«Наш регион — Дальний Восток»,  № 10 (87), сентябрь 2013
Главная тема

Главная тема 

«Наша цель — вывести Корасковское ДРСУ на передовые позиции»

До недавнего времени МУП «Корсаковское ДРСУ» на Сахалине испытывало весьма серьезные проблемы. Предприятие было традиционно убыточным. Более того, практически полностью разрушенная производственная база и  долги не оставляли организации даже надежды на будущее. Но после смены руководства произошла интересная ситуация. Компания стала планомерно наращивать производственные и финансовые обороты. За счет чего? На эти и на другие вопросы нам ответил директор МУП «Корсаковское ДРСУ» Юрий ШИШМЕНЦЕВ.

 Дело чести

— Юрий Петрович, насколько известно, вы возглавили МУП «Корсаковское ДРСУ» около полутора лет назад. И прежнее руководство предприятия оставило вам, мягко говоря, проблемное наследство. Полностью изношенный парк техники, устаревшая производственная база, огромные долги перед различными структурами — всё это было лишь частью айсберга. Вам удалось выправить ситуацию?

— Мне не хотелось бы отвечать на первую часть вашего вопроса. Хотя бы потому, что не слишком порядочно переносить мое отношение к предыдущим руководителям в публичную плоскость, то есть на страницы газеты. Вот не хочу я этого делать, и всё. У каждого свое отношение к вопросам морали. А я большую часть своей сознательной жизни носил офицерские погоны, и понятие чести для меня — определяющий фактор. Это первый момент. Есть и второй — можно сколько угодно ссылаться на вольные или невольные ошибки прежних руководителей. Мол, они работали плохо и мне приходится выправлять ситуацию. Я же предпочитаю без лишних слов выполнять свои служебные обязанности. Вот, собственно, и всё. А в имеющихся правовых нюансах пусть разбираются те, кому это положено по должности. 

— Хорошо, я поставлю вопрос иначе. Мне рассказывали, что вы стали давать своим сотрудникам служебное жилье. Честно говоря, звучит фантастично. Особенно в наше время, когда пресловутый квартирный вопрос стал для большинства людей определяющим. Это правда?

— В принципе да. Тут вообще интересная история получилась, из разряда «было бы счастье, да несчастье помогло». Вот смотрите, одной из главных проблем для наших производственников является кадровый голод. Это — вообще катастрофа для подавляющего большинства предприятий. И я уверен, мои слова вам подтвердит руководитель любой компании. О корнях этого явления можно рассуждать долго. Однако нам приходится решать эту проблему. Вот просто брать и решать. Теперь посмотрим на ситуацию с сугубо прикладной стороны. Чем можно привлечь молодого, толкового специалиста? Думаю, я не открою Америку, если скажу о трех вещах — зарплате, соцпакете и дополнительных бонусах. Иного просто не дано. Теперь — непосредственно о нашем предприятии. Зарплата у нас зависит только от объемов наших работ. Я не скажу, что у нас она высокая, но ведь мы ее ежегодно повышаем, в соответствии с требованиями закона. Да и вообще, по местным меркам зарплаты в нашем ДРСУ вполне конкурентоспособные. И мы делаем всё, чтобы этот процесс был поступательным. Теперь о втором факторе. Соцпакет для нас — это святое. Всё, что положено, мы своим специалистам предоставляем. С этим вряд ли кто-то сможет поспорить. Еще момент — мы постоянно улучшаем для нашего коллектива условия труда. Помещения ремонтируем, мебель покупаем, оборудование приобретаем — всё это делается, и делается регулярно. Наконец, третье. Те самые дополнительные бонусы, о которых я говорил ранее. На мой взгляд, главным стимулом для молодого сотрудника может стать именно жилье. Сами понимаете, сколько стоит снять квартиру на Сахалине. Да и условия ипотечного кредитования всем нам хорошо известны. Мы обратились к администрации района с просьбой выделить нам на первое время две служебные квартиры — двухкомнатную и однокомнатную. И надо отдать должное, руководство муниципалитета пошло нам навстречу. Жилье было выделено. С целью привлечения молодых специалистов я съездил в Хабаровск и предложил выпускникам Тихоокеанского государственного университета (ТОГУ) и автодорожного техникума подумать о переезде в Корсаков. Согласились трое. Молодая семья (оба выпускники автодорожного техникума) и парень из ТОГУ. Вот они и стали частью нашего коллектива. И обладателями пусть и служебных, но всё же не съемных квадратных метров. В будущем предприятие хотело бы выкупать жилые помещения для предоставления своим сотрудникам.

Эффективное решение

— Юрий Петрович, вы так просто говорите о предоставлении своим сотрудникам квартир. Но ведь в наше время даже крупные государственные корпорации далеко не всегда идут на этот шаг.

— Что значит, просто говорю? Мне что, кричать об этом на каждом углу? Я решаю проблему так, как мне представляется эффективным. Не более того. Плюс ко всему для нашего предприятия это лишь первый шаг. Мы и в дальнейшем будем работать в этом же направлении. Тут ведь что важно понимать. Квартира для молодого специалиста — это не просто четыре стены и крыша над головой. Это — эквивалент стабильности. Человек осознает: так, работа у меня есть. Жилье — тоже есть. Значит, можно подумать и о семье, о детях. Именно такие семьи будут жить и работать на Сахалине, непосредственно в Корсаковском районе. Это, без преувеличения, будущее нашей земли. Поэтому я еще раз хочу выразить благодарность  нашей администрации  за поддержку  программы привлечения молодых специалистов, которую мы осуществляем. Это — задача государственной значимости. А значит, наша общая задача. 

— У молодых людей, которые приходят на работу в вашу компанию, есть перспективы карьерного роста?

— Без проблем! Это даже не обсуждается. Если целеустремленный молодой человек или девушка захочет сделать у нас карьеру, мы им в этом всегда поможем. 

— Тихоокеанский государственный университет, который вы упомянули, раньше назывался Хабаровским политехническим институтом. Вы ведь именно его и заканчивали?

— У меня два высших образования, в том числе и полученное в Хабаровском политене. Для меня это стало хорошей профессиональной и жизненной школой. 

— При подборе специалистов вы советовались со знакомыми преподавателями, с коллегами-дорожниками?

— Ну, разумеется, а как без этого? 

— А вообще, как вы оцениваете качество выпускников вузов?

— Честно?

— Желательно. 

— Невысоко. И дело даже не в самом образовании, а в практических навыках. Могу судить по самому себе. У меня ведь вообще интересная ситуация. Вот на этом предприятии, которое мне довелось возглавить, я и начинал свой трудовой путь. Ровно 20 года назад я проходил здесь практику. И весь тот фундаментальный багаж знаний и опыта, который у меня есть, я получил именно тогда, четверть века назад. Понимаете? А чем обладают студенты в наше время? В основном теорией, которую им и вкладывают в головы в вузах. Практика осталась в прошлом. Либо ее вообще нет, либо она присутствует лишь для галочки. А теория без практики — это пустота, полный ноль. И о каких специалистах можно рассуждать в таких условиях? 

Выход из ситуации

— Какой выход из сложившейся ситуации?

— Нужно возрождать систему производственной практики. Чтобы студенты, начиная со второго курса университета, техникума или колледжа, В ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ, я это подчеркиваю, получали практические знания непосредственно на предприятиях. Причем на предприятиях своей отрасли. Без этого диплом не может даже считаться действительным. Только в этом случае мы получим квалифицированных специалистов. Хотя это лишь одна из составляющих проблемы. К сожалению, сейчас молодежь не слишком охотно идет на производство. На госслужбу, в банки, в торговлю, в охрану — это пожалуйста, а вот на производственные предприятия — увы. Хотя здесь намечаются и позитивные изменения. Ребята уже поняли, что нашей стране не нужно столько экономистов и юристов, что хороший инженер без достойной работы не останется. Вот недавно мы давали направление девушке, которая захотела учиться в том же ТОГУ, на дорожного строителя.  Надеюсь, что таких людей со временем будет больше. 

— Когда в Корсаковском районе строился завод СПГ, сюда, видимо, приезжали специалисты довольно высокого уровня. Кто-то из них здесь остался?

— А с какой стати? Построили завод, и все, кто этим занимался, разъехались. Поэтому нам нужно самим решать кадровые проблемы, не глядя на какие-то мегапроекты. 

Отраслевые проблемы

— Давайте перейдем к сугубо вашим отраслевым проблемам. Как известно, Корсаковское ДРСУ занимается, главным образом, содержанием дорог муниципального значения. Сколько именно километров автотрасс вы обслуживаете?

— Речь идет о 160 километрах, которые проходят через 18 населенных пунктов нашего района. Ну и, конечно же, мы содержим всю уличную дорожную сеть в Корсакове. 

— Объемы серьезные. Но вот по оценкам специалистов, если на содержание федеральных и региональных автотрасс деньги выделяются более или менее приличные, то финансирование муниципальных дорог оставляет желать лучшего. Это так?

— Это еще очень мягко сказано. Но давайте говорить конкретно. По имеющимся нормативам, на обслуживание муниципальных дорог нам должно выделяться ежегодно 64 миллиона рублей. Причем эти параметры не меняются вот уже несколько лет. Представляете? Дорожает всё, начиная от топлива и техники и заканчивая стройматериалами. Плюс ко всему, как я уже и говорил, мы регулярно поднимаем зарплату своим сотрудникам. Ну и инфляция, конечно же, играет свою роль. А вот нормы на содержание наших дорог остаются неизменными. Вот разделите эти 64 миллиона на 160 километров, и получится, что в год этот показатель не превышает 400 тысяч на один километр дороги. А в месяц он составляет вообще 33 тысячи 300 рублей. На один километр, опять-таки. Ну и как можно эффективно обслуживать трассу на эти копейки? Особенно, при постоянном удорожании техники, топлива и всего остального. Но! Даже эти весьма скромные средства до нас не доходят. Мы вот уже три года подряд получаем на обслуживание дорог одну и ту же сумму — 39 миллионов рублей. Вновь возьмем в руки калькулятор и подсчитаем, что на содержание километра трассы нам выделяется в год 243 тысячи 750 рублей,  в месяц — 20 тысяч 312 рублей, а на день 677 рублей. Вот вам и полная картина. Причем не забывайте, мы живем в особых климатических условиях. Сахалинская область — это не Москва и не Краснодарский край.

— Но ведь средства должны выделять районные власти?

— Должны. Дороги-то районного значения. Но давайте посмотрим на ситуацию с другой стороны — а откуда у нашей администрации свободные средства? При сегодняшней налоговой системе львиная доля всех поступлений уходит либо в федеральный, либо в региональный бюджет. На муниципальную долю приходится лишь часть НДФЛ и маленький объем других сборов. При такой ситуации районы как были, так и останутся дотационными. Поэтому, конечно, нашей федеральной власти пора задуматься над тем, чтобы пересмотреть схему межбюджетных отношений в пользу муниципалитетов. Только так можно выправить ситуацию. Администрация Корсаковского городского округа реализует серьезные проекты по социально-экономическому развитию территории.  Только за последние полтора года у нас было развернуто масштабное социальное строительство. Появилось сразу несколько культурных, спортивных, образовательных и иных нужных людям объектов. Но чтобы этот процесс стал по-настоящему динамичным, у районов должны появиться собственные средства. Рассчитывать только на дотации — это бесперспективный вариант. И это не в последнюю очередь касается и нас, дорожников. Впрочем, это далеко не единственная наша проблема. 

— А что еще можно выделить в этой связи?

— В первую очередь, речь идет о несовершенстве нашей нормативной базы. Наверное, бессмысленно говорить сейчас о ФЗ-94 или ФЗ-223. Это законы настолько вредные для производства и социальной сферы, что даже странно. Но ведь и ФЗ-44 «О федеральной контрактной системе», который вступает в силу с 1 января 2014 года, ничем не лучше. Сама система аукционов осталась неизменной. Со всеми вытекающими последствиями. Да, у государственных или крупных частных компаний есть определенные возможности для маневра. Хотя бы потому, что они обладают серьезными денежными ресурсами. Не прогорят и фирмы-однодневки, которые как демпинговали на аукционах, так и продолжат демпинговать. Тут вообще всё понятно. А вот малый и средний бизнес, а также МУПы как проигрывали, так и будут проигрывать в конкурентной борьбе. Для нас это совершенно очевидно. Еще одна серьезная проблема заключается в нашем крайне запутанном земельном законодательстве. Когда на отвод карьера приходится тратить многие и многие месяцы, когда песчано-гравийную смесь или обычный грунт приходится везти на участки за 40 километров — это ненормально. Предприятие готовит проектную документацию на карьер, эта документация выставляется на аукцион, и не факт, что данный аукцион ты выиграешь. А грунтовые дороги при закупе материалов становятся очень дорогим удовольствие. Тут о каком-то развитии дорожной отрасли даже мечтать не приходится. 

Серьёзные позиции

— Но ведь, Юрий Петрович, несмотря на все трудности, ваша компания занимает в Корсаковском районе серьезные отраслевые позиции. Об этом нам говорили многие участники рынка. Как вам это удается? Особенно при столь дефицитном финансировании?

— В своей работе мы исповедуем очень простой принцип — под лежачий камень вода не течет. Можно до бесконечности ждать, когда же изменится ситуация и нам будут выделять из бюджета серьезные средства. А можно находить дополнительные источники заработка. Чем мы, собственно, и занимаемся. 

— Находите?

— Находим, а куда деваться. Например, занимаемся благоустройством и озеленением территорий. В этом нам, кстати, опять-таки районная администрация помогаем. Также работаем на субподрядах у дорожных компаний. Может, не в тех объемах, как хотелось бы, но и это хлеб. Короче говоря, сложа руки мы не сидим.  Мы будем наращивать свои производственные обороты. Причем именно за счет коммерческих заказов. Время у нас рыночное, поэтому приходится соответствовать. И это, кстати, совсем неплохо. Расчет исключительно на дотации может развратить кого угодно. Это вообще очень пагубная ситуация. Когда деньги не зарабатывают, а получают, обязательно проявляются различные перекосы.  Ни один частный бизнес не работает в таком формате. Ни один! Бизнес — он ведь как раз по средствам живет. Сколько заработал — всё твое, не меньше, но и не больше. Так что в своей деятельности мы как раз сочетаем и бюджетную, и коммерческую составляющую. И это правильно. 

— Мы проехали по дорогам, которые содержит ваше предприятие, и можем точно сказать — у вас весьма неплохие автотрассы. Даже и не скажешь, что на их обслуживание выделяются натурально копейки. Как вам это удается?

— Ну я же сказал, что мы привлекаем дополнительные финансовые средства. Вот эта разница и помогает нам выполнять свои профильные задачи. Давайте я вам снова конкретный пример приведу. Что нужно для эффективной работы в дорожной отрасли? Первое — кадры, об этом мы с вами уже говорили. Второе — заказы, подкрепленные серьезным финансированием. И этот вопрос мы тоже обсудили. Но также немаловажную роль играет наличие современной техники. На дедовских тракторах сейчас далеко не уедешь. И мы впервые за много лет начали наконец-то обновлять свой парк. Например, купили два новых фронтальных погрузчика. Администрацией был выделен автобус ПАЗ. Приводим в полный порядок и другие машины. Даже двигатели постоянно меняем. Занимаемся ремонтом на территории своей базы. Всё это  дает ощутимые результаты. И это, повторюсь, только начало. На сегодняшний день мы уже выбрались из убытков. На нас не давит груз постоянных долгов. Поэтому путь у нас один — только вперед. И этим всё сказано. Тем более что теперь наш коллектив и морально, и материально мотивирован на достижение серьезных результатов. 

— А вы планируете занять серьезную нишу на рынке непосредственно дорожного строительства и ремонта?

— Да, планируем. Моя цель — вывести Корсаковское ДРСУ на передовые позиции в отрасли. И сделать так, чтобы работать у нас было выгодно каждому хорошему специалисту. Думаю, что все вместе, да еще и при поддержке нашей администрации, мы эту задачу обязательно выполним. 

Беседовал Александр МАТВЕЕВ

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров