Первый фактор — распоряжение Правительства РФ № 2569-р от 18 ноября 2017 года, которое «урезало» перечень биоресурсов, предназначенных для прибрежного рыболовства. А с учётом того, сколько дальневосточных рыбаков ловит рыбу по схеме «прибрежки», можно представить величину предполагаемых потерь. Тем более что этот документ должен вступить в силу с 1 апреля 2018 года. При таком раскладе та же лососёвая путина на Дальнем Востоке будет провалена. Правда, говорят, что есть вариант отсрочки.
Второй фактор — постановление Правительства РФ № 88 от 30 января 2018 года.
Вот как комментирует ситуацию генеральный директор ООО «Кристалл» (Камчатка) Руслан ИНАМОВ:
— Правила распределения квот, которые обозначены в этом документе, могут ударить по многим участникам рынка. Ведь в пункте Д части 24 постановления № 88 содержатся размытые формулировки, касающиеся тех, кто получал квоты в течение 9 лет. Здесь не учитывается, казалось бы, незыблемый принцип универсального правопреемства. Соответственно, не учитывается и ситуация, связанная с реорганизацией компаний. В итоге реально работающие компании могут лишиться законного права на получение квот.
Ещё одна проблема, которая крайне волнует дальневосточных (и не только) рыбаков, — это возможность возвращения крабовых аукционов. А если трактовать этот момент шире, то речь идёт о том, сохраниться ли в отрасли исторический принцип. В феврале руководители 80 отраслевых организаций обратились к Президенту РФ Владимиру ПУТИНУ с просьбой об установлении моратория на изменение базовых принципов в рыболовстве. Об этом также пойдёт речь на съезде. Но губернатор Камчатского края Владимир ИЛЮХИН в интервью нашей газете был, в этой связи, предельно лаконичен:
— Главное, чтобы государство не меняло установленные правила игры. В первую очередь схему распределения квот «под киль». Надеюсь, все инициативы некоторых лоббистов, касающихся крабовых аукционов, не будут иметь перспективы.
Но беда рынка заключается не только в лоббистах. О том, насколько непростые отношения складываются между представителями надзорных ведомств, с одной стороны, и участниками рынка — с другой, наша газета пишет регулярно. На Дальнем Востоке многие знают о тяжбах Рыболовецкой артели (колхоза) имени 50-летия Октября с Ванинской государственной районной инспекцией Пограничного управления ФСБ России по Хабаровскому краю, в результате чего рыбаки, доказавшие свою правоту в судебном порядке, понесли громадные убытки. Но ещё более показательна ситуация с генеральным директором одной из крупнейших в Хабаровском крае отраслевых компаний ООО «Поллукс» Германом ЛИФАНОВЫМ. Ему и слово:
— Вот уже более четырёх лет лично меня пытаются привлечь к ответственности за якобы неуплаченные таможенные пошлины и НДС. Хотя вся нелепость ситуации очевидна. Два таможенных органа одновременно выдали официальные справки, что моя компания ничего и никому не была должна. Что же касается НДС, то он у нас вообще возвратный. Мы что, сами у себя воровать будем? И это далеко не полный перечень доказательств нашей невиновности. Тем не менее, несмотря на весь абсурд, расследование то приостанавливается, то возобновляется. И так уже четыре с лишним года. Ну и ещё один момент. Первые лица государства постоянно говорят о необходимости привлекать в экономику России иностранные инвестиции. Это как наш случай, поскольку «Поллукс» — группа с участием иностранного капитала. Так вот, нас вначале исключили из Ассоциации добытчиков минтая. А затем отказались приглашать на IV съезд работников рыбохозяйственного комплекса РФ. Подозреваю, что как раз из-за этого самого иностранного участия. И думаю, здесь не обошлось без инициативы небезызвестного Германа ЗВЕРЕВА.
Теперь — о нашей судебной системе. К сожалению, при судебных разбирательствах между силовиками и рыбаками, Фемида, как правило, становится на сторону силовиков. Впрочем, это касается вообще взаимоотношений государства и бизнеса. Порой за решётку могут отправить человека, который никаких преступлений не совершал в принципе. Именно так получилось после трагедии, когда в апреле 2015 года затонуло судно БАТМ «Дальний Восток». Вот что уже из тюрьмы рассказал журналистам бывший капитан «Дальнего Востока» Анатолий БОРИСОВ:
— Я в тюрьме, но я не озлоблен, я пострадал не по своей вине. Я передал БАТМ «Дальний Восток» в море капитану ПРИТОЦКОМУ 11 января 2015 года (то есть почти за три месяца до трагедии. — Ред.), а потом списался на берег. Судно было принято без каких либо замечаний, об этом был составлен акт приёмки-передачи. Я не являлся капитаном судна на момент его трагедии. Позже генерал-майор, руководивший этим расследованием, заявил — ко мне не было бы никаких претензий, если бы в живых остались люди, командовавшие судном. Всё это несправедливо и одновременно страшно. Все доказательства моей непричастности к случившемуся лежат на поверхности, они очевидны.
Ну и последнее. По мнению аналитиков, сегодня объём незаконного промысла тех же лососей на Дальнем Востоке вполне сопоставим с промышленными объёмами добычи. По сути, браконьеры просто вырезают нерестилища. То есть грабят не только страну, но и будущие поколения.
Своё мнение высказал президент Ассоциации предприятий рыбной отрасли (АПРО) Хабаровского края Александр КАНИВЕЦ:
— Борьба с браконьерством должна стать общей задачей и государственных, и общественных отраслевых структур. И это — вполне реально. В таком формате работает наш центр обеспечения рыбоохраны «Барракуда». Также я убеждён, что законодательство для браконьеров необходимо ужесточать.
Впрочем, с последним посылом нашего эксперта согласны на все рыбаки. Многие считают, что репрессивными мерами ничего добиться нельзя. Особенно в прибрежных сёлах, где у людей нет работы. Поэтому нужно упрощать порядок получения разрешительных билетов на вылов рыбы для собственных нужд. Чтобы их можно было покупать буквально за копейки и в каждом населённом пункте.
Александр МАТВЕЕВ
свернуть ↑