Сейчас федеральное законодательство наделяет муниципальные власти большими полномочиями. А точнее, большими обязательствами. По сути, именно местная власть отвечает за всё — от коммунальной реформы до развития культуры. Вот только реальных рычагов управления у районных чиновников по-прежнему нет. На вопросы нашего корреспондента отвечает исполняющий полномочия главы Солнечного района Хабаровского края Виктор СТАРКОВ
— Виктор Николаевич, как известно, Солнечный район всегда был одним из крупнейших поставщиков деловой древесины для нашего региона. По крайней мере, у вас работало несколько крупных леспромхозов. А что происходит сейчас?
— Я не стал бы употреблять здесь выражения в прошедшем времени. Леспромхозы у нас и сейчас работают. В том числе в районе ведут свою деятельность достаточно весомые участники рынка. Группа компаний «Бизнес Маркетинг», например, экспортирует древесину даже в страны Евросоюза. Стабильно серьезные позиции занимают «Дальлеспром» и «Рибунам Хиджау МДФ». Другой вопрос, что отраслевых проблем у нас хватает. И это еще мягко сказано.
— О каких проблемах идет речь?
— К сожалению, конфигурация рынка выстроена таким образом, что основным покупателем нашей древесины является Китай. Теперь иностранные бизнесмены сами диктуют условия нашим производственникам. По сути, сбивают цены. И отечественным промышленникам приходится на это соглашаться. А где еще искать рынки сбыта? Да, крупные производственные структуры эти проблемы каким-то образом решают. Ну а как быть малому и среднему бизнесу? Он, этот бизнес, вынужден влачить жалкое существование. И продавать лес в КНР буквально за копейки. Но ведь что такое любой леспромхоз? Это, прежде всего, люди, которые там работают. Им нужно кормить свои семьи, учить детей, оплачивать коммунальные услуги, покупать какую-то одежду…
— Да, многие производственники рассказывают о том, что иностранные бизнесмены сбивают цены. Но ведь есть еще внутренний рынок?
— Давайте смотреть на вещи реально. Допустим, наши лесопромышленники нашли покупателей в Сибири или на Урале. Предположим, они договорились о цене, которая устраивает всех. Но ведь лес еще нужно каким-то образом доставить клиенту. А существующие тарифы ОАО РЖД могут разорить любую производственную компанию. А малый и средний бизнес — это уж точно. То есть наш лес на внутреннем рынке, при современных ценовых условиях перевозки грузов, становится натурально золотым.
— Как вы относитесь к существованию заградительных пошлин на вывоз за границу круглого леса?
— Я считаю, что эта мера (заградительные пошлины) только усугубила и без того непростую ситуацию в лесопромышленном комплексе. Нет, изначально идея была разумной. Необходимо создавать условия для глубокой переработки круглого леса. Вот только исключительно запретительными мерами этот процесс наладить невозможно. Здесь нужен комплексный подход, при котором будут учтены налоговые, тарифные, кредитные и многие другие составляющие. Понимаете? Требуется поощрять производственный бизнес. Не связывать ему руки, а именно поощрять. Мол, ребята, государство обеспечивает вас тем-то и тем-то. Например, дешевыми кредитами. Или налоговыми льготами. Или сдерживанием тарифов. А уж вы, будьте любезны, покупайте соответствующее оборудование и производите готовую продукцию. При таком раскладе — да, толк будет. А что происходит сейчас? Даже если тот же бизнесмен найдет способ купить станки для распиловки, он все равно столкнется с неразрешимыми проблемами. О транспортных тарифах я уже говорил. Но ведь у нас в регионе и стоимость электроэнергии просто запредельная. А любое производство потребляет довольно большой ресурсный объем. И что получается в итоге? Вывезти древесину за территорию района проблематично — давит транспортный тариф. Наладить выпуск продукции почти нереально — мешают энерготарифы. Экспортировать круглый лес за рубеж невозможно — на этом пути установлены заградительные пошлины. Короче говоря, куда ни кинь — всюду клин.
— Кстати, есть мнение, что проблему с заградительными пошлинами можно решать без особой головной боли. Достаточно распилить круглое бревно на доски. И — вперед, можно экспортировать. Это так?
— Совершенно верно! Получается, что мы обманываем сами себя. Я вам больше скажу — этой лазейкой с успехом пользуются те же китайские бизнесмены. Привозят к нам свои станки, распиливают кругляк на дощечки и вот она — «продукция глубокой переработки древесины», которая вывозится за рубеж. При этом производственные отходы (а это очень большой объем) остаются на нашей территории. Они никому не нужны. И получается, что от такого подхода страдает еще и наша экология.
— Каким образом муниципальная власть может поддержать свой малый и средний лесопромышленный бизнес?
— А фактически никаким. ФЗ-131 нагружает муниципальные власти более чем серьезными обязательствами. При этом ни у поселковых, ни у районных администраций нет реальных рычагов управления. Потому что нет денег. Откуда мы их возьмем? Отчисления в виде НДФЛ или аренды земли мизерные, об остальных источниках пополнения бюджета и говорить не приходится. На мой взгляд, федеральная власть должна пересмотреть систему межбюджетных отношений. Львиная доля налогов от деятельности всех промышленных предприятий должна оставаться там, где эти предприятия реально работают. А то получается странный перекос. Возьмем в качестве примера коммунальные платежи. У нас в районе собственники трехкомнатных квартир платят за свое жилье по десять с лишним тысяч рублей. Я сейчас не стану вдаваться в подробности, какая доля от этих денег уходит ресурсоснабжающим предприятиям, а какая — обслуживающим. Для обычного человека важна общая сумма, он в тонкости вникать не обязан. При этом те же москвичи платят за жилье гораздо меньше. И мы все знаем, почему. Потому что московское правительство субсидирует своих земляков. Субсидирует в том числе и за счет компаний, работающих на Дальнем Востоке, а зарегистрированных в столице.
— Но ведь, насколько я знаю, руководители вашей администрации тоже не сидят сложа руки. Правда, что в поселке Солнечный идет полная замена водовода?
— Да, правда. Водоводу у нас недавно исполнилось сорок лет. Понятно, что он уже давно морально устарел. Зато теперь наши люди будут постоянно обеспечены холодной водой. Для нас и это — благо. Второй момент — газификация. Благодаря реализации Восточной программы Газпрома у нас был построен участок газопровода к поселку Горному, а в самом поселке построена и введена в эксплуатацию новая модульная газовая котельная. Плюс ко всему новые модульные угольные котельные строятся в других населенных пунктах территории, в частности в поселках Амгунь и Эворон. Всё это стало возможным благодаря поддержке краевых властей. И мы искренне благодарны за это правительству нашего региона. Кроме того, уже в декабре в Солнечном появится детский сад на десять групп. Это позволит решить более чем серьезную социальную проблему. Также в конце текущего года планируется открыть в районе краевое государственное бюджетное учреждение «Солнечный дом-интернат для престарелых и инвалидов». А недавно, на праздник Покрова Пресвятой Богородицы у нас состоялась первая служба в новом православном храме. И значение этого события для наших людей переоценить невозможно. Да, жизнь не стоит на месте. И мы, и краевые руководители стараемся делать всё возможное для своих земляков. Но Дальний Восток нуждается в системной федеральной поддержке. Это позволит нам с уверенностью смотреть в будущее.
Беседовал Александр МАТВЕЕВ
Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >