Заместитель генерального директора ООО «Дороги Олёкмы» Дмитрий МАКОВЕЕВ:
—Экономический кризис, конечно же, сказывается на деятельности любого производственного предприятия. И нашего в том числе. Но беда ещё и в том, что заказчики крайне нерегулярно с нами рассчитываются. За выполненные работы мы получаем деньги с большим опозданием. А это для нас — большая проблема. Ведь строительный сезон в Якутии короткий. Буквально за полгода нам нужно выполнить серьёзные объёмы работ, что сопровождается и серьёзными расходами. С нашей стороны, разумеется. А где брать средства на те же материалы, на те же запчасти, на ГСМ в конце концов, если платежи тормозятся? Но этот вопрос повисает в воздухе.
Не так давно одному из самых известных предприятий Республики Саха (Якутия) ООО «Дороги Олёкмы» исполнилось 20 лет. И можно констатировать — за эти годы компания приобрела мощный производственный потенциал. Не случайно производственная география этой отраслевой организации охватывает не только Олёкминский район, но и другие улусы РС (Я). Более того, дорожники выполняют целый комплекс отраслевых работ. А это и транспортное, и промышленно-гражданское строительство. Впрочем, проблем тут также хватает. Подробности — в интервью с заместителем генерального директора ООО «Дороги Олёкмы» Дмитрием МАКОВЕЕВЫМ.
— Дмитрий Юрьевич, в каких районах работает ваша компания?
— Производственная география у нас, действительно, довольно обширная. Хотя в первую очередь она распространяется на нашу малую родину — Олёкминский район Якутии. Не случайно именно в Олёкминске мы ведём не только транспортное, но и жилищное строительство. Но помимо этого наш коллектив трудится ещё и в Томпонском, Мирнинском, Мегино-Кангаласском и Усть-Майском районах. А также в республиканском центре — городе Якутске.
— И, судя по всему, вы готовы расширять масштабы своей деятельности?
— Да, готовы. У нашего предприятия хороший технический, технологический и кадровый потенциал. Плюс ко всему за долгие годы наш коллектив приобрёл богатый отраслевой опыт. И, конечно же, мы дорожим своей репутацией. Так что для этого у нас есть все возможности. Другой вопрос, что при сложившейся ситуации мы вынуждены не только думать о будущем, но и элементарно выживать в сегодняшних реалиях. А это уже весьма непросто.
— Вы имеете в виду кризис?
— И не только, хотя кризис, конечно, сказывается на деятельности любого производственного предприятия. И нашего в том числе. Сами понимаете, всё дорожает — и техника, и запчасти, и ГСМ. А вот объёмы снижаются. И это, разумеется, негативно отражается на нашей работе. Но беда ещё и в том, что заказчики крайне нерегулярно с нами рассчитываются. Это, кстати, ещё мягко сказано. За выполненные работы мы получаем деньги с большим опозданием.
— А насколько задерживают платежи?
— Скажу так: мы ещё не получили деньги за работы, которые выполнили в прошлом году. И как предприятие может выжить в таких условиях? Ведь нам нужно продолжать свою отраслевую деятельность. Тем более в Якутии строительный сезон короткий. Это не Краснодар и не Ставрополье. Буквально за полгода нам требуется выполнить весьма серьёзные объёмы работ. А это, соответственно, не менее серьёзные расходы, ведь и запчасти, и ГСМ мы приобретаем за свои деньги. Не говоря уже о других расходах. О зарплатах и так далее. Но заказчики, повторюсь, выполняют свои обязательства крайне неаккуратно.
— Речь идёт о государственных структурах?
— В основном — да, о государственных структурах. Специфика нашей работы такова, что основным нашим заказчиком является государство.
— И чем мотивируются финансовые задержки?
— А мотивация простая и в России известная — денег нет, но вы терпите. Вот мы и терпим. И работаем, несмотря ни на что. Хотя ситуация, без преувеличения, тяжёлая. И вот что показательно. Если мы не заплатим вовремя налоги, к нам придут представители налоговых органов. Если задержим зарплату — придут работники прокуратуры. И никого не будет волновать, есть у нас деньги или нет, перечислил нам средства заказчик или не перечислил. Такая вот странная история. И такая «поддержка» бизнеса.
— Но ведь, несмотря на все сложности, работы у вас хватает?
— Это, кстати, спорный вопрос. Можно сказать, что её не хватает. Мы могли бы выполнять и гораздо более серьёзные объёмы работ.
— Какие основные объекты были сданы вами в прошлом году?
— В прошлом году довольно большой объём наших работ был связан с мостами. Из них один мы сдали в Мегино-Кангаласском, два — в Олёкминском и три — в Амгинском районах Республики Саха (Якутия). Речь шла об аварийно-восстановительных работах. Плюс ко всему в рамках субподряда (то есть в сотрудничестве с компанией ОАО «Сибмост») мы участвовали в строительстве большого моста через реку Алдан. Точнее, мы строили все подходы к этому объекту.
— А в этом году вы продолжаете работать на мостах?
— Да, конечно. В частности, мы производим капитальный ремонт моста в Мирнинском районе РС (Я).
— Мостостроение — одна из наиболее сложных составляющих в транспортном строительстве?
— Это так и есть. Тут требуется и специализированную технику применять, и особые наработки использовать. Но я же сказал, что наш отраслевой потенциал позволяет нам решать самые сложные задачи.
— В прошлом году вы активно работали в Якутске. Это так?
— В Якутске мы, в принципе, стремимся работать как можно более масштабно. Но пока объёмы здесь оставляют желать лучшего. В частности, в прошлом году мы асфальтировали четырёхкилометровый участок автодороги к аэропорту. Впрочем, мы будем стремиться наращивать отраслевые обороты. Хотя при сегодняшней аукционной системе сделать это непросто.
— А на каких других объектах вы работаете в этом году?
— В частности, мы ведём работы на автодороге «Алдан» в Томпонском районе, недалеко от райцентра Хандыга. Здесь мы должны сдать 5 километров уже в этом году и в Усть-Майском улусе 8 километров в следующим году.
Кроме того, активно сотрудничаем с администрацией по городской программе переселения из аварийного жилья. Первый 24-квартирный жилой дом сдан предприятием в прошлом году, сдача второго запланирована на декабрь этого года, и уже подготовлена площадка под третий дом со сроком строительства в 2016–2017 годах.
— И что будете делать дальше?
— Я же говорю, всё зависит от аукционов. Сами понимаете, при ФЗ-44 рассчитывать, что результаты торгов будут объективными, не приходится. Когда для победы требуется максимально снижать цену, тут вряд ли можно рассуждать о какой-то предсказуемости. Так что поживём — увидим.
— Вы ведь ещё и содержанием дорог занимаетесь?
— Совершенно верно. Мы обслуживаем дороги на протяжении многих лет.
— И какой это объём?
— Наше предприятие содержит в общей сложности 300 километров региональных автодорог. Из них 74 километра — это круглогодичные трассы.
— А остальной километраж?
— А остальной километраж — это автозимники. В Якутии своя дорожная специфика. И зимники здесь составляют значимую часть дорожной инфраструктуры.
— Как финансируется содержание региональных и муниципальных трасс?
— Чрезвычайно плохо. Финансирование составляет 10 процентов от норматива. Нетрудно догадаться, что при такой ситуации очень сложно нормально обслуживать дороги. Денег не хватает.
— Но ведь свои обязательства вы выполняете в полном объёме?
— Я уже говорил, мы работаем во многом вопреки всему. По принципу: лишь бы вообще была работа. И это, кстати, общая ситуация для дорожной отрасли Дальнего Востока.
Беседовал Александр МАТВЕЕВ
Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >