Дорожная дальневосточная

Тема транспортного строительства всегда была для нашей газеты одной из ключевых. Что и понятно. На Дальнем Востоке с его громадными расстояниями и почти тотальным бездорожьем это, без преувеличения, фундаментальное промышленное направление. Поэтому мы, конечно же, не можем обойти вниманием День дорожника. С праздником вас, уважаемые транспортные строители! И пусть портфель заказов каждой отраслевой компании всегда будет полным. Ну а теперь — слово участникам рынка.

«Аукционы нужно проводить в начале года, тогда останется время для нормальной работы»

Поздние сроки проведения торгов — известная проблема для всех транспортных строителей. Особенно в регионах, изолированных от материковой части России. Ведь в таких субъектах Федерации дорожникам требуется дополнительное время для приобретения и доставки тех же материалов. Впрочем, стоит предоставить слово начальнику ГУДП «Экспромт» (Сахалин) Александру ГУЩИНУ:

— К самим аукционам претензий у нас нет. Они проводятся в строгом соответствии с требованиями закона. Но хотелось бы, чтобы торги проводились в начале года. Оптимальный вариант — конец февраля. Дело в том, что почти все материалы на Сахалин завозятся с материка. Как, кстати, и на Камчатку, и на Чукотку, и в Магаданскую область. Соответственно, дорожникам необходимо время, чтобы их закупить и доставить в свои регионы. А на это уходит не один месяц.

Эта проблема особенно актуальна для государственных предприятий, поскольку для закупки необходимого мы обязаны провести собственные торги, в соответствии с ФЗ-223. Если же аукционы будут проводиться в феврале, то мы сможем закупить и доставить материалы уже к маю. И начать работать без промедления, что называется, на старте строительного сезона. Что позволит нам без излишней спешки выполнить весь необходимый объём в тёплое время года. Это хороший вариант для всех. И для заказчиков, и для подрядчиков.

«На содержание муниципальных дорог выделяются копейки»

Обслуживание местных автотрасс — важнейшая составляющая, в первую очередь в социальной сфере. Без нормальной инфраструктуры ни о каком качестве жизни даже рассуждать не приходится. Однако именно здесь и возникают проблемы. Причём серьёзные. Если стоимость содержания федеральных дорог приближается к 100 процентам от норматива, то вот о дорогах муниципальных этого не скажешь. Вот что сказал нам начальник МАП «Провиденское» (Чукотка) Виктор ВЕДЕНЬЕВ:

— Наше предприятие ведёт весь комплекс дорожных работ. Это и ремонт дорог, и их реконструкция, и их содержание. Так вот, последнее направление для нас наиболее проблемное. Мы обслуживаем 30 километров муниципальных трасс в Провиденском районе Чукотского автономного округа. Но на содержание этих участков нам выделяются копейки.

Могу привести показательные цифры. Итак, в зимний период мы получаем 668 рублей (с НДС) на ежемесячное обслуживание одного километра местных трасс. Летом сумма и того меньше — 399 рублей (с НДС опять-таки) на километр дороги. Ну и о каком развитии можно говорить в таких условиях? Ведь всем вроде бы понятно — для качественного обслуживания дорог отраслевым компаниям необходимо регулярно обновлять парк техники. А как её обновишь при таких мизерных платежах?

Вот и получается, что тут мы едва сводим концы с концами. Иначе и не скажешь. И эту проблему нужно решать. Поскольку речь идёт о создании нормальных условий для жизни людей на Севере. Что является задачей государственной значимости. Ведь развитие северных территорий всегда было для нашего государства однозначным приоритетом. Остаётся надеяться, что ситуация изменится в лучшую сторону.

Под катком

В России транспортное строительство не может развиваться без участия государства. Частных дорог у нас единицы. Поэтому единственное, что может стимулировать дорожников, это госзаказ. Такова уж специфика этого бизнеса.

Но не секрет, что в последние годы ситуация с конкурсами на строительство и реконструкцию автотрасс в ДФО становится всё хуже. Их мало, этих конкурсов. По крайней мере, по сравнению с началом или серединой нулевых годов. Хотя по логике всё должно быть иначе. И кризис тут совсем не при чем. Как раз наоборот — кризисные явления должны стимулировать дорожное направление, ведь единственный способ развития экономики на Дальнем Востоке — это реализация инвестиционных проектов в недропользовании и природопользовании. Что бы ни говорили чиновники о необходимости уходить от сырьевой зависимости, но в ближайшие годы это нереально. А какого инвестора можно привлечь, если нет транспортной инфраструктуры?

Не случайно на Севере ряд перспективных месторождений с большими запасами того же золота на торги не выставляется. Как их выставишь, если там даже зимников нет, не говоря уж о нормальных дорогах? Второй момент — сугубо социальный. Наши журналисты часто бывают в той же Якутии, например. Так там, особенно в северных улусах, людям, живущим в сёлах, проблематично добраться даже до собственных райцентров, не говоря уж о Якутске. Причина — опять-таки в бездорожье. Так что транспортное строительство на Дальнем Востоке должно стать однозначным приоритетом. Но пока мы наблюдаем минимизацию торгов в дорожной отрасли. Более того, даже когда объекты выставляются на аукционы и конкурсы, возникают дополнительные сложности. Это и экспансия московских фирм, лишающих работы местные компании, и частные интересы чиновников, которые по формальным причинам «сбрасывают» неугодные предприятия с торгов, и все нюансы, связанные с пресловутым ФЗ-44, и копеечные суммы, выделяемые на содержание муниципальных дорог, и отсутствие крупных региональных мостостроительных…

развернуть ↓

«Федеральных заказов в транспортном строительстве региона не хватает»

В последние годы на Дальнем Востоке проводится всё меньше аукционов на строительство дорог. Особенно это касается государственных контрактов федерального уровня. Что, разумеется, не радует тех, кто занят в отрасли. Ведь подавляющее большинство профильных компаний, что называется, «заточено» именно под госзаказы. Это — фундаментальный момент. Ситуацию комментирует заместитель генерального директора АО «Асфальт» (Амурская область) Александр ОВЧИННИКОВ:

— С одной стороны, нашему предприятию грех жаловаться на отсутствие заказов. Мы работаем в рамках реализации нескольких крупных проектов. В частности, на строительстве Амурского газоперерабатывающего завода и на строительстве мостового перехода в Китай. Я имею в виду мост через Амур в Благовещенске, разумеется. С другой стороны, в последние годы всё меньше становится работы в рамках именно федеральных контрактов. Нашими заказчиками являются либо частные компании, связанные с Газпромом, либо региональные структуры. Но никак не «федералы». А это однозначно плохо, поскольку все крупные дорожные компании, согласно своей отраслевой модели, должны участвовать в строительстве, ремонте и реконструкции автомобильных трасс.

Мы располагаем парком соответствующей техники, у нас есть большие штаты серьёзных специалистов, мы обладаем богатым профильным опытом. И я уж не говорю о том, что масштабное транспортное строительство на Дальнем Востоке должно стать ключевым экономическим фактором. К сожалению, пока федеральных заказов здесь мало. В Амурской области это уж точно. По крайней мере, соответствующих аукционов стало гораздо меньше, чем раньше. И ситуацию надо выравнивать. В этом должны быть заинтересованы все — и федеральные власти, и региональные администрации, и руководители дорожных компаний. Тем более что это крайне необходимо для развития социально-экономической сферы нашей территории.

Думаю, все коллеги со мной согласятся. Рискну предположить, это общая позиция участников рынка.

«Хочу сказать образно — на дороге не должно быть случайных людей»

Обо всех минусах, связанных с ФЗ-44, мы рассказывали не раз. Точнее, рассказывали руководители строительных компаний. И им можно верить, поскольку эти люди постоянно участвуют в торгах. И нередко проигрывают. Причём проигрывают не реальным конкурентам, а фирмам, понижающим цены ниже низшего предела. Как нам сообщали, порой демпинг на Дальнем Востоке доходил до 50 процентов от первоначальной стоимости, обозначенной в контракте. И это, конечно же, сказывается на качестве строительства. Такое мнение высказал и директор ООО «РИК Автодор» (Якутия) Ариан СИДОРОВ:

— Сам по себе ФЗ-44 не плох. Он, действительно, позволяет проводить торги, сводя к минимуму влияние заинтересованных лиц. Ведь на торгах все равны. Особенно, когда речь идёт об электронных площадках. Но у этого закона есть и очевидные минусы. Например, демпинг. Об этом говорилось не раз, но ведь ситуация не меняется.

К сожалению, при проведении торгов ценовые моменты становятся приоритетными. А это в корне неправильно. Как можно снижать цену, заложенную в смету? Ведь там уже всё просчитано. Буквально всё. И просчёты вели специалисты. Соответственно, сэкономить можно только на качестве. Вот в результате заказчики и получают потом объекты, к которым предъявляются серьёзные претензии. А как их не предъявлять, коль скоро аукционы и конкурсы выигрывают фирмы, не обладающие ни техническим, ни кадровым потенциалом? И не имеющие серьёзного опыта в транспортном строительстве? Так что ФЗ-44 необходимо корректировать.

Скажу образно, на дороге не должно быть случайных людей. Это — мнение большинства дорожников.

«Дальневосточных дорожников нередко кидают с оплатой за выполненные работы»

Государственных заказов в сфере транспортного строительства в последние годы становится всё меньше. Поэтому участники рынка рады любым производственным объёмам. Даже копеечным. По принципу — лишь бы была хоть какая-то работа. Плюс ко всему заказчики нередко обманывают своих подрядчиков. В частности, об этом сказал генеральный директор ООО «Строительно-дорожные машины» (Хабаровск) Михаил ФИЛИППОВ:

— Дальневосточных дорожников нередко «кидают» с оплатой за выполненные работы. Схема тут проявляется простая. При реализации серьёзных промышленных проектов крупные федеральные компании привлекают собственных субподрядчиков. Как правило, московских. Которые, в свою очередь, нанимают для ведения работ местные производственные организации. И поначалу вроде бы всё идёт хорошо. Деньги на счета субсубподрядчиков поступают исправно. Но спустя пару месяцев всё меняется. Средства задерживаются. А ведь работы-то уже выполняются.

Мы и технику на участки перебросили, и вахтовые посёлки развернули, и материалы закупили. То есть остановить производственную деятельность уже проблематично. И начинается «обмен мнениями». Мы требуем оплаты. А нас просят потерпеть, мол, вы работайте, а мы с вами позже рассчитаемся. Денег пока нет, но они вот-вот появятся. В итоге мы выполняем все свои обязательства. Фактически за свой счёт. Но средств, увы, мы не видим. Наши партнёры начинают предъявлять нам совершенно надуманные претензии. Ладно, начинаем судиться. Но это процесс долгий и нудный. Да ещё и неизвестно, чем закончатся суды. Наша компания недавно столкнулась именно с такой проблемой.

Я пока не хочу называть участников этой истории. Но если нас оставят без денег, я дам вашей газете развёрнутое интервью. Ведь такими действиями недобросовестные деловые партнёры ставят региональные предприятия на грань разорения. Заказов и так мало. А тут ещё и такая головная боль.

Комментарии для сайта Cackle

Также по теме 

Темы последних номеров 

Мы продолжаем отслеживать ситуацию, в которая сложилась вокруг крупнейшего регионального поставщика медицинского оборудования — АО «Торговый дом «Медтехника». Нами были изучены сотни документов, на основании чего мы и подготовили свои публикации. И мы просим руководителей административных, правоохранительных, а главное — судебных органов отреагировать на наши публикации и подготовить ответы. читать полностью >
 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Эра милосердия

Самое тёплое место на Полюсе холода

Без аналогов Наверное, даже не стоит говорить, какое представление складывается о детдомах у большинства людей, не имеющих к этим учреждениях никакого отношения. Картинка выводится из образа серого здания с общими спальнями, в которых и живут воспитанники. Они носят одинаковую (или почти одинаковую) одежду, кушают в общей столовой и постоянно находятся под присмотром воспитателей. Так вот, это типовое… читать полностью >

© ООО «Бизнес-медиа «Дальний Восток», 2013–2021.

Электронная версия печатного издания «Бизнес-газета «Наш регион — Дальний Восток»
Свидетельство о регистрации: ПИ № ФС77‒62577 от 31 июля 2015 года.
Все права защищены и охраняются законом. При полном или частичном использовании материалов
ссылка на Бизнес-газету «Наш регион — Дальний Восток» (https://biznes-gazeta.ru) обязательна.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.
Все замечания и пожелания присылайте на vzimakova@yandex.ru.
Офис редакции находится по адресу: г. Хабаровск, ул. Хабаровская, 15в, оф. 308.
Телефоны: (4212) 45‒03‒99, +7 924 216‒51‒75.
Настоящий ресурс содержит материалы 18+.
Читайте нас:
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru