Петр ЧЕРЕМКИН:
— На мой взгляд, требуется официально, на всероссийском уровне признать оленеводство национальным достоянием России. Оленеводство никогда не сможет стать самодостаточным бизнесом. И без системной государственной поддержки здесь не обойтись. Аборигены в этих случаях говорят: «Олень есть — эвен живет, оленя нет — эвен умрет». Это так и есть. И без государственной помощи мы рискуем потерять целый народ с богатейшей культурой и удивительными традициями.
Сегодня на вопросы бизнес-газеты «Наш регион — Дальний Восток» отвечает глава Момского района Якутии Петр ЧЕРЕМКИН. Но для начала добавим от себя — именно в Момском районе представителям коренных малочисленных народов Севера оказывается всемерная поддержка. И финансовая, и организационная. Вот только без системной, законодательно оформленной государственной помощи аборигены выжить не смогут.
— Петр Николаевич, Момский улус Якутии является местом компактного проживания коренных малочисленных народов Севера (КМНС). О каких национальностях в этом случае идет речь?
— В нашем улусе сейчас живет порядка 4,5 тысяч человек. Из них 3,5 тысячи — это якуты, русские, украинцы и представители других народов. А вот 994 наших земляка (21 процент от общей численности населения) относится к категории КМНС. Это, в первую очередь, эвены. Кроме этого, здесь проживают эвенки, долгане и юкагиры. И могу сказать, что у нас действует постоянно работающая районная Ассоциация КМНС. То есть любой вопрос, касающийся аборигенов, решается в тесном контакте администрации с этой структурой.
— У вас действует собственная муниципальная программа поддержки КМНС. Это долгосрочный проект?
— На мой взгляд, долгосрочной обязана быть федеральная стратегия сохранения богатейшей этнокультурной среды российских аборигенов, которой пока, к сожалению, нет. Поэтому мы формируем краткосрочную (сроком на три—пять лет) «Программу развития коренных малочисленных народов Момского района». И у нас этот документ не просто принимается, он реально работает.
— Правда ли, что ваши народные коллективы КМНС постоянно побеждают в региональных конкурсах?
— Это еще скромно сказано по отношению к нашим артистам. Они уже давно и прочно освоили международный уровень. Начнем с того, что у нас в улусе работает два этнокультурных центра «Осикат» и «Чикти». Также в улусе есть два самодеятельных коллектива — эвенский народный танцевальный ансамбль «Ьэку» и детский эвенский народный коллектив «Радость тундры». Помимо этого, большой популярностью у зрителей традиционно пользуются этно-фольклорные коллективы «Удин», «Ьонначан» и «Бэйкэн», а также молодежный танцевальный коллектив «Тэтим». И во всех случаях речь идет о талантливых исполнителях, фольклористах и танцорах.
— А где все-таки выступают ваши артисты на региональном уровне?
— Ежегодно в республике проводится два этнокультурных конкурса «Поют и танцуют дети Севера» и «Полярная звезда». Там наши артисты демонстрируют очень хорошие результаты и традиционно становятся лауреатами. Также стоит отметить, что раз в два года у нас проводится региональный конкурс исполнителей «Туойабын хотугу кыраайбын» и фестиваль народов Севера «Мома собирает друзей». На этих статусных площадках наши исполнители тоже хорошо известны и любимы зрителями. Выходят представители наших КМНС и на межрегиональный уровень. Так уже в 2012 году представители этнокультурного центра «Осикат» (а он, в свою очередь, состоит из двух народных коллективов и отдела традиционной культуры) стал лауреатом Томского фестиваля этнокультурных центров Сибири и Дальнего Востока. Это очень серьезное признание. Но есть еще и международный уровень, о котором я уже говорил. Могу сказать, что представители творческих и этнокультурных коллективов наших коренных малочисленных народов Севера побывали на многих фестивалях, где представлено искусство аборигенов разных стран мира. Наши земляки ездили и на Кипр, и во Францию, и в Египет, и в Польшу. И всюду их сопровождал успех.
