В прошлом номере нашей газеты мы писали о том, как прошёл Нерюнгринский бизнес-форум. А сегодня мы продолжим эту тему. Тем более что она в той или иной степени, но соприкасается и с БАМом, и с молодёжной политикой. Итак, на наши вопросы ответил заместитель директора Технического института — филиала СВФУ имени М.К. АММОСОВА Николай ГРИБ.
— Николай Николаевич, руководители, преподаватели, аспиранты и студенты вашего института приняли активное участие в подготовке и работе НБФ-2014. И это не удивительно, ведь именно ваш вуз не только занимается системной подготовкой кадров для промышленности Дальнего Востока, но ещё и ведёт планомерную научную и внедренческую деятельность. Поэтому первый вопрос будет таким: на ваш взгляд, форум выполнил свои задачи?
— О выполненных задачах можно будет говорить позже, когда проекты, озвученные на форуме, реально заработают. Вопрос в другом — НБФ-2014 стал хорошей ознакомительной площадкой для многих федеральных руководителей, которые смогли оценить, что происходит в промышленном секторе Южной Якутии, какие производственные направления здесь развиваются, какие проблемы испытывают участники рынка и какие варианты развития территории предлагаются властями, учёными и бизнесменами нашего региона.
Вот что для нас было самым важным — максимально открыто продемонстрировать весь промышленный потенциал территории вкупе с предложениями по эффективному использованию этого потенциала. Если исходить из этой позиции, то — да, НБФ-2014 свою задачу выполнил.
— Специалисты Технического института СВФУ имени М.К. АММОСОВА, во главе с директором этого вуза Сергеем ПАВЛОВЫМ, занимались непосредственной подготовкой тех мероприятий форума, на которых требовалось научное сопровождение. Что в этой связи потребовало от вас наиболее серьёзной подготовки?
— А мы серьёзно готовились ко всем мероприятиям, начиная от научно-практической конференции «Освоение прилегающих территорий в зоне железной дороги Беркакит—Томмот—Якутск» и заканчивая деловой игрой между нашими студентами и предпринимателями. Всё это было для нас крайне важным и актуальным.
— Николай Николаевич, в этом году исполняется 40 лет БАМу. Какое значение для региона, на ваш взгляд, имеет железная дорога Беркакит—Томмот—Якутск?
— Ну, коль скоро вы вспомнили о БАМе, то хотелось бы отметить — и для Южной Якутии, и конкретно для нашего Нерюнгринского района эта магистраль также имеет колоссальное значение. Сами по себе месторождения полезных ископаемых никому не нужны. Для их разработки необходима, в первую очередь, устойчивая транспортная инфраструктура. Поэтому когда мы говорим об инвестиционной привлекательности территории, то здесь огромную роль играет как раз БАМ.
Что же касается железной дороги Беркакит—Томмот—Якутск, то это не только способ доставки товаров в центральную часть Якутии, но в первую очередь основа для эффективного освоения месторождений угля, золота, железной руды и так далее. Вот поэтому коллективу нашего института, во главе с Сергеем Степановичем ПАВЛОВЫМ, было вдвойне интересно заниматься системной подготовкой научно-практической конференции «Освоение прилегающих территорий в зоне железной дороги Беркакит—Томмот—Якутск». Тут нами был проведён целый комплекс работ и исследований, которые, надеюсь, ещё сыграют свою роль в самом недалёком будущем.
— Наша газета не раз публиковала мнения руководителей крупных промышленных компаний, которые говорят – если ещё 5–6 лет назад в ключевых отраслях Дальнего Востока ощущалась нехватка квалифицированных специалистов, то теперь не хватает тех, кто умеет держать в руках лопату. Вы согласны с такой оценкой ситуации?
— Я бы не стал драматизировать ситуацию. На самом деле, кадры есть, их нужно лишь мотивировать нормальными зарплатами и наличием социальной среды.
— С зарплатами всё понятно. А что вы имеете в виду, когда говорите о социальной среде?
— Я вам конкретный пример приведу. Наш вуз готовит горных инженеров по специальности «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых». Сами понимаете, профессия для Дальнего Востока весьма востребованная. В результате, получив эту квалификацию, группа наших ребят поехала на работу в Томпонский район Якутии, на шахту Джебарики-Хая. Месяца через три большая часть этих молодых людей вернулась обратно.
Разумеется, мы их собрали и спросили: что не устроило? А они отвечают: зарплату платили более или менее достойную, и пахать до седьмого пота мы не боимся, но вот после работы заняться нам было нечем. Там ни кафе нормального нет, ни ДК, ни спортивных объектов.
Можно, конечно, осудить этих парней, мол, они работать поехали, а не развлекаться. Но я бы не стал этого делать. Во-первых, мы всё-таки в XXI веке живём, и запросы молодежи на цивилизованный досуг вполне уместны, а во-вторых, в Нерюнгри они привыкли жить, по меньшей мере, качественно. У нас город небольшой, но если вы заметили, в нём есть вся социальная инфраструктура, от замечательного дворца культуры и досуга до хороших ресторанов, от современных спортивных центров до клубов по интересам. Поэтому социальный фактор здесь имеет огромное значение.
Что же касается зарплат, то в этом плане также есть свои нюансы. Ни для кого не секрет, что в той же Москве специалисты весьма средней руки получают гораздо больше, нежели высококвалифицированные работники у нас в Якутии. И это явный перекос. Если мы хотим удержать молодых людей на Дальнем Востоке, то должны создавать для этого все условия. А это, в первую очередь, достойный зарплаты, качественная социальная инфраструктура и доступное жильё.
— Но коль скоро мы говорим о зарплатах, то ведь именно ваш институт и занимается подготовкой достаточно востребованных, а значит, и высокооплачиваемых специалистов?
— Это так и есть. Наши выпускники, и горняки особенно, востребованы в разных промышленных предприятиях. В той же компании «Якутуголь» половина квалифицированных сотрудников имеют наши дипломы. Хватает наших выпускников и в «Колмаре», и на малых угольных разрезах, и в других структурах.
Также могу сказать, что ребята, окончившие наш институт, трудятся не только в Нерюнгринском районе, но и во всех регионах Дальнего Востока, в Забайкалье, в Сибири… Перечень тут большой. И могу сказать без ложной скромности, мы ни разу не слышали о своих бывших студентах ни одного плохого слова, которое бы исходило от их нынешних работодателей. Поскольку весь образовательный процесс в нашем вузе не только соответствует необходимым стандартам, он ещё и чётко завязан на реальный производственный сектор.
Молодые люди не понаслышке знают, что такое разработка полезных ископаемых. Это, в определённой степени, наша особенность, ведь в Нерюнгринском районе уже сложились целые трудовые династии. И уже к окончанию школы многие выпускники знают, куда они пойдут учиться. По принципу — мой дед работал на угольных разрезах, мой отец трудился там же, и я пойду по их стопам.
— Подготовка каких специалистов является приоритетной для института?
— В первую очередь это горняки, маркшейдеры и энергетики.
— А у нас что, столько энергокомпаний, чтобы готовить для них специалистов в приоритетном порядке?
— Не забывайте, что на любом крупном и даже среднем предприятии есть свои энергетики. Так что профессия востребована, и мы этот аспект учитываем.
— Ваш институт ведёт ещё и большую научную деятельность. Это приносит отдачу?
— Конечно, ведь наши специалисты занимаются не только образовательной, но и научно-исследовательской деятельностью, и не только фундаментальными исследованиями, но и прикладными. Выполняется НИР для предприятий региона в областях: инженерно-геологических изысканий, сейсмического микрорайонирования, геофизические исследования, оценка качества строительных материалов, энергоснабжения и энергосбережения и т. д. К выполнению НИР привлекаются и студенты, которые по полученным результатам защищают выпускные квалификационные работы, готовят научные статьи и доклады, с которыми участвуют в работе конференций разного уровня. Мы всячески поддерживаем тех, кто ведёт эту работу в наших лабораториях.
Также могу отметить, что большую роль для нашего института играет Всероссийская научная конференция молодых учёных, аспирантов и студентов, которая проходит на нашей базе вот уже пятнадцатый год. Это весьма статусное и значимое для нашего региона мероприятие.
— На НБФ-2014 возникали довольно жаркие дискуссии о путях развития территории. И было заметно, что руководство Якутии во главе с Егором БОРИСОВЫМ поддерживает законопроект, подготовленный группой вице-спикера Совета Федерации РФ, экс-президента Вячеслава ШТЫРОВА. Что вы думаете по этому поводу?
— Я полностью согласен с тем, что для развития такого сложного региона, как Дальний Восток, требуется принимать не какие-то разрозненные нормативные акты, а именно комплексный федеральный закон, который учитывает все особенности территории. Это позволит развивать ДФО не только сегодня, но и в самой долгосрочной перспективе.
Беседовал Александр МАТВЕЕВ