Участники круглого стола «Проблемные вопросы при освоении россыпных месторождений золота», состоявшегося в ходе двухдневной конференции «МАЙНЕКС Дальний Восток 2025» (19–20 марта 2025 г., г. Магадан) и собравшего представителей золотодобывающих компаний целого ряда регионов Дальнего Востока, обсудив различные аспекты эксплуатации золотоносных россыпей на Дальнем Востоке Российской Федерации, отмечают следующее.
В Совет Федерации Федерального Собрания РФ
Современная экономическая ситуация, предъявляющая Российской Федерации самые разнообразные вызовы, делает чрезвычайно актуальным максимально интенсивное и эффективное использование имеющихся у России ресурсов. Это касается не только формирования минерально-сырьевой базы отечественной экономики, требующего всё более точного определения учёта, а также более полного и рационального использования имеющегося ресурсного потенциала. Не менее важным является и непосредственное их включение в обеспечение социально-экономической, технологической и, что не менее сегодня ожидаемо, валютно-финансовой устойчивости государства.
В этой связи необходимо отметить, что в течение последнего десятилетия недропользователи, специализирующиеся на добыче россыпного золота, сталкиваются с серьёзными административными барьерами в области извлечения металлов из техногенных россыпных объектов. Прежде всего, это касается запрета использования разведочно-эксплуатационных полигонов, в течение многих десятилетий доказавших свою эффективность, а также предписания о том, что любые проявления россыпного металла (и целиковые, и техногенные) считать месторождениями, подлежащими опытно-промышленной разработке (ОПР) без предложения методики их разработки.
Такая практика повлекла за собой целый ряд негативных последствий. В частности, снизились масштабы использования недр, когда такой уже фактически отдельный вид минеральных ресурсов, как техногенные россыпи, перестал планомерно эксплуатироваться.
Снижение объёмов россыпной золотодобычи принесло свои негативные результаты не только собственно для отрасли, для недропользователей. Стали уменьшаться размеры налоговых платежей в бюджеты всех уровней, сокращается количество высокооплачиваемых рабочих мест, что, в свою очередь, становится причиной сокращения постоянного населения в золотодобывающих регионах и стагнации социальной инфраструктуры в и без того малоосвоенных приграничных территориях РФ. Фактически приведённые выше решения Министерства природных ресурсов и экологии РФ и Федерального агентства по недропользованию привели к результатам, противоречащим установкам президента России и Правительства РФ по развитию геостратегических территорий.
Исходя из экономического уклада Магаданской области, где базовой является горнодобывающая промышленность, с опережающим и сопровождающим интенсивным процессом всестороннего геологического изучения недр, а также учитывая длительную историю, с довольно жёсткими производственными планами, вся регламентная база создавалась параллельно с проведением работ, сопровождаясь их постоянными корректировками, с учётом реальных условий и полученных результатов.
На момент коллапса государственной системы пользования недрами двумя основными производственными системами: объединением «Северовостокзолото» (Министерство цветной металлургии) и Северо-Восточным производственным геологическим объединением (Министерство геологии), с привлечением отраслевой и академической науки (институт ВНИИ-1 и СВКНИИ ДВО РАН), были составлены абсолютно все необходимые для проведения работ регламенты, охватывающие все сферы деятельности, связанные с проведением геологоразведочных и эксплуатационных работ, в части методики, технологии и охраны окружающей среды. Главным их достоинством была адаптация под конкретные климатические условия, обуславливающие сезонность многих работ, в довольно сжатые сроки, с получением максимального результата.
Навязываемые «сверху» Роснедрами и другими регуляторами для «неукоснительного использования» регламенты совершенно не учитывают ни условий их применения, ни соответствия целевым назначениям работ. По этой причине целесообразно вернуться к регламентации, существовавшей ранее, при государственном пользовании недрами.
Принимая во внимание вышеотмеченное, участники круглого стола «Проблемные вопросы при освоении россыпных месторождений золота», представляющие отраслевое сообщество Магаданской области, Республики Саха (Якутия), Чукотского автономного округа, Амурской области, Приморского и Хабаровского краёв, в рамках конференции «МАЙНЕКС Дальний Восток 2025» единогласно признали наличие серьёзных кризисных явлений в россыпной добыче золота, основой которых стало отсутствие баланса интересов недропользователей, субъектов Федерации и федерального центра РФ.
Для преодоления угрозы углубления кризиса в добыче россыпного золота представители отраслевого сообщества Дальнего Востока настоятельно предлагают федеральным и региональным органам исполнительной и законодательной власти реализовать в своей правотворческой практике следующие предложения.
1. Внести дополнения в статью 29 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», предусматривающие возможность добычи россыпного золота в процессе оценки и разведки техногенных россыпных образований. В соответствии со статьей 29 Закона Российской Федерации «О недрах» «Добыча полезных ископаемых и подземных вод разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов, за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объём добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки, а также за исключением добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых в процессе разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых». Данный абзац предлагается дополнить формулировкой: «а также за исключением добычи золота в процессе оценки и разведки техногенных россыпей золота».
2. Внести в Методические рекомендации по применению Классификации запасов месторождений и прогнозных ресурсов твёрдых полезных ископаемых, утверждённые распоряжением МПР России от 05.06.2007 № 37-р, нормативно-правовое понятие «техногенные россыпи».
3. Возвратить/согласовать действие методических пособий по разведке с попутной добычей (РЭП и ЭРС) для россыпей всех генетических типов (в том числе и техногенных), относимых к IV группе по сложности строения, РЭПами (разведочно-эксплуатационный полигон), разработанными институтом ВНИИ-1 по заказу объединения «Северовостокзолото», и ЭРСами (эксплуатационно-разведочное сечение), разработанными Северо-Восточным производственным геологическим объединением.
4. Включить способ разведки техногенных россыпей методом проходки эксплуатационных полигонов в современную методику разведки месторождений россыпного золота, а также в Методические рекомендации по применению Классификации запасов месторождений и прогнозных ресурсов твёрдых полезных ископаемых, утверждённые распоряжением МПР России от 05.06.2007 № 37-р, для месторождений россыпного золота, платины и олова.
5. Предусмотреть предоставление права пользования техногенными россыпями в заявительном порядке, разведку и отработку производить методом РЭП (разведочно-эксплуатационный полигон) без проведения процедуры экспертизы запасов и постановки их на учёт.
6. Отменить действие письма заместителя руководителя ФБУ «Росгеолэкспертиза» Полеванова В.П. от 18.08.2016 № ЛЛ-02/2233.
7. По вопросу рационального недропользования — предоставить возможность недропользователю вносить в лицензии типов БП, БР, БЭ дополнительный вид минерального сырья в случае его обнаружения (то есть, например, если при лицензии на россыпное золото обнаружено рудное и по рудной лицензии обнаружено россыпное).
8. По вопросу «переотход и недоотход» золота — установить, что проектный уровень добычи при разработке россыпей золота рассматривается как средний ежегодный и фактически в конкретном году может быть плавающий, отличающийся от среднего проектного значения, что обусловлено фактическим влиянием совокупности факторов (климатическими условиями конкретного года, категорийностью запасов (С1+С2), группой сложности строения месторождений (III–IV группы) и пр.).
9. По вопросу подсчёта запасов россыпного золота, платины и олова — выделить из Приказа № 378 от 23 мая 2011 года «Об утверждении требований к составу и правилам оформления представляемых на государственную экспертизу материалов по подсчёту запасов твёрдых полезных ископаемых» (зарегистрировано в Минюсте РФ 24 июня 2011 года № 21161) отдельное методическое пособие для подсчёта запасов по месторождениям россыпного золота, платины и олова.
10. По вопросу методических пособий — ФГБУ «Росгеолэкспертиза» необходимо чётко обозначить круг источников методических подходов, используемых при проектировании поисково-оценочных и геологоразведочных работ на россыпное золото, платину и олово.
11. Разделить функции выдачи лицензий и контроля за выполнением лицензионных соглашений, с их радикальным пересмотром. В первом случае этим занимаются юристы и экономисты (что и происходит в настоящее время), контроль должен осуществляться горняками и геологами, обладающими соответствующим практическим опытом, но не по регламентам не имеющих такого производственного опыта юристов и экономистов.
12. По сроку сдачи отчета — в письме, разрешающем проведение геологического изучения техногенных россыпей посредством ОПР, убрать обязательную дату представления отчёта по проведённым работам до 31 декабря каждого календарного года. Параллельно обязать Роснедра довести до сведения его структурному подразделению ФБУ «ГКЗ» о необходимости контроля за деятельностью территориальных ТКЗ в части соблюдения требований о применении временной инструкции по подсчёту запасов, без отсылок к положениям Приказа № 378.
13. По формированию экспертных комиссий — «Правилами проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участков недр, определения размера и порядка взимания платы за её проведение», введёнными в действие Постановлением Правительства № 335 от 1 марта 2023 года, в котором формирование экспертной комиссии прописано на следующих условиях: «Экспертом может быть лицо, имеющее высшее образование, стаж работы в сфере недропользования не менее пяти лет, обладающее научными и (или) практическими познаниями по вопросу недропользования, к рассмотрению которого в ходе государственной экспертизы указанное лицо привлекается». Заменить словосочетание «стаж работы в сфере недропользования» на «стаж работы в проведении геологоразведочных работ, обработке материалов и составлении отчётов с подсчётом запасов не менее пяти лет». Внести туда также функциональные обязанности эксперта, которые должны заключаться в оказании методической помощи недропользователю, зафиксировав позиции, подлежащие корректировке (со ссылками только на пункты действующих регламентов), в сроки, отводимые для этой процедуры (30 дней, на которые приостанавливается государственная экспертиза), с получением в итоге положительного заключения.
14. В настоящее время недропользователи, имеющие либо получающие в результате проведения аукциона лицензии на право пользования недрами типа БЭ и БР с учтёнными государственным балансом запасами, но не имеющие протокол ТКЗ/ЦКЗ, вынуждены повторно проводить геологоразведочные работы на площадях, где предшественниками данные работы уже были проведены. Недропользователи вынуждены осуществлять переоценку уже существующих запасов, неся существенные экономические и временные затраты, несмотря на уже потраченные ранее государством средства на геологоразведочные работы. Эти мероприятия не только дают дополнительную и неоправданную экономическую нагрузку на недропользователя, но и затягивают ввод объекта в эксплуатацию. Если выдаётся лицензия вида БЭ либо БР с числящимися на балансе запасами золота и отсутствует протокол на эти запасы, повторная разведка этих запасов не должна быть требованием. Предлагаем для подобной категории лицензий отменить обязательную переоценку существующих запасов, отменить обязательства недропользователя по повторной постановке этих запасов на баланс только по причине того, что в ТФГИ отсутствуют протоколы ТКЗ/ЦКЗ, и разрешить ввод этих месторождений в эксплуатацию непосредственно после получения лицензии на право пользования недрами.
15. Внести методические рекомендации в «Лесной кодекс Российской федерации» по выделению и упразднению особо защитных участков лесов (далее ОЗУЛ), установление и изменение границ земель, на которых располагаются особо защитные участки лесов и при этом расположены разведанные запасы, с целью бесперебойной эксплуатации существующих и новых месторождений с балансовыми запасами золота, платины и олова, а также месторождений, вводимых в эксплуатацию с применением геологоразведочных работ с целью дальнейшей постановки разведанных запасов на баланс.
16. Рассмотреть внесение изменений в регламент относительно сроков перевода типа лицензии из БП в БР (БЭ). На данный момент процедура неоправданно затягивается на срок от одного года и более.
17. На россыпных месторождениях рассмотреть возможность отработки непосредственно прилегающих к балансовым площадям участков по результатам эксплуатационной разведки, без прохождения процедуры утверждения балансов территориальной комиссией по запасам. В советское время данные работы регламентировались «актом на расширение промышленного контура».
18. Упростить процедуру продления лицензий на недра на отработанные месторождения для освоения техногенных ресурсов. Продление срока действия лицензий на недра проводить без привязки к наличию балансовых запасов на месторождении, по факту ведения добычных работ и реализации золота, платины и олова.
Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >