— Налоговый кодекс — вещь сложная. Предприятия платят налоги в Москву не потому, что им этого хочется, а потому что таково законодательство. Можно рассуждать хорошо оно или не очень, но так есть — где зарегистрировано предприятие, туда и идут налоги. На ближайшем заседании Госсовета РФ этот вопрос будет обсуждаться (данные на момент написания материала. — Ред.), будут приняты решения относительно налогообложения и распределения налогов для Дальнего Востока. Может быть, что-то изменится.
Хочу напомнить, что законы о распределении налогов неоднократно менялись. Так, до 1998 года в федеральных бюджет отправлялось всего 30 процентов собираемых субъектом РФ налогов. Потом в 1998 году Евгений ПРИМАКОВ сделал 50 на 50. Сейчас действует следующая пропорция: 40 процентов остается в регионе, 60 процентов уходит в федеральный центр. Если будет, скажем, принято новое решение, допустим, 50 на 50,
изменится ситуация и в территориях. Уменьшатся так называемые бюджетные «навесы». Это разница между доходами и обязательствами бюджетов. Для субъектов РФ этот «навес» зачастую отрицательный, для муниципалитетов почти повсеместно отрицательный. Особенно тяжело положение районов, где нет активной экономической деятельности.
Но здесь возможно регулирование на уровне субъекта Федерации. То есть каждый регион смотрит, считает и договаривается со своими муниципалитетами — сколько у них остается налогов, сколько идет в региональный бюджет, сколько из регионального бюджета идет в район. И если пропорция распределения налогов между регионами и федеральным центром изменится, то регион сможет больше помогать своим муниципалитетам.
Но изменение соотношения — палка о двух концах. Если государство больше денег оставляет на территории,
значит, у него их меньше в федеральном бюджете для удовлетворения общереспубликанских нужд. Это армия, полиция, образование, наука, здравоохранение, выплата пенсий, инвестпрограммы. Всё это — такая игра, почти в покер. Каждый раз надо взвешивать, сколько у тебя в банке денег, сколько ты можешь поставить, проиграешь ты или выиграешь. Общеизвестно, что регионы получают дотацию из Москвы к своему бюджету. Но она гораздо меньше, чем субъекты отдают центру. Простая арифметика: доходы Хабаровского края в среднем 60 миллиардов в год. Если это только 40 процентов от того, что собирается в крае, то получается всего где-то 150 миллиардов. Значит, примерно 90 миллиардов уходит в центр, а 60 миллиардов остается в крае. Дальше. В 2013 году дефицит бюджета края будет приблизительно 5 миллиардов. Следовательно, в Москву отправили, усредненно, 90 миллиардов, обратно получили 5.
Но, с другой стороны, получается, что краю не хватает сверх своих 60 миллиардов всего 5, ну, пусть 10 миллиардов. Не так уж всё это выглядит несправедливым. Как я уже говорил, у государства есть нагрузка общероссийского масштаба. Так что если передать больше денег в регионы, то им придется многое оплачивать из своего кармана. Надо понимать, сколько тратит центр на содержание различных структур в самом крае. Это сложные расчеты. Правда, считать никто не хочет.
свернуть ↑