«Наш регион — Дальний Восток»,  № 10 (140), октябрь 2018
Главная тема

Главная тема 

«Закон всё-таки выше штрафной экономики»

Расхожая фраза: «Суд во всём разберётся», в России многими воспринимается со скепсисом. И это не удивительно, ведь зачастую суды в своих решениях просто ретранслируют версию обвинения. Однако то, что случилось с Рыболовецкой артелью (колхозом) имени 50-летия Октября, доказывает — независимое правосудие в нашей стране всё-таки есть. И это внушает оптимизм. Хотя для защиты честного имени своих сотрудников предприятию понадобился не один год.

Подмена понятий

О том, как развивались события вокруг Рыболовецкой артели (колхоза) имени 50-летия Октября, наша газета писала не единожды. И писала подробно, с предельно доказательными фактами, которые реально демонстрировали — предприятие стало жертвой странного внимания силовиков. Так что придётся напомнить, как развивалась вся эта история.

В 2016 году лососёвая путина в Татарском проливе началась 10 июня. Однако разрешительные билеты на вылов артель смогла получить лишь 19 июля, то есть через месяц с лишним после старта путины. Кто и почему затягивал вопрос с открытием рыбопромысловых участков (РПУ), для предприятия — тема отдельного разговора. Так же как и вопрос с объёмами, поскольку квота Рыболовецкой артели (колхоза) имени 50-летия Октября тогда составила лишь 170 тонн горбуши на 11 РПУ.

Итак, получив билеты, коллектив артели вышел на рыбалку. И 21 июля две бригады установили ставные неводы. Ловили горбушу целый день, а вечером перелили пойманную рыбу в садки и прикрепили их к торцам неводов, чтобы на следующий день сдать улов на завод. Что было объяснимо, ведь завод в Датте по ночам не работает. Всё это крайне важные моменты. Поскольку они свидетельствуют об одном — в ночное время рыбалка не велась, речь шла только о хранении рыбы. Важно это вот почему. В тот период комиссия по регулированию добычи анадромных видов рыб приняла решение: объявить периоды пропуска горбуши в промежутки с 20:00 до 8:00 утра следующего дня. В артели (колхозе) имени 50-летия Октября закон соблюдают неукоснительно. Поэтому рыбалка была приостановлена.

Между тем комиссия издала новое распоряжение: объявить проходными днями ещё и 22 и 23 июля. Причём заседание этой структуры состоялось менее чем за сутки до запрета, то есть вечером 21 июля. А сотрудница предприятия, отвечающая за мониторинг, увидела соответствующий приказ Амурского территориального управления Росрыболовства на сайте этой структуры лишь утром 22 июля. В момент, когда запрет уже действовал.

Впрочем, даже это не было критично для артели, ведь 22 июля рыбалка здесь и так не велась. Бригады просто перелили горбушу из садков в БОТы, чтобы доставить её на завод. Что, кстати, не является изъятием водных биологических ресурсов, а относится к категории транспортных операций. И этот момент чётко отражён в письме Росрыболовства.

Но уже на берегу, когда рыбаки пригласили сотрудников Государственной морской инспекции пограничного управления ФСБ РФ (ГМИ) для участия в перевесе улова, их ждал «сюрприз». Поскольку представители ГМИ составили протокол об изъятии 15 тонн 631 килограмма горбуши, как выловленной незаконно, в проходные дни. И напрасно бригадиры пытались объяснить силовикам, что никто ничего не ловил, рыбу просто хранили для последующей сдачи на завод. Пограничники не собирались «трактовать сомнения» в чью-то пользу. Рыбу изъяли и передали артели на ответственное хранение.

И суд, и дело

Ну а дальше начались административные и судебные разбирательства. Вначале сотрудники ГМИ возбудили административные дела в отношении двух бригадиров. По факту «незаконного изъятия ВБР». Было привлечено к ответственности и предприятие, но уже в качестве юридического лица. Разумеется, поскольку никто и ничего «незаконно не изымал», артель встала на сторону своих работников. Да и доброе имя организации также нужно было защищать. И тут сразу начались странности.

К примеру, уже 23 октября 2016 года в Ванинском районном суде состоялись слушания по административным делам двух бригадиров. Один был признан виновным, другой — нет. Хотя обвиняли их по аналогичным фактам. Через неделю «под судом» оказалась и сама артель. В результате она была оштрафована на 1 миллион 438 тысяч 52 рубля. После чего разбирательства перенеслись в краевой суд. Между тем, очевидно, чтобы «подкрепить» позиции силовиков, в дело вмешался военный прокурор, который подал свой иск к артели. Якобы по факту ущерба, нанесённого ВБР. Он просил взыскать с предприятия более 4 миллионов 700 тысяч рублей.

И вот — итог. Краевой суд в конце концов снял все обвинения как с юридического лица, так и с бригадиров. И на этом основании иск военного прокурора даже не стали рассматривать.

Однако итог, в этом случае, оказался промежуточным. Увы, российская действительность демонстрирует — силовой каток, двинувшись один раз, не может остановиться. Уже в 2017 году, после того как невиновность артели и бригадиров была доказана в краевом суде, государственные инспекторы РФ по контролю в сфере охраны морских биоресурсов Ванинской государственной инспекции Погрануправления ФСБ России возбудили новое административное дело. По тем же самым фактам, которые уже рассматривались судами трёх инстанций. Силовиков не смутило, что бригадиры были оправданы в судебном порядке.

Начался очередной виток разбирательств. Ванинский районный суд традиционно прислушался к мнению представителей административного органа и оставил постановление об административном наказании в силе. А вот апелляционная инстанция Хабаровского краевого суда поступила вообще удивительно. Одного бригадира признали виновным, а дело в отношении другого было направлено на повторное рассмотрение в тот же Ванинский районный суд, но в новом составе. Хотя обвиняли этих людей, повторимся, по одним и тем же фактам. Наконец, состоялось заседание кассационной коллегии крайсуда, которая и вынесла оправдательный вердикт в отношении признанного виновным бригадира. В результате Ванинскому районному суду не осталось ничего другого, как оправдать второго фигуранта.

Такой финал

Словом, справедливость восторжествовала. Вот только какой ценой? На наши вопросы мы попросили ответить юриста Александра САДЧИКОВА, который и представлял интересы артели в судах.

— Александр Юрьевич, какие чувства у вас возникли после завершения этого дела?

Когда возникают споры между силовыми структурами и предприятиями, суды первой и апелляционной инстанций, как правило, становятся на сторону силовиков. И к доказательствам, представленным противоположной стороной, судьи не прислушиваются. Так было и в случае с Рыболовецкой артелью (колхозом) имени 50-летия Октября. Хотя все наши доводы базировались исключительно на правовых нормах. Увы, свою правоту нам удалось доказать только в кассационной инстанции. Но ведь всё это заняло длительное время. И я уж не говорю о нервах людей, которые 1 год и 10 месяцев находились в стрессовом состоянии.

Юрист Александр САДЧИКОВ.

— Давайте будем говорить во множественном числе — этих дел, поскольку там, как известно, было две волны разбирательств. Что же касается чувств, то они противоречивы. С одной стороны, мы, конечно, довольны, что справедливость действительно восторжествовала. А если быть точным, то восторжествовал закон. С другой стороны, печально, что всё это стало возможным лишь по прошествии 1 года и 10 месяцев. Ровно столько времени понадобилось, чтобы пройти все эти правовые круги. Ну и, разумеется, не радует, что суды первой и апелляционной инстанций не внимали нашим доводам. Хотя они были предельно убедительны и строились исключительно на нормах закона. Что и было подтверждено в кассации. Один лишь пример: я просил судей Ванинского районного суда открыть в компьютере сайт Амурского территориального управления Росрыболовства и посмотреть, когда появился документ, устанавливавший пропускные дни. Суд это ходатайство рассмотрел, сайт открывали, всё изучали, но во внимание это принято не было. Хотя это бы многое объяснило в нашем деле. В итоге эти доказательства были приняты только в суде кассационной инстанции.

— Как известно, штрафы с артели всё-таки взыскали. Предприятию эти деньги вернули?

— Да, вернули.

— А как сложилась ситуация с изъятой рыбой? Ведь её уничтожили?

— Совершенно верно. Кстати, нам пришлось долго разбираться, какая же из структур должна вывозить и уничтожать рыбу. Все кивали друг на друга. В итоге горбушу всё же уничтожили. Но только за её хранение в течение без малого двух лет Рыболовецкая артель (колхоз) имени 50-летия Октября потратила более четырёх миллионов рублей. Эти деньги никто предприятию не компенсировал. Но самое главное даже не в этом. В течение длительного времени и предприятие, и люди находились под жёстким прессингом. Ведь административные и судебные разбирательства крайне неприятны для любого человека. И вот теперь все работники нашей организации признаны невиновными. Однако вряд ли кто-то ответит за те неприятности, через которые они прошли.

Александр МАТВЕЕВ

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров