От редакции:
— Почему компания «Углегорскуголь» остается без ресурсов? По мнению генерального директора предприятия Валерия МЕЙЕРА, представители агентства Роснедра создают условия для того, чтобы запасы угольного участка «Юбилейный» отошли другим участникам рынка. Даже после того, как ООО ООО «Эс Ай Трейдинг» («дочка» ООО «Углегроскуголь») стала победителем конкурса, чиновники потребовали отменить решение конкурсной комиссии. Что и произошло. В итоге, спор продолжается в арбитражных судах. А компания ООО «Углегорскуголь» остается без ресурсов.
Полтора года назад наша газета рассказывала о том, как одно из крупнейших отраслевых предприятий региона — ООО «Углегорскуголь» оказалось в крайне тяжёлой экономической ситуации. И произошло это по причине странной и вообще непонятной — компания не может расширить свою ресурсно-сырьевую базу. И это на Сахалине, где угля всегда хватало всем. Дошло до того, что собственных запасов организации хватит буквально на несколько месяцев. А потом придётся закрывать производство. То есть сотни рабочих ООО «Углегорскуголь» и ООО «Порт Углегорск» (все — жители Углегорского района) останутся без средств к существованию. А сам район — без крупнейшего налогоплательщика. И вот теперь эта история получила продолжение.
Для начала вспомним предысторию событий. Всё началось с того, что несколько лет назад на Сахалине был объявлен аукцион на право разработки участка «Южный-2» Солнцевского угольного месторождения. И в этих торгах пыталось участвовать несколько компаний, в том числе и «Улегорскуголь».
Стоит отметить, это предприятие работает на острове давно и успешно. Более того, одним из учредителей «Углегорскугля» является крупнейший игрок мирового рынка — холдинг Samsung. Именно Samsung инвестировал громадные средства в модернизацию порта Углегорск. Более того, эта южнокорейская промышленная группа серьёзно вложилась и в другие производственные направления территории. Да и вообще, о таком инвесторе могут только мечтать руководители подавляющего большинства российских регионов. Тем более что речь идёт не о каких-то заоблачных преференциях, а о законном выделении сырьевых ресурсов реально работающей и обладающей всеми необходимыми лицензиями компании «Углегорскуголь», зарегистрированной не где-нибудь на Кипре, а непосредственно на Сахалине.
Но у местных чиновников под руководством губернатора Александра Хорошавина (в те годы он ещё руководил областью) по этому поводу сложилось своё мнение. В итоге, если вернуться к аукциону на право разработки участка «Южный-2», торги были отменены. После чего состоялся конкурс, до участия в котором никого не допустили. Кроме другой структуры — ООО «Сахалинуголь», которая и стала победителем. Почему? Об этом можно только догадываться.
Однако бесспорно другое — компания «Углегорскуголь» осталась без ресурсов, соответственно — без надежд на завтрашний день. Коллектив компании пытался достучаться до самых высоких руководителей. Люди составляли открытые обращения, где говорилось: мы не просим господдержки, дайте возможность просто работать, ведь если предприятие разорится, без средств к существованию останутся тысячи жителей Углегорского района. Наконец вроде бы появился свет в конце тоннеля.
В конце прошлого года был наконец-то выставлен на торги (кажется, с пятой попытки) участок «Юбилейный». А сам конкурс состоялся 27 января текущего года. Претендентов было всего двое — ООО «Солнцевский угольный разрез» (стопроцентная «дочка» ООО «ВГК») и ООО «Эс Ай Трейдинг» (входит в холдинг ООО «Углегорскуголь»).
И буквально сразу же начались странности. Хотя бы потому, что председателем конкурсной комиссии был назначен заместитель начальника управления геологии твёрдых полезных ископаемых Роснедр Сергей НИКИТИН, который специально для этого прилетел из Москвы. Казалось бы, а при чём здесь Москва? Участок «Юбилейный» не обладает статусом объекта федерального значения. Да и сами торги были организованы территориальным органом агентства — Дальнедра. Для чего столь занятому человеку было бросать важные столичные дела и лететь, в прямом смысле, на другой конец страны — в Южно-Сахалинск, где и проводился конкурс? Причём лететь за государственный счёт, в командировку? Хотя специалисты соответствующей квалификации есть и на Дальнем Востоке? Ладно, это вопрос риторический.
Теперь по сути. Конкурс проводился по конвертной системе, то есть каждая из сторон предоставляла комиссии запечатанный конверт с указанием размера стартового платежа за пользование недрами. Но помимо этого претенденты должны были представить ещё и технико-экономические предложения (ТЭП) по освоению участка «Юбилейный». И победителем должен был стать тот, чей ТЭП комиссия признала бы лучшим. Если же оба предложения оценивались как равнозначные, победа признавалась за тем, кто предложил больший размер стартового платежа.
И вот началась игра. Председатель комиссии г-н Никитин предложил коллегам признать лучшей документацией ТЭП ООО «Солнцевский угольный разрез». Мы не вправе подозревать чиновника в лоббизме. Но коль скоро человек специально прилетел из Москвы на территориальные торги… Впрочем, ладно, это всё домыслы. Факт в другом — предложения Сергея Никитина «не прошли». И большинством (пять против трёх) голосов оба ТЭП были признаны равноценными.
Тогда члены комиссии вскрыли конверты. И выяснилось, что компания ООО «Эс Ай Трейдинг» предложила в качестве стартового платежа 41 миллион рублей, в два раза больше, чем конкурирующая сторона. Казалось бы, всё, вопрос решён. И у ООО «Углегорскуголь» наконец-то появились дополнительные ресурсы.
Но не тут-то было. Предприятие ООО «Солнцевский угольный разрез» обратилось в арбитражный суд Хабаровского края с требованием признать решение конкурсной комиссии Дальнедр незаконным. Причём представители проигравшей компании ещё и ходатайствовали, чтобы судебные органы наложили запрет на совершение любых действий (со стороны департамента по недропользованию по ДФО), направленные на утверждение результатов торгов. И в этом им было отказано. А 25 февраля исполняющий обязанности начальника Дальнедр В. ВОЛГИН издал приказ об утверждении итогов конкурса.
Ещё через полтора месяца, 12 апреля, ООО «Эс Ай Трейдинг» получило наконец-то долгожданную лицензию. Однако на следующий день начальник Дальнедр своим приказом № 252 аннулировал этот документ. Вот как комментирует ситуацию генеральный директор ООО «Углегорскуголь» Евгений МЕЙЕР:
«По нашему мнению, это было сделано по прямому указанию руководства Роснедр. Далее могу сказать, что внимательнейшим образом изучив это дело с юридической стороны, мы утверждаем: издание этого приказа выходит за рамки служебных обязанностей конкретного должностного лица. Да и вообще выходит за рамки закона. И вот почему. Во-первых, согласно положению о Дальнедрах, в полномочия начальника этого органа вообще не входит аннулирование лицензий. Во-вторых, по федеральному закону «О лицензировании отдельных видов деятельности» (статья 20 часть 18) лицензию можно отозвать только по решению суда. В-третьих, если даже при оформлении лицензии были допущены какие-то ошибки, то по ФЗ «О недрах» это также не является поводом для аннулирования самой лицензии. В неё просто вносятся соответствующие исправления или дополнения. Вот так. И мы продолжим добиваться правды в судебном порядке».
Между тем это дело уже рассматривается в арбитражах. Буквально на следующий день после появления на свет приказа об аннулировании лицензии (вот уж странное совпадение) состоялось заседание Шестого апелляционного суда. И истец представил суду соответствующую бумагу. Мол, лицензия аннулирована. Это и стало поводом для принятия решения о принятии неких обеспечительных мер.
Проще говоря, теперь департамент по недропользованию (до окончательного судебного решения) не может производить никакие действия на оформление участка «Юбилейный».
Более того, по мнению Евгения Мейера, в этом споре сейчас прослеживается явный лоббизм. Например, интересы Дальнедр в арбитражном суде изначально представлял местный юрисконсульт, который доказывал законность решения конкурсной комиссии. Однако затем его почему-то (почему?) заменили на столичного юриста, который даже не успел внимательно ознакомиться с делом и в принципе не возражал — да, некоторые нарушения со стороны комиссии были.
Плюс ко всему один из заместителей Роснедр прислал компании «Солнцевский угольный разрез» ответ на запрос, из которого можно при желании сделать вывод — ТЭП этого предприятия был лучшим.
Словом, странностей в этой истории хватает. Но разбирательство ещё не закончено. И руководители ООО «Углегорскуголь» уверены — закон восторжествует. Несмотря ни на что. Мы будем следить за развитием событий.
Александр МАТВЕЕВ
Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >