Введение политических и экономических санкций и мер ограничительного характера в отношении Российской Федерации послужило причиной внесения изменений в некоторые нормативные акты Правительства РФ с целью стабилизации экономики России и поддержки бизнеса. Внесены изменения и в положения, регулирующие осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Мы продолжаем публиковать заочные консультации в рубрике «Юрист отвечает». Материал предоставлен ООО «Центр юридической защиты предпринимателя». Пояснения к новшествам законодательства даёт генеральный директор ЦЮЗП Елена Анатольевна КЕДЯ.
Так, Постановлением Правительства РФ от 21.03.2022 № 417 внесены изменения в Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённые Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 (далее — Правила ведения РНП).
Пунктом 15 Правил установлены основания для принятия органом контроля решения об отказе во включении информации о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (РНП), если на неисполнение им обязательств повлияли «санкционные» действия. То есть в случае, если поставщик (подрядчик, исполнитель) допустит существенные нарушения своих обязательств по государственному контракту, а заказчик в связи с этим в одностороннем порядке откажется от исполнения контракта, в отношении такого поставщика (подрядчика, исполнителя) не может быть принято решение о включении его в РНП, если им представлены информация и документы, подтверждающие, что надлежащее исполнение обязательств оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, к которым относятся также санкции и меры ограничительного характера.
В новой редакции абзаца третьего подпункта в) п. 15 Правил ведения РНП раскрывается понятие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств. К ним сейчас относится введение политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении РФ, граждан РФ или российских юридических лиц (далее — санкции), и (или) введение иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее — меры ограничительного характера).
Но к обстоятельствам непреодолимой силы не относится отказ поставщика от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении самого заказчика.
В числе мер, принимаемых для стабилизации экономики в сложившихся условиях, Правительством РФ установлен более лояльный по отношению к поставщикам (подрядчикам, исполнителям) порядок авансирования работ. Так, приостановлено действие норм, ограничивающих размеры авансов по госконтрактам в пределах 30% суммы договора (Постановление Правительства РФ от 09.12.2017 № 1496).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.03.2022 № 505 «О приостановлении действия отдельных положений некоторых актов Правительства РФ и установлении размеров авансовых платежей при заключении государственных (муниципальных) контрактов в 2022 году» (далее — Постановление Правительства РФ № 505) действие вышеназванных положений об ограничениях/запрете авансирования поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по государственным и муниципальным контрактам приостановлено до конца 2022 года.
Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ № 505, в 2022 году распорядители средств федерального бюджета предусматривают в заключаемых ими договорах (государственных контрактах) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) следующие условия авансирования: авансовые платежи в размере от 50 до 90% суммы государственного контракта по контрактам, подлежащим казначейскому сопровождению; авансовые платежи в размере до 50% суммы государственного контракта по контрактам, средства на финансовое обеспечение которых не подлежат казначейскому сопровождению.
В обоих случаях (как для контрактов, подлежащих казначейскому сопровождению, так и для контрактов, не подлежащих казначейскому сопровождению) установлено ограничение: авансовые платежи не должны превышать лимиты бюджетных обязательств, доведённых до получателей средств федерального бюджета на указанные цели на соответствующий финансовый год.
П. 4 Постановления Правительства РФ № 505 установлено, что получатели средств федерального бюджета вправе в соответствии с ч. 65.1 ст. 112 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» внести по соглашению сторон в заключённые до дня вступления в силу данного постановления государственные контракты изменения в части увеличения предусмотренных ими размеров авансовых платежей до размеров, определённых в соответствии с п. 2 постановления.
Высшим исполнительным органам государственной власти субъектов РФ (местным администрациям) рекомендовано принять меры, обеспечивающие включение в заключаемые получателями средств бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов) договоры (государственные (муниципальные) контракты) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), а также в ранее заключённые договоры (государственные (муниципальные) контракты) условий об авансовых платежах в размерах, аналогичных размерам, установленным в соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ № 505.
В числе мер, направленных на стабилизацию экономики, установление особого порядка списания начисленных поставщику сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением государственных контрактов.
Вот перечень нормативных актов, изменивших Постановление Правительства РФ от 04.07.2018 № 783 и предусмотревших возможность списать неустойки за 2021 (!) и 2022 годы при наличии следующих оснований:
а) если в 2021 и 2022 годах обязательства не были исполнены в полном объёме в связи с существенным увеличением цен на строительные ресурсы, повлекшие невозможность исполнения контракта поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (в редакции Постановления Правительства РФ от 23.03.2022 № 439);
б) обязательства не были исполнены предпринимателем в полном объёме по причине возникновения при исполнении контракта не зависящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения без изменения условий в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении РФ, граждан РФ или российских юридических лиц, и (или) с введением иных мер ограничительного характера.
Описанные выше изменения в законодательство — только часть стабилизационных мер, предпринимаемых государством в период введения санкций.
Нововведения коснулись также вопросов смягчения административной нагрузки, предоставления льгот при кредитовании бизнеса и многих других сторон ведения бизнеса в 2022 году.
Пояснения к новшествам законодательства дает наш постоянный консультант, генеральный директор ЗАО «Центр юридической защиты предпринимателей» Елена Анатольевна КЕДЯ
© ООО «Бизнес-медиа «Дальний Восток», 2013–2021.