования. Предприятий с такой давней «биографией» в России можно посчитать по пальцам одной руки. Но главное не в этом. По сути, история Ксеньевского прииска — это история всей отечественной золотодобычи на востоке России. И сегодня, как и полтора века назад, драгоценный металл, добываемый за Уралом, продолжает служить развитию огромных территорий.

Золотые традиции

А всё началось в 1864 году, когда горный инженер Александр Черкасов открыл на территории Могочинского района Забайкалья крупную золотую россыпь, названную Чёрным Урюмом.

И вот что удивительно: в наше время от геологоразведки до начала освоения объекта проходит, как правило, не один год — из-за бюрократических проволочек, которые давно уже стали печальной отраслевой притчей. А вот «при царе-батюшке», как выясняется, всё было иначе. Уже в 1865 году на месторождении началась масштабная добыча золота. И в тот же период были образованы Верхне-Амурские промыслы, функционировавшие в бассейне реки Чёрный Урюм с её притоками.

Спустя короткое время ежегодные производственные объёмы на промыслах достигли двух с половиной тонн золота, а вскоре старатели начали добывать и три, и четыре, и даже пять тонн драгоценного металла в год. Сейчас такие показатели характерны только для крупных рудных компаний, обладающих более чем серьёзными техническими ресурсами. А в конце XIX — начале XX века ни о какой технике и речи не шло — золото добывали при помощи старательского лотка, а промывку вели в примитивной бутаре. И содержание при этом было, по нашим временам, запредельным — до 50 граммов металла на кубометр горной массы. Для сравнения: у современных старателей 0,3, 0,4, а уж тем более 0,5 грамма золота на куб считается большой удачей.

Эффективному развитию промыслов способствовала и логистика. Так, к 1906 году на Транссибе была построена железнодорожная станция, названная в честь младшей дочери государя императора Александра III — великой княжны Ксении. Железнодорожное сообщение положительно сказалось на самой схеме золотодобычи. А вскоре собственники промыслов решили объединить все предприятия в один, как мы сейчас говорим, отраслевой холдинг — Ксеньевский прииск.

Уже к 1931 году на прииске стали применяться средства механизации — гидравлические установки, что, безусловно, отразилось на производственных результатах.

После окончания Великой Отечественной войны в Могочинском районе появились первые бульдозеры, а в 1975 году ведущую роль в добыче стал играть дражный способ.

В разные периоды на Ксеньевском прииске работало до 20 драг, в том числе и крупнолитражных, с ковшами по 250 литров.

Но не производством единым жив прииск. Во все времена — и при царской России, и при советской власти — приисковое управление было своего рода магнитом для притяжения самых разных социальных проектов. Старатели строили в посёлках школы, детские сады, больницы, библиотеки, учреждения культуры и способствовали тому, что люди оставались жить в этих населённых пунктах. Словом, решали задачу государственной значимости.

Кроме того, золотодобытчики закупали всё необходимое (в первую очередь продукты питания) у местных сельчан, поддерживая таким образом агропромышленный сектор территории. Это, безусловно, работало на благо и района, и региона, и всей восточной России.

Недропользователи всегда вкладывали серьёзные средства в развитие инфраструктуры, прежде всего энергетической и транспортной. Именно старатели испокон века занимались благотворительностью. В трудных ситуациях местные жители шли за помощью к золотопромышленникам.

Забегая вперёд, скажем: АО «Ксеньевский прииск» и сейчас несёт мощную социальную нагрузку, продолжая и приумножая лучшие старательские традиции.

Секреты экономики прииска

Успешное развитие предприятия продолжалось до начала девяностых годов XX века. Наступил постперестроечный период, когда отечественная промышленность полетела под откос, а многие предприятия стали закрываться.

Золотодобыча, как показало время, была наиболее уязвимой отраслью экономики, поскольку в определённый период стало непонятно, кому сдавать добытый драгоценный металл. Вот тогда-то прекратили своё существование многие горно-обогатительные комбинаты и тресты. Да и судьба Ксеньевского прииска была под вопросом.

Но ситуацию спасла смена акционеров компании — её основным владельцем стал опытный золотодобытчик Виктор Николаевич ЛИТУЕВ. Впоследствии к руководству предприятием подключился его сын, управленец новой формации Егор Викторович ЛИТУЕВ. Этот тандем, в котором соединились многолетний профессионализм и новаторский менеджерский подход, стал основой для развития АО «Ксеньевский прииск».

Компания перешла на подрядную схему работы. Головная организация приобретает лицензии и берёт на себя всё, что связано с оформлением участков недр. Последний момент крайне важен, ведь сегодня любое горнопромышленное предприятие сталкивается с очень объёмным документооборотом и серьёзными бюрократическими препонами. Чтобы лицензионный участок был введён в эксплуатацию, требуются чрезвычайно длительный промежуток времени (точно не один год) и штат опытных специалистов.

Так вот, все профильные вопросы решаются именно в структуре АО «Ксеньевский прииск». Готовые пакеты документов передаются подрядным организациям, которым остаётся только заниматься своим прямым делом — вести золотодобычу. А АО «Ксеньевский прииск» осуществляет координационные функции. В результате все участники процесса (и головная компания, и подрядчики) нацелены на достижение общего результата — выполнение плана, который в последнее время составляет порядка полутора тонн золота в год.

В этом и заключается подрядный метод АО «Ксеньевский прииск».

Причём практически все подрядные структуры прииска зарегистрированы в Забайкалье. Здесь они работают, здесь платят налоги, здесь привлекают сотрудников из числа местных жителей. Так что и в этом плане решаются важные социальные задачи.

«На своих и чужих не делим»

А сейчас — о старательских традициях, которые делают золотодобычу не только исключительно производственной, но и социальной отраслью. Известно, что по закону все недропользователи обязаны заключать договоры социально-экономического сотрудничества с администрациями районов, в которых они работают.

И «Ксеньевский прииск» не исключение. Но, как правило, выделяемые компанией на социалку средства значительно превышают суммы, заложенные в договоре. И какие бы деньги ни фигурировали в договоре (а это всегда миллионы рублей), уже в августе — сентябре каждого года реальные расходы предприятия превышают запланированные. Причём значительно.

— Приведу такой пример, — рассказывает помощник директора по операционной деятельности АО «Ксеньевский прииск», депутат Совета Могочинского муниципального округа Маргарита СЕЛЕЗНЁВА. — Недавно у нас проводилась муниципальная реформа местного самоуправления. На смену районной схеме пришла окружная. И в этот период получилось так, что содержание поселковых дорог в Ксеньевке как бы «выпало» из статьи расходов местного бюджета. Даже конкурс разыграть не успели. Обслуживать дороги надо, а кто это будет делать? На помощь, как обычно в таких случаях, пришло наше предприятие и в течение года поддерживало дороги в надлежащем состоянии.

Конечно, этого пункта в договоре социально-экономического сотрудничества не было. Как и не был затронут в документе вопрос о капитальном ремонте моста через реку Амазар в Могоче. Руководство АО «Ксеньевский прииск» приняло решение подключиться к этим работам: и в финансовом, и в техническом плане.

Для жителей района это не стало новостью или неожиданностью. Скорее, привычным делом — предприятие часто выделяет технику для проведения различных работ: и относительно простых, и довольно сложных. Где-то упала опора линии электропередачи, и её надо срочно поднять — представители местной власти обращаются к золотодобытчикам. В районе регулярно перемерзает водовод — к решению проблемы подключились специалисты компании, в поддержку которых выделили и специальную технику. Требуется провести дорожные работы в одном из населённых пунктов района — на помощь всегда приходят люди и техника Ксеньевского прииска.

Похожая история и с ремонтами социальных учреждений. Когда необходимо было отремонтировать спортзал в школе, старатели не остались в стороне, и ребята стали заниматься в обновлённом зале. 

Словом, нет, пожалуй, ни одной социальной проблемы в районе, в решении которой не принимали бы участие недропользователи. Руководство предприятия никогда не отказывает администрации в помощи. И не только администрации — к старателям обращаются многие, в том числе и люди, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Причём не только из Забайкалья, но и из других регионов страны. Это, конечно же, показатель того, что люди верят, и не без основания, что здесь им непременно помогут. 

По-другому в компании относиться к проблемам территории, на которой работают, не привыкли. Ведь порой только помощь предприятия для кого-то является последней надеждой, особенно когда речь идёт о спасении жизни.

Так, недавно маленькой девочке с тяжёлым заболеванием «Ксеньевский прииск» оплатил лечение в Москве, в медицинском центре имени Блохина. Сейчас юная пациентка идёт на поправку. И такой случай не единичен. Причём компания выделяет средства не только на операцию, но и на реабилитацию. Ведь что может быть важнее, чем выздоровление человека?

Серьёзные средства компания вкладывает и в развитие спорта. Часто к старателям обращаются с просьбой оказать помощь при проведении спартакиад или соревнований, и они выделяют деньги на приобретение призов, кубков. Предприятие никогда не отказывает в поддержке спортсменов. Вот один из примеров. Спортсмены района выиграли международный чемпионат и получили право поехать на соревнование в Турцию. Право-то они получили, но вот деньги на поездку — нет. И в этом случае палочкой-выручалочкой выступила золотодобывающая компания, взяв на себя все расходы.

Понятно, что подобные траты в договоре между предприятием и администрацией района не предусматривались. Получается, здесь тесно переплетаются социальная деятельность и благотворительность.

— А мы это для себя не разделяем — такова политика руководства АО «Ксеньевский прииск», — объясняет Маргарита Селезнёва. — Ведь бывают случаи, когда государственное дело становится делом предприятия.

И это действительно так. Многие знают, насколько опасными бывают в Забайкалье лесные пожары, когда огонь подходит к населённым пунктам. Это — настоящее стихийное бедствие для края. Огонь распространяется так быстро, что счёт порой идёт не на дни, а на часы. И от того, насколько быстро подоспеет помощь, зависит спасение жителей и их домов. Для борьбы с огненной стихией компания сформировала добровольную дружину, которая тушила пожары не только в окрестностях близлежащих населённых пунктов, но и в других районах. И технику выделила.

А хороший пример тоже бывает заразительным. Так, подрядчик компании — ООО «Светлый альянс» — построил для районной пожарной части новый автомобильный бокс, где есть всё необходимое для работы и отдыха пожарных расчётов.

— Для нашего руководства нет «своей и чужой» социальной ответственности, — утверждает Маргарита Селезнёва. — Если есть возможность, помогаем в решении самых разных вопросов. В частности, в оснащении мобильного госпиталя для участников СВО. Это был проект нашей Центральной районной больницы, и мы тоже приняли в нём непосредственное участие, закупив всё необходимое оборудование.

И, конечно же, доброй традицией стало приобретение новогодних подарков для детей участников СВО и ребят из малообеспеченных семей. На этом старатели деньги не экономят. Как, впрочем, и на решении других, не менее важных вопросов, касающихся жизни Могочинского района.

Люди важнее всего

Конкретные суммы оказываемой социальной помощи в компании называть не принято. Так, директор по операционной деятельности АО «Ксеньевский прииск» Вячеслав КОМЛЕВ на «денежные» вопросы отвечает не очень охотно. По принципу «тишину любят и деньги, и добрые дела». Но всё-таки, как говорится, деньги любят счёт, и завесу финансовой тайны нам удалось приоткрыть — в год предприятие на все социальные проекты выделяет не менее 115 миллионов рублей. И это кроме тех сумм, которые отражены в договорах о социальном сотрудничестве.

Помощь и поддержка жителей района, безусловно, важна, но в первую очередь в компании заботятся о своём коллективе.

— У нас каждый сотрудник имеет возможность для полноценной самореализации и карьерного роста, — говорит Вячеслав Семёнович. — Во внутренней документации прииска чётко указано, что работник получит выплаты стимулирующего характера за участие в разработке, освоении и внедрении новых технологий, а также методик, повышающих производительность труда. Или за участие в ликвидации стихийных бедствий. Или за предотвращение хищений. Или за выполнение заданий генерального директора.

Но это одна сторона медали. Есть и другая. Не все люди могут быть рационализаторами — многие просто добросовестно трудятся на своём участке. Так вот, по итогам каждого промывочного сезона каждый специалист получает ещё и премию. Это помимо высокой заработной платы, которая значительно превышает среднюю зарплату по Забайкалью.

В АО «Ксеньевский прииск» к интересам сотрудников относятся, без преувеличения, трепетно. Так, материальную помощь оказывают и на юбилей работника, и при бракосочетании, и при рождении ребёнка, и при смерти близкого родственника. Даже при найме жилья или дополнительном медицинском страховании специалист может рассчитывать на помощь родного предприятия.

Несмотря на то что АО «Ксеньевский прииск» выделяет значительные средства на решение социальных проблем Могочинского района, самый серьёзный вклад предприятия в развитие района (и не только) — налоги. Компания является одним из ведущих налогоплательщиков Забайкалья. В 2023 году она заплатила в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды более 1 миллиарда 198 миллионов рублей. В 2024 году эта сумма превысила 2 миллиарда 203 миллиона. А в 2025 году соответствующий показатель составил 3 миллиарда 115 миллионов 444 тысячи рублей. И другие доказательства роли старателей в развитии районов, на которых они работают, наверняка будут лишними.

Социалка в «зелёном цвете»

Но есть в работе АО «Ксеньевский прииск» ещё один важный момент. Точнее, один из самых важных. Речь идёт об охране природы во всех направлениях.

По этому поводу специалисты предприятия (высококвалифицированные экологи) говорят профессионально скупо и официально: «Одним из приоритетов работы компании является предотвращение и снижение воздействия на окружающую среду, а также проведение мероприятий по компенсации ущерба, нанесённого при реализации проектов по отработке месторождений».

Но вот за этими официальными формулировками стоят реальные дела. Причём масштабные. И вновь не обойтись без примеров.

Как и любая золотодобывающая структура, АО «Ксеньевский прииск» занимается выпуском подращенной молоди рыбы в различные водные объекты Забайкалья. Работа эта ведётся сбалансированно и согласовывается с Ангаро-Байкальским территориальным управлением по рыболовству. И здесь впечатляют масштабы.

Так, с 2019 по 2025 год предприятием было выпущено 470 тысяч штук мальков рыбы, на что было выделено более 11 миллионов рублей. Более того, если до недавнего времени выпускали, как правило, сазана и пелядь, то начиная с 2025 года в реку Ингоду выпустили почти 21 тысячу мальков «элитного» амурского хариуса. И это лишь один из штрихов, который ярко характеризует экологическую ответственность руководителей и профильных специалистов предприятия.

Также нелишне отметить — ежегодно АО «Ксеньевский прииск» вносит плату за негативное воздействие на окружающую среду. За последние три года расходы в этой связи составили около 500 тысяч рублей. Но это как раз тот случай, когда соответствующие платежи являются своего рода добровольным авансированием. Проще говоря, ущерба может и не быть, но компания всё равно оплачивает сами риски.

Вместе с тем предприятие постоянно производит анализ рисков и оценку воздействия производственной деятельности на экологический баланс. А также реализует различные природоохранные мероприятия, направленные на снижение негативного воздействия и рациональное использование природных ресурсов. При этом здесь на регулярной основе проводится мониторинг выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. И ведётся контроль за состоянием водных ресурсов с системным мониторингом ВБР.

Тут показательно ещё и то, что такая работа проводится не только своими силами, но и с привлечением ведущих научных организаций и лабораторий, в частности ФГБУ «Забайкальское УГМС», ИПРЭК СО РАН (Институт природных ресурсов экологии и криологии), Читинского отдела ЦЛАТИ и других. А общие затраты на проведение исследований специализированными структурами за последние пять лет составили 15 миллионов рублей.

Столь же ответственно АО «Ксеньевский прииск» подходит к вопросу восстановления нарушенных земель. Так, в период с 2022 по 2025 год произведена рекультивация нарушенных земель на площади более 800 гектаров.

Активно ведётся работа и в отношении компенсационных мероприятий, направленных на восстановление лесов. Только за последние три года на территории Забайкальского края проведено компенсационное лесовосстановление на площади 837 гектаров. А затраты на проведение работ по посадке лесных насаждений составили 104,4 миллиона рублей.

И всё это лишний раз подтверждает: социальная ответственность АО «Ксеньевский прииск» распространяется и на территории присутствия, и на местных жителей, и на своих сотрудников, и на природу. Такая вот показательная история.

Автор Матвей Сашин

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров