«Наш регион — Дальний Восток»,  № 04 (92), апрель 2014
Есть проблема

Есть проблема 

«Деньги должны работать там, где они зарабатываются»

Сергей ВЫСОКИХ:

— Мне до сих пор непонятно, почему львиная доля налоговых поступлений уходит в федеральный и региональный бюджеты, а районам достаются крохи с барского стола в виде части НДФЛ и других, совсем незначительных платежей? Это ненормально. Деньги должны работать там, где они, собственно, и зарабатываются. Разумеется, необходимо регулярно пополнять казну нашей страны. Но когда практически все средства, включая НДС и НДПИ, уходят в Москву, возникает тот самый налоговый перекос. Поэтому необходимо менять налоговую систему и оставлять серьезную часть отчислений непосредственно в районах. По крайней мере, 40 процентов НДС и 30 процентов НДПИ. Вот тогда территории получат импульс для дальнейшего системного развития. 

В апреле в Нерюнгри состоится бизнес-форум, на котором речь пойдет о развитии Южной Якутии. И, конечно же, тут обязательно должен прозвучать такой момент — а каким образом та же металлургия или та же угледобывающая промышленность могут стимулировать бизнес районного значения? Причем стимулировать не в очередных бумажных программах, а реально? О том, как на фоне реализации мега-проектов может развиваться местный производственный сектор, нам рассказал глава Ленского района Республики Саха (Якутия) Сергей ВЫСОКИХ.

Сопоставимо с АЛРОСА

— Сергей Иннокентьевич, вы возглавляете район, на территории которого работают сразу несколько крупных игроков промышленного рынка. Это и «Сургутнефтегаз», и «Газпром», и АЛРОСА, и «Востокнефтепровод» (дочерняя компания «Транснефти»), и «Таас-Юрях Нефтегазодобыча» («дочка» «Роснефти»). Понятно, что всё это серьезно влияет на пополнение районной казны. По крайней мере, ваш бюджет (и это редкий случай для дальневосточных муниципальных образований) является профицитным. Но ведь у вас еще и местный бизнес вовлечен в общее промышленное развитие. В связи с этим вопрос: а сколько налогов ежегодно перечисляют такие районные предприятия в районную же казну? 
— По итогам прошлого года такие местные компании, относящиеся к субъектам малого и среднего бизнеса, перечислили в районный бюджет в общей сложности более 70 миллионов рублей. В основном это, как вы понимаете, НДФЛ. И могу сказать, для муниципальной казны это весьма серьезный показатель. Примерно столько же средств за тот же период перечислил в наш бюджет такой гигант, как АК АЛРОСА. Я имею в виду, конечно, перечисления средств от работы этой группы именно на ленской площадке. Вот и судите сами, насколько динамично развивается у нас малый и средний бизнес, в том числе и за счет реализации мега-проектов. 
— А каким образом ваши предприятия вовлечены в реализацию мега-проектов?
— Тут всё зависит, разумеется, от сферы деятельности каждого конкретного участника рынка. Ну вот давайте почти классический пример рассмотрим. При строительстве нефтепровода ВСТО, который проходит и через Ленский район, наши предприятия привлекались к рубке просек, отсыпке дорог, перевалке грузов и так далее. Эта же модель работает и при реализации других промышленных проектов, поскольку любые серьезные объекты сами по себе подразумевают и создание профильной инфраструктуры.
   Грубо говоря, есть нефтеперекачивающая станция — значит должны быть и подъездные пути к ней. Есть трубопровод — соответственно должны быть построены и вдольтрассовые дороги. Ну и далее всё в таком же духе. И кто именно станет заниматься развитием инфраструктуры — это самый главный для районных властей момент. Для нас важно, чтобы соответствующие подряды получали как раз местные предприятия дорожно-строительного комплекса. Почему — объяснять, я думаю, не стоит, ведь и так понятно, что это и отчисления в районный бюджет, и рабочие места для местных жителей, и вливания в социальную сферу. 

Жёсткий диалог

— Но ведь районным властям договориться с представителями крупных компаний федерального значения бывает непросто. Нередко происходит и так, что топ-менеджеры промышленных гигантов говорят руководителям районов примерно следующее: мы решаем задачи государственной значимости, мы платим большие налоги, мы обременены множеством других обязательств, поэтому все ваши проблемы для нас значения не имеют. Да и вообще, для строительства инфраструктурных объектов мы будем приглашать собственных, проверенных субподрядчиков. Вы с этим сталкивались?
— В свое время, да, сталкивались. Поэтому могу на своем опыте сказать — глава территории должен выстраивать с промышленниками системный и, в каких-то случаях, жесткий диалог. Тем более что на перечень доводов представителей крупного бизнеса о государственном значении проектов у нас всегда есть контраргументы. Вы говорите о задачах государственной значимости? Но на Дальнем Востоке нет более значимой государственной задачи, чем сохранение населения. Отток людей из нашего региона в другие субъекты Федерации, как известно, давно стал настоящей головной болью для всех нас. Ну, уедут отсюда последние жители, кто обслуживать-то будет ваши грандиозные объекты?
Так что, повторюсь еще раз, всё должно быть сбалансировано. Либо, если предприятие использует в своей работе полностью замкнутый цикл и привлекает собственных, не местных субподрядчиков, это должно быть оправдано другими плюсами для района.
   Например, деятельность компании «Сургутнефтегаз» как раз и подразумевает «замкнутый цикл», при котором наши предприятия практически на субподряд не привлекаются. Но, с другой стороны, именно «Сургутнефтегаз» является основным плательщиком в наш бюджет, чья доля в районной казне составляет порядка 40 процентов от общего объема отчислений. А во-вторых, эта структура трудоустроила несколько сотен наших земляков, большинство из которых прошло переобучение за счет предприятия, то есть люди приобрели востребованные на рынке профессии. Так что «замкнутый цикл» этой группы действительно оправдан множеством других преимуществ. 
   Что же касается остальных федеральных промышленных компаний, то они вообще без вопросов привлекают наши организации на свои субподряды. 
— Какие районные предприятия в большей степени ориентированы на работу в рамках мега-проектов?
— А их у нас довольно много, этих предприятий. Например, ООО «Козорис и К» строит дороги для «Востокнефтепровода», дочерней структуры АК «Транснефть». Еще одна наша компания — ООО «Наран» занимается перевалкой и транспортировкой грузов, а также отсыпкой площадок для «Таас Юрях Нефтегазодобыча», то есть для «дочки» «Роснефти», осваивающей Среднеботуобинское месторождение. А ЗАО «777» занимается строительством, в том числе и тех домов, в которых квартиры для своих сотрудников приобретает «Газпром». Это же предприятие, кстати, не только дома строит, но и, например, поликлинику и другие объекты. Однако оно, так или иначе, работает на промышленный сектор Дальнего Востока. Я вам сейчас лишь самые известные примеры привел, на самом деле таких предприятий, вовлеченных в реализацию мега-проектов, у нас довольно много.

Такая политика

 — Вы сказали о строительстве домов, в которых будут жить и сотрудники Газпрома. А разве сам Газпром не строит дома своими силами?
— Нет, насколько я знаю, политика Газпрома заключается как раз в приобретении готовых объектов. По крайней мере, мы сталкиваемся с такой позицией. И для нас это, конечно, выгодно. 
— А с АК АЛРОСА ваши предприятия взаимодействуют?
— Разумеется, а как иначе? АК АЛРОСА — это давний партнер для многих предприятий Ленского района.

На перспективу

— Это правда, что при выборе подрядчика мега-компании руководствуются довольно жесткими требованиями?
— Да, правда. И это, честное слово, хорошо. Прежде всего для нашего бизнеса. 
— Почему?
— Ну вот смотрите, допустим, в перечень требований к потенциальным субподрядчикам входит наличие той или иной современной техники. Соответственно руководитель местного предприятия, желающий работать на серьезном субподряде, будет вынужден эту технику купить. В кредит, по лизинговым схемам — не важно как, но он ее приобретет. Так мало того, что он субподряд получит, он ведь и на будущее себе задел обеспечит. Техника-то в любом случае у него останется. Соответственно повысится конкурентоспособность этой производственной структуры. Так что жесткие требования мега-компаний для нас — большой плюс. Мы ведь, в конце концов, живем в современном, технологичном мире. Значит, нужно соответствовать. 

Что всему голова?

— Но ведь реализация мега-проектов — это не только инфраструктура. Это, например, еще и продукты питания для рабочих на участках. Вовлечены ли в эту работу ваши сельхозпроизводители?
— А это для нас вообще один из приоритетов. И хочу, чтобы меня правильно поняли – мы, муниципальные руководители, просто обязаны использовать для развития своих территорий все имеющиеся возможности. Ну вот просто все. Кому-то из пришлых компаний гвозди нужны? Значит, будем побуждать свои предприятия поставлять им эти гвозди. Кто-то нуждается в перевозках? Соответственно, надо обеспечить заказами свои транспортные организации. Я немного утрирую сейчас, но мысль верная.
Что же касается сельхозпроизводителей, то вы сами понимаете, насколько сложно заниматься этим бизнесом в северных регионах. По сути, АПК является проблемным даже в европейской части страны, а уж на Севере это особый случай. Тут проблемы даже не удваиваются, а увеличиваются в разы. Жесткий климат, отсутствие современной транспортной инфраструктуры, отсутствие серьезных рынков сбыта, дороговизна ГСМ и так далее и тому подобное. Поэтому нужно хвататься за любую возможность, чтобы поддержать своих сельчан и своих пищевиков. И в этой связи мега-проекты предоставляют нам большие возможности. 
— Какую именно продукцию вы поставляете на участки промышленников?
— Да самую разную. Мясо, овощи, хлебобулочная продукция… Перечень тут большой. Или возьмем в качестве примера наш молокозавод. Большая часть продукции этого предприятия поставляется как раз промышленникам. И опять-таки мы возвращаемся к теме требований мега-компаний. Серьезные предприятия предъявляют особые претензии к качеству продукции. Соответственно наши сельчане к этим требованиям, так или иначе, но приспосабливается. А это выгодно всем, ведь сельхозпродукция поступает в наши же магазины. Значит, люди получают возможность покупать вкусную и здоровую пищу. Вот она, выгода для всех. 

О выгоде

— Серей Иннокентьевич, в прошлом номере нашей газеты руководители Института проблем нефти и газа Сибирского отделения РАН высказали мнение о том, что нецелесообразно продавать газ с Чаяндинского месторождения до тех пор, пока из этого сырья не извлечен гелий. И что лучшие условия для хранения гелия есть как раз в Ленском районе. Вы в курсе такой постановки вопроса?
— А как же, конечно, в курсе. Другое дело, что эта ситуация, насколько я знаю, уже прорабатывается менеджментом Газпрома. На сегодняшний день с отделением гелия от газа проблем нет. Проблема заключается в транспортировке гелия и в ситуации на мировых рынках. Поэтому оптимальный вариант решения задачи — построить хранилище и складировать там гелий до лучших времен. 
— До каких?
— До тех пор, пока вывозить гелий станет возможно и выгодно. 
— А вот если говорить о вашей выгоде, то есть о выгоде непосредственно Ленского района, то можно ли сказать, что масштабная газификация уже принесла свои плоды именно у вас? Я не случайно задаю этот вопрос, поскольку нередко бывает так — есть в районе газоконденсатное месторождение, но вот все ресурсы идут «по трубе» на внешний рынок. И от этого району, что называется, ни жарко ни холодно. У вас же, насколько я понимаю, дело обстоит иначе. 
— Да я уже не раз говорил о наших программах по газификации района. И они, эти программы, не сворачиваются. Мы будем продолжать их реализацию и со временем распространять на всю территорию района. 
— Это реально?
— Вполне! Есть газ, значит, этим газом должно пользоваться все население. Другое дело, что сделать это сиюминутно невозможно ни технически, ни технологически. Но, в любом случае, это вопрос не отдаленной, а ближайшей перспективы. 

Проблем хватает

— Складывается впечатление, что у вашего района вообще нет никаких проблем. Но ведь это не так?
— Жизни без проблем вообще не бывает. Что же касается нас, то наша основная проблема типична для всех отдаленных территорий России. Это, с одной стороны, неразвитая транспортная инфраструктура, а с другой — перекошенная налоговая система. О дорогах говорить не стану, это вечная тема. А вот о налогах скажу в очередной раз. Мне до сих пор непонятно, почему львиная доля поступлений уходит в федеральный и региональный бюджеты, а районам достаются крохи с барского стола? Это ненормально. Деньги должны работать там, где они, собственно, и зарабатываются.
   Разумеется, необходимо регулярно пополнять казну нашей страны. Но когда практически все средства, включая НДС и НДПИ, уходят в Москву, возникает тот самый налоговый перекос. Поэтому необходимо менять налоговую систему и оставлять серьезную часть отчислений непосредственно в районах. Я имею в виду, по крайней мере, 40 процентов НДС и 30 процентов НДПИ. Вот тогда территории получат импульс для дальнейшего системного развития. Второй вопрос — льготы для малого и среднего бизнеса. Пока мы видим, что преференции получают такие гиганты, как Роснефть, Газпром, РЖД и так далее. Но мотивировать нужно дальневосточных производственников и в первую очередь малый и средний бизнес. 
— Если вернуться к теме вовлечения малого и среднего бизнеса в реализацию мега-проектов, то сколько людей получают возможность работать в этом направлении?
— Точная статистика здесь отсутствует. Ведь, как мы с вами и говорили, в эти проекты вовлечены и сервисные компании, и строительные организации, и транспортные структуры, и пищевые предприятия, и сельхозпроизводители, и другие участники местного рынка. Плюс члены их семей, и это не забывайте. Так что, скорее всего, большая часть жителей нашего района так или иначе, но участвует в этих проектах.
Но давайте уж будем рассматривать ситуацию в экономической плоскости — деньги делают деньги. Вот ньюсмейкеры вашей же газеты не раз говорили о том, что в экономике все процессы реально взаимосвязаны, важно придать этой цепочке системный характер как раз за счет вовлечения в процессы местного бизнеса. И я полностью разделяю эту позицию. Более того, неоднократно ее озвучивал на самых разных уровнях. 

Социальный фактор

— Вы имеете в виду непосредственно местный бизнес?
— Конечно, ведь если где-то добывается нефть, а костяк нефтяников состоит из местных жителей, то свою зарплату эти самые местные жители понесут в местные же магазины. А продавец этого местного магазина свое жалованье отнесет, в числе прочего, в местную парикмахерскую. А местный парикмахер пойдет в местное кафе. Ну и так далее и тому подобное. Вот и получается круговорот денег на территории отдельно взятого района, отдельно взятого города, отдельно взятого региона. Деньги делают деньги, иначе и не скажешь. И всё это способствует экономическому и социальному развитию конкретных территорий. 
— Кстати, о социальном развитии. Это правда, что в текущем году вы в районе сдаете еще один детский сад?
— Да, правда. У нас в этом году будет сдан детсад в Ленске на 75 мест. Помимо этого, мы сдаем и школу на 60 учеников в селе Натора. Плюс ко всему у нас сдан уже в этом году многофункциональный центр (МФЦ), где услуги населению будут оказываться по принципу «одного окна». И все эти объекты строились за счет средств районного бюджета. Как и многие другие, ведь вы наверняка знаете, что по объемам социального строительства мы занимаем на Дальнем Востоке серьезное место. 
— Вот вы построили здание МФЦ. Но это же региональный проект?
— Да, региональный, но строительство взял на себя район. Мы заинтересованы в том, чтобы наши люди получали услуги на самом современном уровне. Как в Якутске, Хабаровске, Москве и других крупных городах. Наш народ своим трудом заслужил жить в хороших, качественных условиях. Вот ради этого мы и работаем. Ради этого, по сути, я и избирался главой района. Иной цели здесь просто и быть не может. 
Беседовал Александр МАТВЕЕВ 
Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров

© ООО «Бизнес-медиа «Дальний Восток», 2013–2021.

Электронная версия печатного издания «Бизнес-газета «Наш регион — Дальний Восток»
Свидетельство о регистрации: ПИ № ФС77‒62577 от 31 июля 2015 года.
Все права защищены и охраняются законом. При полном или частичном использовании материалов
ссылка на Бизнес-газету «Наш регион — Дальний Восток» (https://biznes-gazeta.ru) обязательна.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.
Все замечания и пожелания присылайте на vzimakova@yandex.ru.
Офис редакции находится по адресу: г. Хабаровск, ул. Хабаровская, 15в, оф. 308.
Телефоны: (4212) 45‒03‒99, +7 924 216‒51‒75.
Настоящий ресурс содержит материалы 18+.
Читайте нас:
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru