Кадровый голод — общая беда для дальневосточных производственников. И сахалинских в том числе. Как решается эта проблема непосредственно в строительных компаниях? Об этом и многом другом — в интервью с директором ООО «Восток-ДСМ» Иваном АНТОСИЕВЫМ.
— Иван Анатольевич, о проблеме мигрантов говорят сейчас на всех уровнях, от федерального до районного. И мнения высказываются самые разные — от требования поставить на границах с республиками бывшего СССР «железный занавес» для желающих работать в России до предложения предоставить «зеленую улицу» всем, кто хочет на законных основаниях трудиться в нашей стране. А что по этому поводу думаете вы?
— Я не политик, чтобы озвучивать какие-то позиции по поводу мигрантов. Но истина, как известно, всегда находится посредине. Хотя если уж вы спрашиваете мое мнение, то я за ужесточение миграционного законодательства. Конечно, о «железном занавесе» в чистом виде речь идти не должна. Это мы уже проходили, и ничего хорошего у нас не получилось. Но в разумных пределах миграционное законодательство ужесточать следует. Иначе мы никогда не решим проблему подготовки собственных кадров. Говорю это со всей ответственностью, как руководитель, который регулярно, накануне каждого строительного сезона берет на работу граждан Киргизии. Но тут есть сразу три нюанса. Во-первых, к нам приезжают в основном лишь те, кто работает у нас в течение трех, четырех, пяти и более лет. Приезжают в конце весны, трудятся весь сезон и после этого отправляются к себе на родину. По сути, они в определенной степени уже стали нашими постоянными работниками, хоть и трудятся они временно. При этом платим мы им сдельно, то есть столько же, сколько и российским гражданам. Во-вторых, мы бы и рады брать на работу исключительно жителей Сахалинской области. Но увы! У нас в отрасли наблюдается настоящая кадровая проблема. При этом я имею в виду даже не отсутствие квалифицированных специалистов, каковых в принципе очень мало, а дефицит обычных дорожных рабочих. То есть тех, кто готов прийти, что называется, «на лопату». Даже эти люди к нам не идут. Несмотря на достойные зарплаты, которые в сезон составляют ну никак не меньше 45 тысяч рублей в месяц. И, наконец, третье. Несмотря на всё вышеизложенное, я всё-таки считаю — трудовую миграцию необходимо ограничить определенными рамками. Причем это я говорю как раз с позиции руководителя производственного предприятия. Вот предположим, что не стало у нас мигрантов. Вообще не стало. Мы что, закроем свои компании? Или строить перестанем? Нет, конечно. Мы будем искать выход из положения и обязательно его найдем. Пока не знаю как, но найдем. Будет ли задействован частный бизнес или государственный. Не бывает безвыходных положений. А уж если государство выработает эффективную политику подготовки квалифицированных рабочих, тогда многие кадровые проблемы будут решены. Я вот сейчас об этом условно сказал, но факт остается фактом.
— Вот интересно, а почему молодежь не идет работать в строительство? Если неквалифицированный рабочий получает у вас 45 тысяч, сколько же зарабатывает тот же экскаваторщик или грейдерист?
— Значительно больше, конечно. Хотя ключевое слово — именно «зарабатывать». Мы деньги не получаем, мы их как раз зарабатываем. Как, собственно, происходит в частном бизнесе, где всё зависит только от объемов работ и выручки. А теперь о том, почему молодежь не идет в строительную отрасль, в частности в дорожное строительство. Это стало просто непрестижно. Понимаете? Вот перебирать бумажки в администрации — престижно, быть охранником в ночном клубе — тоже престижно, а работать не стройке — нет. Такое сложилось представление у целого поколения.
— Ладно, я могу еще согласиться с перебиранием бумажек в администрации. К сожалению, у нас многие выпускники вузов рвутся в чиновники. Не понимая, что лучший опыт не административный, а производственный. Но тут хотя бы есть какая-то логика, не говоря уж о серьезных зарплатах и возможностях карьерного роста. А охранник в ночном клубе — что тут престижного? У вас человек «на лопате» получает достойную зарплату, а у секьюрити жалование вряд ли превышает 20 тысяч. А ведь молодому парню нужно и девушке подарок купить, и одеться соответственно, да и вообще здоровые амбиции еще никто не отменял.
— У нас за свою зарплату парень будет пахать от рассвета до заката, по 11 часов ежедневно. Нередко в пыли и грязи. А охранник за свои невеликие деньги ходит в белой рубашке, галстуке и с рацией в руках. Да и ту же девушку сможет бесплатно в свой клуб провести и кофе угостить. Что называется, почувствуйте разницу. Хотя, конечно, ситуация ненормальная. Раньше, в советские годы, дорожные строители были в почете. Еще бы! Достойная зарплата, возможность получить собственное жилье, уважение в обществе… Всё это создавало вокруг строителя своего рода ореол. Вот он, труженик! Вот он, созидатель! Теперь этого нет. Молодежь стремится с минимальными усилиями зарабатывать на хлеб насущный. Вот посмотрите, еще одна категория «непроизводящих» людей — продавцы-консультанты. В любом магазине их, как говорится, пруд пруди. И все такие важные, в костюмах и галстуках. Смешно и грустно, честное слово. Хотя бывают и исключения. Одного из таких продавцов-консультантов мы взяли к себе на предприятие именно дорожным рабочим. И парень уже себя проявил с самой лучшей стороны. Если захочет, отправим его подучиться. Станет квалифицированным рабочим. А потом, если появится у него желание, получит и высшее строительное образование. Всё в его руках. И мы будем только рады помочь такому человеку крепко встать на ноги на производстве.
— И правда интересно. А как зовут парня?
— Константин БЕСФАМИЛЬНЫЙ, 1989 года рождения. Да, хороший парнишка. Во всё вникает, всем интересуется. Я постоянно интересуюсь его успехами, проблемами, планами у его непосредственного руководителя. Надеюсь, толк из него будет. Тем более что лучшим воспитателем для молодого рабочего и будущего инженера всегда был и остается трудовой коллектив. Ты никогда не сможешь стать толковым строителем, если сам не глотал пыль на объекте и не жил в вахтовом поселке.
— Да, стоит уважать директора крупной дорожной компании, который интересуется проблемами и планами простого дорожного рабочего.
— А что тут такого? Я с большим уважением отношусь к каждому труженику, независимо от его должности и возраста. Так уж нас в свое время воспитывали. На том и стоим.
— О вашей компании нам рассказывали многие участники рынка. И практически все говорили следующее: ООО «Восток-ДСМ» умеет работать на опережение. В том числе, как мы знаем, вам удается, несмотря на все недостатки аукционной системы, заранее готовиться к реализации тех или иных промышленных проектов. Как у вас это получается?
— Такая оценка нашей деятельности нам, конечно, приятна. Да, мы стараемся максимально эффективно использовать план развития дорожной отрасли Сахалинской области до 2018 года и с перспективой до 2025 года. Смотрим, какой объект и где конкретно будет строиться. А потом начинаем подготовку, например заранее отводим и оформляем в этом районе карьер. Думаю, вы знаете, сколько времени на это уходит и какие усилия требуется приложить. Но зато впоследствии мы получаем серьезную выгоду. Потенциальные участники аукционов видят – карьер в непосредственной близости от объекта есть именно у нас. И этим всё сказано. Хотя, конечно, сам аукционный формат, прописанный и в пресловутом ФЗ-94, и в новом ФЗ-44, явно оставляет желать лучшего. И дело не только в демпинге. Просто аукционы у нас, как правило, проводятся очень поздно, практически в начале строительного сезона. И было бы целесообразно проводить их заблаговременно. Тогда мы могли бы и технику подготовить заранее, и вообще свою работу распланировать на несколько месяцев вперед. Для производственников это чрезвычайно важный момент.
— Ваша компания работала на строительстве нескольких важных объектов на территории Сахалинской области. Какой из них был для вас самым серьезным?
— А для нас все объекты — серьезные и важные. Вот кто-то из моих коллег может сказать, мол, мы построили и заасфальтировали половину дорог на территории завода по сжижению природного газа (СПГ) в поселке Пригородном Корсаковсковского района. Или вспомнит визит Дмитрия МЕДВЕДЕВА, который хорошо отозвался о дорожном строительстве в Южно-Курильском районе. Или расскажет, что мы работали и продолжаем работать в нескольких районах Сахалинской области. Всё это так. Но я не стал бы выделять какой-то конкретный объект. Ведь даже самая маленькая дорога, построенная и отремонтированная силами нашего коллектива, служит людям. В этом и заключается приоритет компании ООО «Восток-ДСМ».
Беседовал Александр МАТВЕЕВ
Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >