— Хотелось бы начать не с Долинска и не с моих проблем, а, я бы сказал, с чрезвычайно важного в нашем случае базового аспекта. Я имею в виду отсутствие технической политики в коммунальной энергетике и ЖКХ. Об этом я уже говорил и писал столько, что и повторяться бы не хотелось. Но и не повторяться нельзя.
А всё началось ещё в 2009 году, когда был принят ФЗ-261 «Об энергосбережении». У меня есть все основания полагать, что для разработки этого нормативного акта были включены ресурсы некоторых так называемых лобби-менеджеров, продвигавших не отечественные, а зарубежные интересы. Достаточно посмотреть, что такое компания «Карана-Корпорейшн».
В итоге получилось следующее — по своему составу и содержанию этот закон не имеет никакого отношения к России. Как известно, теплоснабжение в нашей холодной стране (особенно в её дальневосточной части) централизованное и осуществляется от котельных и ТЭЦ. А в данном ФЗ даже само слово «теплоснабжение» носит случайный характер. И применяется лишь, когда речь идёт о тарифах и счётчиках. О какой технической политике можно рассуждать, если даже в законе проигнорированы ключевые технические вопросы?
До 1991 года стратегия и тактика коммунальной энергетики находилась под контролем государства. Была система, был порядок, было с кого спросить. Пишу об этом уверенно, поскольку из 58 лет работы по специальности почти полвека я трудился на Северо-Востоке страны, пропустил через себя множество сложнейших ситуаций, возникавших не только на Сахалине, но и в Сибири, в Якутии, на Колыме и на Чукотке. Да, был жёсткий порядок.
Однако сегодня система централизованного теплоснабжения (СЦТ) особенно в малых городах и посёлках городского типа выглядит иначе. С одной стороны, в тех же СЦТ «сидит» весь необходимый комплекс вопросов: производство тепла — транспортировка тепла — потребление тепла. Прописаны и способы работы всего этого механизма. Для этого существуют такие нормативно-технические документы, как «Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей РФ», «Типовая инструкция по технической эксплуатации тепловых сетей и систем коммунального теплоснабжения» и «Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок». Однако в малых городах и посёлках всё это фактически не действует.
Не случайно наш институт вот уже в течение многих лет ставит перед правительством Сахалинской области один и тот же вопрос — об отсутствии технической политики в коммунальной энергетике ЖКХ. Но нас не слышат. В итоге это приводит к опасностям технологическим, экологическим и социальным, а также к нецелевому расходованию бюджетных средств. И мини-ТЭЦ в Долинске — реальное тому подтверждение.
Вся история длиться вот уже 11 лет, когда ещё в 2005 году «втихаря» провели конкурс на реконструкцию системы теплоснабжения в Долинске. А уже через год сотрудники ФСБ обратились к нам за экспертной оценкой проекта. Оценку мы выдали. И она была резко отрицательной — проект подлежит переработке в полном объёме. Однако госэкпертиза почему-то выдала положительное заключение. В 2008 году по запросу областной прокуратуры мы вновь выступили с документально подтверждённой оценкой — стройку необходимо остановить в срочном порядке. Опять никакой реакции.
В итоге мы обращались в самые разные инстанции, аргументировано отстаивали свою позицию, но нас никто так и не услышал. Точнее, нет, услышали. Чиновники сделали всё возможное, чтобы институт остался без работы. Хотя жизнь подтвердила нашу правоту. Прошло 11 лет, на стройку «грохнули» 6 миллиардов рублей, а мини-ТЭЦ как не было, так и нет. Вот такая показательная история.
свернуть ↑