— Существует ли опасность, что та же эвенская или эвенкийская молодежь окончательно ассимилируется в русскоязычной среде? И забудет свою культуру, свою историю, свой язык?
— Наверное, в относительно крупных городах — в Якутске, Ленске или Олёкминске это возможно. Но сельским районам эта беда пока не грозит. У нас слишком сильны традиции. Это, кстати, серьезная часть работы районной администрации. Да и свою историю наши ребята знают хорошо. Они гордятся, что в Момском улусе родился основоположник эвенской литературы, первый эвенский писатель ТАРАБУКИН. Именем этого человека у нас названа Улан-Чистайская средняя общеобразовательная школа, его бюст установлен в одном из наших скверов. Или вот пример. В нашем же районе родился первый ученый-эвен, кандидат филологических наук ЛЕБЕДЕВ. Теперь его имя носит орто-дойдунская средняя общеобразовательная школа. Причем в школах имени Тарабукина и Лебедева ребятишки с первого по одиннадцатый класс изучают такой предмет, как «Эвенский язык и литература». Также в Доме детского творчества села Хону работает кружок для учащихся 2–11-х классов «Эвенская культура», руководит которым член Союза писателей России ФЕДОРОВА.
— А если вернуться к вашим творческим коллективам, то здесь также есть какая-то преемственность?
— Я понял ваш вопрос. Да, историческая преемственность присутствует. Достаточно сказать, что в нашем районе родился первый профессиональный артист национальной эстрады, народный композитор СТАРКОВ. Так что нашим начинающим звездам есть на кого равняться.
— Какие праздники особенно любимы представителями КМНС?
— Среди них я бы выделил эвенские национальные торжества — праздник оленевода и Эвенэк, то есть праздник встречи солнца. Они очень зрелищные и чрезвычайно красочные. Описать тот азарт, который охватывает зрителей на празднике оленеводов во время скачек на оленях по глубоком снегу, просто невозможно. Да и остальные состязания не менее интересны. А Эвенэк — это просто потрясающе красивое действо. Помимо этого, у нас, в свое время, проводились региональные игры оленеводов, съезд эвенов Якутии и съезд эвенов Якутии и России. Всё это мы стараемся максимально полноценно освещать как в своей прессе (в районной газете «Индигир уоттара» есть постоянная эвенская рубрика «Гапанна»), так и в региональных СМИ. Вот только хотелось бы, чтобы в наших проектах нам оказывалась не только региональная помощь, — правительство РС (Я) нам как раз здорово помогает, — но и системная федеральная поддержка.
— Что вы имеете в виду?
— На мой взгляд, требуется официально, на всероссийском уровне, признать оленеводство национальным достоянием страны. Этому хозяйственному направлению нужна серьезная поддержка. Да, определенные дотации в отрасли, конечно есть. Но как получается? Зарплата оленевода составляет 7,5 тысяч рублей в месяц. И это в регионе, где цены на все продукты выше не только московских, но даже и средних дальневосточных. А с учетом всевозможных дотаций тот же оленевод может получить на руки 10–11 тысяч рублей. И это фактически потолок. Как прожить на такие деньги? Чем мы можем заинтересовать молодого человека, чтобы он пошел по стопам своих родителей?
— Но они есть. Насколько я знаю, оленеводам здорово помогает региональный и муниципальный бюджеты.
— Это так, конечно. К примеру, мы стараемся поддержать студентов заочных отделений вузов, которые работают в оленеводстве. Платим 30 тысяч рублей в качестве единовременной помощи первокурснику. А если он трудится в оленеводческом секторе не менее трех лет, то полностью оплачиваем его учебу в университете. Также у нас предусмотрены субсидии на строительство жилья для оленеводов. Работа-то у них тяжелая, кочевая. Хочется, чтобы во время пребывания дома они жили в нормальных, цивилизованных условиях.
Беседовал Александр МАТВЕЕВ
Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >