«Наш регион — Дальний Восток»,  № 05–06(146), июнь 2019
Есть проблема

Есть проблема 

Тарифы должны соответствовать реальной ситуации в экономике

ПАО «Магаданский морской торговый порт» — субъект естественной монополии, поэтому наши тарифы регулируются государством. Но в последний раз тарифы у нас менялись в ноябре 2015 года. Нетрудно подсчитать уровень инфляции за этот период. В цене растёт всё: топливо, техника, энерготарифы и многое другое. Кроме того, мы ежегодно повышаем зарплаты своим работникам. Однако самое главное заключается в том, что для повышения уровня грузооборота мы должны регулярно реализовывать инвестиционные программы. А это требует серьёзных капитальных вложений. И при всём этом тарифы нашего предприятия остаются неизменными. В итоге мы не в состоянии вести модернизацию в необходимых масштабах. И выход тут может быть только один: повысить тарифы ПАО «ММТП» хотя бы с учётом уровня инфляции в период с 2015 по 2019 год и в дальнейшем законодательно утвердить ежегодное увеличение тарифов на уровень инфляции.

Андрей ГОРБОВ, генеральный директор ПАО «Магаданский морской торговый порт»

ПАО «Магаданский морской торговый порт» — одно из системообразующих предприятий Колымы. Железной дороги в регионе не было никогда, поэтому большая часть различных грузов, необходимых для жизни, завозится сюда именно морским путём. Это касается и топлива, и продовольствия, и многого другого. Вот и получается, что без морских ворот область жить не сможет. Правда, чтобы эти ворота открывались бесперебойно в течение ещё долгого времени, необходимо вкладывать в них серьёзные средства. А вот здесь уже появляются определённые проблемы. Об этом мы и поговорили с генеральным директором ПАО «ММТП» Андреем ГОРБОВЫМ.

НАШЛИ РЕШЕНИЕ 

— Андрей Германович, в одном из прошлых номеров нашей газеты вы рассказывали о сложившейся в вашем порту непростой ситуации. Я имею в виду график выдачи контейнеров. Помнится, пользуясь низкими тарифами, многие предприниматели неделями хранили свои грузы на портовых складах, по сути, превращая ваше предприятие в дешёвую камеру хранения. В итоге порт был забит под завязку, что, разумеется, мешало его нормальной работе. Удалось решить эту проблему? 
— Вы знаете, да, удалось. Хотя и не сразу. Для этого нам пришлось приложить много усилий, в том числе и правового характера. Ну и, конечно же, мы вели системную разъяснительную работу среди наших клиентов. Многих удалось убедить, что получение груза вовремя — это нормальная практика. Так что сейчас контейнеры в порту уже не скапливаются. Предприятие функционирует в плановом режиме. Это выгодно и нам, и клиентам. 
— И сколько времени сейчас хранится груз на портовых площадках? 
— В среднем около трёх дней. Что же касается продуктов питания, то их клиенты забирают в течение суток. Так что, повторюсь, в этом плане ситуация нормализовалась. 

О ГРУЗООБОРОТЕ 

— Действительно ли объём перевалки грузов в 2018 году в ПАО «ММТП» превысил 1 миллион тонн? 
— Совершенно верно! И мы этому рады вдвойне, ведь прошлый год был для нашей компании юбилейным — порту исполнилось 85 лет. 
— В этот 1 миллион тонн входит жидкое топливо? 
— Нет, только уголь (260 тысяч тонн) и все остальные грузы, главным образом контейнерные. 
— А планируете увеличение грузооборота? 
— Такие планы есть, наверное, у любого порта. Но здесь необходимо учитывать реальные потребности региона.
В настоящий момент это 1 миллион 4 тысячи тонн грузов, если брать во внимание показатели прошлого года. А дальше будет видно. Но в любом случае мы готовимся к увеличению грузооборота. Правда, для этого необходимо решить ряд проблем. 
— Каких? 
— Ключевая проблема нашего предприятия связана с тарифами. Но чтобы всё было понятно, я начну с другого. Вот смотрите: чтобы порт развивался и, соответственно, повышался грузооборот, необходимо модернизировать инфраструктуру. А как иначе? Только такой формат может дать результат. И мы, безусловно, ведём эту работу. В частности, ремонтируем старую и, при необходимости, покупаем новую технику. Я уже рассказывал в интервью вашей газете о наших кранах, ричстакерах и другом профильном оборудовании, поэтому повторяться не буду. Кроме того, мы регулярно оптимизируем логистические процессы, связанные непосредственно с перевалкой грузов. А это целый комплекс мероприятий. Он касается в числе прочего расширения наших складских возможностей. Но это лишь одна из составляющих деятельности порта. Также нами были построены два ледокольных буксира — DAMEN ASD TUG «Александр Солженицын», DAMEN ASD TUG «Владимир Высоцкий». Кстати, небольшая ремарка — на этих судах уже побывали сыновья и Александра Исаевича Солженицына, и Владимира Семёновича Высоцкого. Мы были искренне рады таким гостям. Ещё бы! Роман-хроника «Архипелаг ГУЛАГ» Александра Солженицына не в последнюю очередь касается Колымы. Это наша эпопея. Что же касается Владимира Высоцкого, то за одну лишь песню «Мой друг уехал в Магадан» он достоин увековечения в нашем регионе. 
Впрочем, вернёмся к порту и ко дню сегодняшнему. Мы продолжаем реализовывать проект реконструкции причальных сооружений. Это крайне важное направление в деятельности ПАО «ММТП». Неслучайно в своё время оно стало одним из направлений федеральной целевой программы (ФЦП) «Развитие Дальнего Востока и Байкальского региона». Ещё момент… Нами была внедрена автоматизированная система информационного обеспечения. Это уникальная разработка одной из компаний Санкт-Петербурга, которая не только отвечает всем современ¬ным стандартам, но и, что называется, «заточена» именно под потребности нашего предприятия. И всё, что я перечислил, — далеко не полный перечень профильных работ, которые ведутся в порту. 
— Но ведь всё это весьма затратные мероприятия? 
— Вот! Именно об этом я и хотел сказать, когда начал разговор о проблемах. 

О ПРОБЛЕМАХ 

— Что вы имеете в виду? 
— Затрат у нас, действительно, мно¬го, как текущих, так и перспективных, инвестиционного характера. А вот  
утверждённые государством тарифы нашего порта остаются неизменными с ноября 2015 года. 
— Почему? 
— А такова специфика данного бизнеса на российском Севере. ПАО «Магаданский морской торговый порт» — субъект естественной монополии. Это единственный порт на территории Магадана, поэтому наши тарифы в соответствии с законодательством РФ строго регулируются государством. Раньше регулятором была Федеральная служба по тарифам (ФСТ). Сейчас эти задачи выполняет Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Так вот, могу повторить: в последний раз тарифы нашего порта менялись в ноябре 2015 года и с тех пор стоят на месте. Но нетрудно подсчитать уровень инфляции за этот период. Получается, что в цене растёт всё: топливо, техника, энерготарифы и многое другое. Но наши регулируемые государством расценки остаются неизменными. А вот сейчас — вопрос. Как можно реализовывать масштабную инвестиционную программу, связанную с повышением грузооборота (основные её этапы я уже обозначил), при такой экономике? Расходов у нас постоянно становится всё больше (инфляция!), а доходы не увеличиваются, поскольку тариф заморожен. Вот такая история. И ситуацию, конечно же, нужно менять. 
— Можно ли узнать, какие у вас тарифы на сегодняшний день? 
— Там довольно много позиций. Но могу сказать, что даже при их формировании наши тарифы были весьма щадящими. Более чем в два раза ниже, чем, например, в Анадырском морском порту. По контейнерам у нас самые низкие тарифы среди портов Дальнего Востока и Чукотки. Та же история с углём. Наши тарифы изначально были низкими, даже на фоне остальных дальневосточных портов. Ну а с учётом того, что они не менялись с ноября 2015 года, ситуация усугубилась и продолжает усугубляться. Мы уже с трудом реализуем инвестиционную программу — на это у нас просто нет средств. И их не будет, если ситуация с тарифами не решится. Причём в ближайшее время.

ВСЁ НА РАССМОТРЕНИИ 

— Вы внесли в ФАС соответствующие предложения? 
— Да, но это непростая процедура. 
— Власти региона вас понимают? 
— Региональные руководители живут и работают в области. Поэтому специфика нашего предприятия им хорошо известна. 
— Ваши предложения уже находятся в ФАС? 
— Конечно! Только решение ещё не принято. 
— Вы включили свою инвестиционную программу в документы, направленные в ФАС? 
— Там другие критерии расчётов — инвестиционная составляющая оказывает существенное влияние на финансовое состояние предприятия и опосредованно влияет на уровень тарифов. 
Также хочу отметить, что с даты последнего повышения официальная инфляция, по данным Росстата РФ, уже составила 17 процентов. 
— Но ведь для нормальной работы порта этого, наверное, недостаточно?
— Разумеется. Но здесь есть несколько моментов, которые мы также учитываем. Во-первых, наш порт — это во многом системообразующее предприятие региона, поскольку большая часть грузов завозится сюда именно морским путем. Соответственно, от нас не в последнюю очередь зависит, как будет жить и развиваться Магаданская область. То есть мы осознаём уровень своей ответственности перед территорией и не собираемся все свои затраты перекладывать на плечи местного населения. Даже если эти затраты вполне оправданны. Во-вторых, закон есть закон. Плох он или хорош, можно спорить до бесконечности. Но мы привыкли жить в правовом поле, поэтому все наши предложения, связанные с тарифами, максимально выверены. Там нет ни одной лишней строки. Всё проверено по десять раз, хотя и так всё очевидно. Магаданский морской торговый порт — публичное акционерное общество, и соотношение доходов и расходов здесь максимально прозрачно. Как, впрочем, и вся деятельность предприятия. Поэтому специалистам Федеральной антимонопольной службы будет легко проверить наши расчёты. 

ЦИФРЫ И ЛЮДИ

— А из чего ещё складываются расходы предприятия? С налогами всё понятно, с инвестиционной программой — тоже. Какие ещё основные затраты вы несёте? 
— Это в первую очередь заработная плата и социальные программы. Причём, когда я говорю о социальных программах, то имею в виду обязатель¬ые, утверждённые законодательством, и наши собственные инициативы. 
— Вы имеете в виду выплату северных надбавок и районных коэффициентов?
— Мы выплачиваем все надбавки, регламентируемые законом. Также, как и положено, оплачиваем своим сотрудникам и членам их семей стоимость проезда к местам проведения отпуска и обратно, не говоря уже о том, что отпуск на Севере длинный и оплачивается, разумеется, каждый год. Но, помимо вышеперечисленного, в ПАО «ММТП» есть и собственные социальные программы. В частности, речь идёт об оплате санаторно-курортного лечения для сотрудников. Есть у нас и другие схемы материального поощрения тех, кто достойно работает. Мы же неслучайно тесно сотрудничаем с нашей профсоюзной организацией. Кстати, в России нечасто встречается, когда работодатель по своей инициативе взаимодействует с профсоюзом. Но для нас это важно. Мы понимаем, что в области живут около ста тысяч человек, и отток населения в западные регионы страны, к сожалению, продолжается. Поэтому по возможности создать для людей комфортные условия жизни — также наша задача. И она полностью соответствует интересам государства. 
— А теперь — о зарплатах. Вы их, как и было отмечено, регулярно повышаете?
— Да. Вне зависимости от того, как отработала компания по итогам года 

ОПТИМАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ 

— Если вернуться к вашей инвестиционной программе, то понятно, что без привлечения кредитных ресурсов здесь было не обойтись. Это так? 
— Да, в своё время мы привлекли кредит Европейского банка реконструкции и развития. Брали его в валюте, в евро, поскольку модернизация порта подразумевает использование зарубежного оборудования. И до определённого времени всё было хорошо. Самое главное — нас полностью устраивала процентная ставка. Но в 2014 году произошёл скачок курса валюты. Поэтому сейчас мы продолжаем гасить кредит в валюте, хотя выручку получаем в рублях. И если бы не повышение курса евро, то мы бы кредит уже почти погасили. Более того, нам хватило бы средств на продолжение реализации инвестиционной программы. Впрочем, ничего драматичного здесь я не вижу. Обычная рыночная история, хотя и неприятная. 
— И вновь о формируемых тарифах. А какой в этой связи вариант для вас был бы оптимальным? 
— Ежегодная корректировка тарифов с учётом инфляции. Это действительно был бы оптимальный вариант, и он реально соответствует рыночным условиям. Именно так! Но самое главное — тарифы должны соответствовать ситуации в экономике. Ведь когда растёт цена на топливо, все возмущаются, но при этом относятся к ситуации с пониманием. Та же история с энерготарифами или с повышением цен на продукты питания. Впрочем, это всего лишь мысли вслух. Сейчас мы ждём решения ФАС. А дальше будет видно. 
БЕСЕДОВАЛ АЛЕКСАНДР МАТВЕЕВ
 

 

 

 

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров

© ООО «Бизнес-медиа «Дальний Восток», 2013–2021.

Электронная версия печатного издания «Бизнес-газета «Наш регион — Дальний Восток»
Свидетельство о регистрации: ПИ № ФС77‒62577 от 31 июля 2015 года.
Все права защищены и охраняются законом. При полном или частичном использовании материалов
ссылка на Бизнес-газету «Наш регион — Дальний Восток» (https://biznes-gazeta.ru) обязательна.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.
Все замечания и пожелания присылайте на vzimakova@yandex.ru.
Офис редакции находится по адресу: г. Хабаровск, ул. Хабаровская, 15в, оф. 308.
Телефоны: (4212) 45‒03‒99, +7 924 216‒51‒75.
Настоящий ресурс содержит материалы 18+.
Читайте нас:
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru