Сахалин — островные «ТРЭНДЫ»

Сахалинская область имеет мощный ресурсно-сырьевой потенциал и экстремальные условия для его освоения. Во-первых, это островное положение области и отдаленность от материка. Вторая очень большая проблема - кадровая, связанная с миграционным оттоком населения. Именно поэтому Сахалин относится к числу проблемных регионов со сложным инвестиционным климатом, кардинальное улучшение которого требует значительных средств. Чем живет экономика единственной в России островной области? Какие проблемы испытывают сахалинские производственники? На что они надеются? Обо всем этом — в комментариях экспертов бизнес-газеты «Наш регион — Дальний Восток».

«В девяностые годы не было денег, но не было и работы, а сейчас работы полно, а денег всё равно нет»

Эксперты нашей газеты уже высказывали свое мнение — многие производственные предприятия Дальнего Востока уже работают в условиях финансового кризиса. Это заметно, в первую очередь, по объему долгов между участниками рынка. Вот как обозначил ситуацию генеральный директор ОАО «СахалинТИСИЗ» Владимир БАБИЙЧУК:

— Только нашей изыскательской компании сахалинские организации должны на сегодняшний день более 35 миллионов рублей. Для предприятия, где работает всего 90 человек, это громадная сумма. Ведь за нами не стоят мощные финансово-промышленные группы, мы работаем в реальном секторе экономики. Причем вот что интересно, серьезная доля должников — это государственные структуры. Те же УКСы, например, или муниципалитеты. Да и частные компании наш список должников постоянно пополняют. Заказывают работу и не расплачиваются. А потом мы узнаем — так они уже банкроты. В итоге мы и сами сидим в долгах, как в шелках. Только по налогам наша задолженность скоро приблизится к планке в 2 миллиона рублей. А дальше нам арестуют счета, и мы вообще не сможем работать. Куда мы со своей проблемой только не обращались. Но все чиновники отвечают одно и то же: либо терпите, либо обращайтесь в суд. А с кем судиться? С правительством? Так это дело бесперспективное. Честное слово, складывается впечатление, что вернулись девяностые годы. Правда, с одной поправкой — тогда не было денег, но не было и работы. А сейчас работы полно, но денег всё равно нет. И это — наша первая беда. Ну а вторая заключается, конечно же, в пресловутом ФЗ-94, когда на рынок выходят фирмы из западных регионов России, которые об изысканиях, тем более с нашей спецификой, имеют самые смутные представления. Ну а потом заказчики бегают и просят нас: ребята, помогайте, работа завалена. Читаем потом отчеты таких фирмачей — да это же сюжет для журнала «Крокодил». Там вообще нет конкретики, сплошная фальсификация. И таких случаев у нас полно. Вот так и живем. Так и работаем. 

«Механизм аукционов и конкурсов на право пользования недрами идеально заточен под коррупцию»

Наша газета не раз публиковала интервью с руководителями крупных золотодобывающих компаний Дальнего Востока, которые в один голос говорили: чиновники Роснедр зачастую произвольно не допускают дальневосточных недропользователей к участию в торгах. Но проблемы с Роснедрами актуальны и для угольщиков. Вот что рассказал нам генеральный директор ООО «Углегорскуголь» Евгений МЕЙЕР:

— Не секрет, что ФЗ «О недрах» дает чиновникам слишком много возможностей для произвольного принятия решений. Захотят сотрудники Роснедр допустить компанию к участию в аукционе — допустят, не захотят — не допустят. Вариант формулировки, как правило, один: «Признать заявочные материалы не соответствующими требованиям порядка и условий проведения аукциона». У чиновников тут проявляется какая-то своя логика. И мы с этой, с позволения сказать, логикой сталкиваемся постоянно. Речь идет, например, об участке недр «Южный 2», на который мы и претендовали на вполне законных основаниях. Мы тщательно, буквально под лупой проверили все необходимые данные и включили их в свою заявочную документацию. И делали это по шаблону. По тому самому шаблону, по которому уже выигрывали аукционы. Но при этом нас к участию в распределении лицензий не допустили. Дескать, неправильно заполнены заявочные документы. Да как же неправильно? Мы ведь точно по таким же документам стали обладателями предыдущих лицензий. Однако, нет. Это для чиновников не объяснение. В итоге обладателем лицензии стала другая компания, заплатив за нее, на мой взгляд, номинальную цену. Я, конечно, не прокурор, чтобы кого-то обвинять в коррупционном интересе. Но повод для сомнений у меня есть. И дело даже не в чиновниках. Просто сам механизм аукционов и конкурсов в нашей стране идеально заточен под коррупцию. Подробнее об отраслевых проблемах — на стр. 12

«Мы ТСЖ, поэтому вы обязаны за копейки отремонтировать наш дом и прикрутить к дверям ручки из чистого золота»

Коммунальные беды были и еще долго будут в нашей стране инструментом исключительно политическим. Ведь сегодня и власть, и оппозиция использует проблемы в ЖКХ именно для своей пользы. Вот какое мнение высказал генеральный директор ООО «Сахалинская газовая энергетическая компания» Сергей БОЧАРОВ:

— Проблем в коммунальном секторе более чем достаточно. И все они носят, главным образом, нормативный характер, поскольку законодательная база в этой отрасли настолько запутанная, непрозрачная и быстро меняющаяся, что в нюансах не могут разобраться даже эксперты рынка. Не говоря уж о простых потребителях. Вот правительство приняло 354-е постановление. Все участники рынка задумались и стали его изучать. Вопросов было и остается много, но дело даже не в этом. Только-только разобрались с этим документом — и на тебе, появилось постановление № 344. И это не считая федеральных законов и иных нормативных актов, многие из которых откровенно противоречат друг другу. Но это еще полбеды. Есть еще и настоящая беда, под названием товарищество собственников жилья. Вот кто мне сможет ответить, какими конкретными правовыми нормами регламентирована деятельность ТСЖ? Не в декларативном формате, а четко и последовательно, с определением сфер деятельности и обязательством сторон? И я сам скажу — нет таких законов. А есть некий набор документов, позволяющий двум бабушкам собрать подписи жильцов и учредить ТСЖ. И получается, что мы опять получили непонятный орган с размытыми правами и неясными обязательствами. А потом эти бабушки приходят в управляющую компанию и говорят: вот, мол, мы собрали два рубля и вы обязаны перекрыть в нашем доме кровлю, капитально отремонтировать подъезды, заасфальтировать дворовую территорию, построить детскую площадку и прикрутить к дверям ручки из чистого золота. В УК им резонно отвечают: уважаемые, ваших двух рублей хватит лишь на косметический ремонт подъездов. Вот, пожалуйста, все документы, судите сами. Но бабушки будут стоять на своем: нет, вы обязаны выполнить все наши условия, потому что мы ТСЖ. А в газетах писали, что ТСЖ главнее УК. Я сейчас…

развернуть ↓

«Самое печальное заключается в том, что у нас в стране нет четко оформленной региональной политики»

О проблемах Дальнего Востока в целом и Сахалина в частности можно говорить долго. Более того, это будут правильные слова и точные оценки. Но самое главное заключается в том, что государство до сих пор не определило свои региональные приоритеты. Именно такую позицию высказала заместитель председателя правительства Сахалинской области Елена ИВАШОВА:

— Отношение центра к Дальнему Востоку я бы назвала неоднозначным. По крайней мере, для нас. С одной стороны, мы наблюдаем просто потрясающие вещи, которых никогда не было в современной истории страны. Я имею в виду, как их называют, майские указы Владимира ПУТИНА и, главным образом, его указ № 600 «О мерах по обеспечению граждан РФ доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг». Ведь ни одному из руководителей государства, включая СТАЛИНА, ХРУЩЕВА и БРЕЖНЕВА, так и не удалось сделать столь масштабный и, самое важное, предельно конкретный шаг по решению жилищной проблемы. А у современной федеральной власти хватило государственной воли на это решиться. Это особенно актуально для Сахалинской области, где доля аварийного и ветхого жилья превышает все разумные пределы. Она у нас составляет 9,4 процента от всего жилфонда. Плюс к этому не забывайте — у нас в области есть и собственные программы по переселению людей, вначале из аварийных, а потом и из ветхих домов. Поэтому динамика переселения будет увеличиваться. Да, для бюджета это накладно. Но для людей это реальная возможность решить более чем насущные жилищные проблемы. Тем более что все программы прописаны буквально пошагово, по годам. Вот можете так и написать: Ивашова за один лишь шестисотый указ считает Владимира Владимировича Путина умнейшим человеком. Это правда. Что же касается наших региональных проблем, то они, конечно, были, есть и будут. В том числе в сфере строительства, в дорожном комплексе и в секторе стройиндустрии. Тут всё неоднозначно. Я не буду сейчас говорить об этом подробно, думаю, участники рынка нашей территории обозначили вам наши основные болевые точки. Не случайно в последние годы мы видим реальное снижение налоговых поступлений от компаний строительного…

развернуть ↓

Также по теме 

Темы последних номеров 

Евгений МЕЙЕР:
- ФЗ «О недрах» дает чиновникам слишком много возможностей для произвольного принятия решений. По принципу, захотят сотрудники Роснедр допустить компанию к участию в аукционе — допустят, не захотят — не допустят. Со стандартной, причем расплывчатой формулировкой.  У нас на Сахалине есть крупные месторождения углей, которые мы могли бы давно осваивать. Речь идет, например, об участке… читать полностью >
 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Эра милосердия

Самое тёплое место на Полюсе холода

Без аналогов Наверное, даже не стоит говорить, какое представление складывается о детдомах у большинства людей, не имеющих к этим учреждениях никакого отношения. Картинка выводится из образа серого здания с общими спальнями, в которых и живут воспитанники. Они носят одинаковую (или почти одинаковую) одежду, кушают в общей столовой и постоянно находятся под присмотром воспитателей. Так вот, это типовое… читать полностью >

© ООО «Бизнес-медиа «Дальний Восток», 2013–2021.

Электронная версия печатного издания «Бизнес-газета «Наш регион — Дальний Восток»
Свидетельство о регистрации: ПИ № ФС77‒62577 от 31 июля 2015 года.
Все права защищены и охраняются законом. При полном или частичном использовании материалов
ссылка на Бизнес-газету «Наш регион — Дальний Восток» (https://biznes-gazeta.ru) обязательна.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.
Все замечания и пожелания присылайте на vzimakova@yandex.ru.
Офис редакции находится по адресу: г. Хабаровск, ул. Хабаровская, 15в, оф. 308.
Телефоны: (4212) 45‒03‒99, +7 924 216‒51‒75.
Настоящий ресурс содержит материалы 18+.
Читайте нас:
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru