Всё-таки о крабах…
Сразу после того, как в эфирах федеральных телеканалов один за другим вышли несколько сюжетов о бизнесе «крабового короля» Олега КАНА, мы выехали на Сахалин, где пообщались со многими рыбаками. В том числе и с депутатом областной думы Дмитрием ПАШОВЫМ, который также фигурировал в «разоблачениях» российских СМИ. И все наши собеседники говорили примерно следующее: это заказная информационная кампания, цель которой — «отжать» дальневосточный крабовый бизнес. Судя по тому, насколько тесно медийные атаки сочетались с действиями силовиков на Сахалине, такие сомнения, действительно, возникают. Тем более что до сих пор непонятно: а в чём же именно обвиняют (или хотя бы подозревают) Олега Кана? Ведь его чуть ли не арестовывать собирались, реанимируя события давно минувших лет, но при этом более или менее адекватных подробностей о теневых сторонах бизнеса «крабового короля» в СМИ так и не появилось. Все кормились по большому счету слухами и намёками. А это прямое следствие довольно топорно режиссированной «заказухи». Так что посмотрим, пойдёт ли об этом речь на конференции. Ведь под информационный прессинг попал не только Олег Кан, но и приморские краболовы из компании «Восток-1», которые занимаются высокотехнологичным и уникальным промыслом по добыче глубоководных объектов.
…и не только
Впрочем, ситуация с крабовыми квотами хоть и важна для всего рынка, но она не касается тех, кто занимается прибрежным промыслом. В разговоре с нами многие «прибрежники» высказывались в таком духе: нас борьба отраслевых олигархов мало волнует, у нас своя головная боль. Например, в прошлом номере нашей газеты опубликована статья члена правления Росрыбколхозсоюза Ольги БУЛКОВОЙ, где она подняла проблему так называемых «квотных рантье», которым объёмы добываемых водных биологических ресурсов нужны исключительно для перепродажи. При этом компании, вкладывающие средства в береговые производственные мощности, не имеют сырья для загрузки своих заводов.
Ещё одна негативная история прибрежных рыбаков связана с избыточностью требований по освидетельствованию флота на соответствие Международному кодексу по управлению безопасностью (МКУБ). Согласно этому нормативному документу, сейчас маломерные суда (те же боты, например, или кунгасы) приравнены к крупным траулерам. А это явно противоречит элементарной логике.
Убийственный надзор
Наше издание часто публикует материалы о действиях надзорных и силовых структур в отношении дальневосточных рыбаков. Беда в том, что на Сахалине, Камчатке и в других регионах рыбопромышленники нередко подвергаются более чем серьёзному прессингу со стороны пограничной службы, таможенных органов и других ведомств. Причём доказать свою правоту в судах бизнесу крайне сложно. Но события последних месяцев в Хабаровском крае выделяются даже на этом фоне. Здесь работники двух крупных промышленных компаний — ООО «РПК Восточное» и ООО «Восточный рыбокомбинат» — были буквально доведены до отчаяния и вышли на пикет. Они потребовали от Амурского бассейнового природоохранного прокурора Александра САБЛИНА прекратить давление на их градообразующие предприятия, поскольку всевозможные проверки в отношении этих компаний уже исчисляются многими десятками. И вот что интересно — позицию рыбаков поддержали даже чиновники, открыто заявившие: если прессинг не прекратится, то известные предприятия, работающие в отдалённых северных посёлках, могут прекратить своё существование и сотни людей останутся без работы. А для Севера это чревато социальной катастрофой. Поэтому в сегодняшнем номере нашей газеты мы публикуем несколько материалов, в которых подробно расскажем о непростой ситуации в Хабаровском крае.
Нормативный вакуум
Кстати, если говорить о позиции надзорных ведомств, то нельзя не отметить ещё один момент: зачастую негативную роль в соответствующих процессах играет как раз нормативный вакуум, при котором чиновники могут трактовать законы «со своей колокольни». Это происходит только потому, что те или иные требования слабо обозначены именно с правовой точки зрения. Вот и возникает двойное толкование законов. А крайним, как всегда, остаётся бизнес. Чтобы этого избежать в будущем, рыбаки уже сейчас обращают внимание на Федеральный закон № 421, который урегулировал вопросы переоформления договоров о закреплении РПУ на договоры по рыболовным участкам. А все разъяснения по профильным вопросам должен дать приказ Минсельхоза РФ «Об утверждении Порядка заключения договоров пользования рыболовным участком…». Но до сих пор непонятно, в какой форме участники рынка должны подавать соответствующее заявление. В произвольной? Или будет предложен какой-то утверждённый формат? А ведь это важно, от этого зависят законность работы промышленных компаний и возможность предъявления к ним претензий со стороны надзорщиков. То же самое касается и требований к указанию границ и площадей участков, притом что в действующих договорах такая формулировка, как «площадь РПУ», отсутствует в принципе. Все эти нюансы в интервью нашему изданию озвучил генеральный директор ООО «Кристалл» (Камчатский край) Руслан ИНАМОВ. А руководитель Ассоциации рыбопромышленных предприятий Сахалинской области Максим КОЗЛОВ заявил, что в проекте приказа Минсельхоза России выявлено «несколько коррупциогенных факторов», поэтому документ необходимо дорабатывать.
Без дальневосточных верфей
Также интересна ситуация с инвестиционными квотами на Дальнем Востоке. С одной стороны, это позволяет загрузить заказами судостроительные компании в Санкт-Петербурге и Калининграде. С другой — от этого нисколько не выигрывают корабелы в ДФО, так как на дальневосточных верфях суда не строятся. Хотя все возможности для этого есть. Известное рыбопромышленное предприятие колхоз им. 50 лет Октября было готово заложить суда (под инвестиционные квоты) именно на дальневосточной верфи. Речь идёт об уникальном траулере-процессоре, аналогов которому нет не только в России, но и в мире. Это не просто слова, а реальный факт. Однако проект пока пришлось заморозить. Почему? Ответ на этот вопрос в материале «Мы готовы строить суда на дальневосточных верфях».
Где профессионалы?
Да, проблем у дальневосточных рыбаков хватает, и остаётся надеяться, что хотя бы часть из них попытаются решить на конференции работников рыбохозяйственного комплекса РФ в Москве. Что всё решение этих важнейших вопросов не сведётся к борьбе за крабовые квоты, как это было в прошлом году на отраслевом съезде. Впрочем, президент Ассоциации предприятий рыбной отрасли Хабаровского края Сергей РЯБЧЕНКО в интервью нашей газете высказал конкретные предложения по нормализации ситуации в рыбопромышленном секторе региона. Их довольно много, этих предложений. Но главное из них сводится к нескольким словам — руководить отраслью края должны профессионалы. Тут уже добавить нечего.
Александр МАТВЕЕВ
свернуть ↑