Споры, связанные с расчётами в рамках договора лизинга, являются достаточно частым явлением в отношениях между контрагентами сделки. В гражданском законодательстве РФ традиционно заложен подход, в котором договор лизинга рассматривается в качестве разновидности договора аренды.
Между тем подобный подход к квалификации лизинговых отношений не позволяет в полной мере объяснить особенности правового регулирования данных правоотношений. В 2014 году Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ принял постановление № 17, касающееся проблем правового регулирования договора выкупного лизинга. В нём было указано на то, что имущественный интерес лизингодателя заключается в размещении и последующем возврате с прибылью денежных средств, а имущественный интерес лизингополучателя — в приобретении предмета лизинга в собственность за счёт средств, предоставленных лизингодателем, и при его содействии. Приобретение лизингодателем права собственности на предмет лизинга служит для него обеспечением обязательств лизингополучателя по уплате установленных договором платежей, а также гарантией возврата вложенного. По смыслу ст. 329 ГК РФ упомянутое обеспечение прекращается при внесении лизингополучателем всех договорных платежей, в том числе в случаях, когда лизингодатель находится в процессе банкротства либо уклоняется от оформления передаточного акта, договора купли-продажи и прочих документов.
Из этого разъяснения следует иной подход к квалификации договора лизинга как некой форме кредитования (финансирования). На кредитном подходе к выкупному лизингу основаны и последствия его расторжения: стороны должны определить сумму предоставлений, сделанных лизингополучателем, вычислить срок лизинга и плату за предоставление финансирования и определить остаток задолженности лизингополучателя. При этом если полученные лизингодателем от лизингополучателя платежи (за исключением авансового) в совокупности со стоимостью возвращённого ему предмета лизинга меньше доказанной лизингодателем суммы предоставленного лизингополучателю финансирования, платы за названное финансирование за время до фактического возврата этого финансирования, а также убытков лизингодателя и иных санкций, установленных законом или договором, лизингодатель вправе взыскать с лизингополучателя соответствующую разницу. В случае же превышения внесённых лизингополучателем платежей доказанной лизингодателем суммы лизингополучатель вправе взыскать с лизингодателя соответствующую разницу.
В основе данного подхода к определению сальдо встречных представлений сторон лежат две основные идеи, не допускающие извлечение имущественной выгоды из противоправного или недобросовестного поведения. Первая: расторжение договора выкупного лизинга, в том числе по причине допущенной лизингополучателем просрочки уплаты лизинговых платежей, не должно влечь за собой получение лизингодателем таких благ, которые поставили бы его в лучшее имущественное положение, чем то, в котором он находился бы при выполнении лизингополучателем договора в соответствии с его условиями. Вторая: расторжение договора выкупного лизинга по причине допущенной лизингополучателем просрочки в оплате не должно приводить к освобождению лизингополучателя от обязанности по возврату финансирования, полученного от лизингодателя, внесения платы за финансирование и возмещения причиненных лизингодателю убытков (ст. 15 ГК РФ), а также иных предусмотренных законом или договором санкций.
Каким же образом рассчитывается сальдо взаимных представлений, определяющее итоговую обязанность лизингополучателя или лизингодателя при расторжении договора выкупного лизинга и возврате его предмета лизингополучателю? Во-первых, должен быть определён размер предоставленного лизингодателем финансирования. Он определяется как закупочная цена предмета лизинга (за вычетом авансового платежа лизингополучателя) в совокупности с расходами по его доставке, ремонту, передаче лизингополучателю и т.п. К этому прибавляется плата за предоставленное лизингополучателю финансирование, которая определяется в процентах годовых на размер финансирования. Если соответствующая процентная ставка не предусмотрена договором лизинга, она устанавливается судом расчётным путем на основе разницы между размером всех платежей по договору лизинга (за исключением авансового) и размером финансирования, а также срока договора.
Во-вторых, определяются общий размер полученных лизингодателем от лизингополучателя платежей (за исключением авансового) и стоимость возвращённого лизингодателю предмета лизинга. Стоимость возвращённого предмета лизинга определяется по его состоянию на момент перехода к лизингодателю риска случайной гибели или случайной порчи предмета лизинга исходя из суммы, вырученной лизингодателем от продажи предмета лизинга в разумный срок после получения предмета лизинга, или в срок, предусмотренный соглашением лизингодателя и лизингополучателя, либо на основании отчёта оценщика. Совокупный размер полученных лизингодателем от лизингополучателя платежей (за исключением авансового) и стоимости возвращённого лизингодателю предмета лизинга является представлением, полученным лизингодателем от лизингополучателя.
Соответственно, сальдо встречных представлений определяется как разница между совокупным размером финансирования, предоставленного лизингодателем лизингополучателю, и платой за предоставленное лизингополучателю финансирование, с одной стороны, и представления, полученного лизингодателем от лизингополучателя. При положительном сальдо завершающую обязанность несёт лизингополучатель, который должен уплатить соответствующую денежную сумму лизингодателю. В противоположной ситуации (при отрицательном сальдо) такую обязанность несёт лизингодатель, который обязан вернуть лизингополучателю излишне оплаченное как неосновательное обогащение (ст. 1102 ГК РФ).
Иной порядок определения завершающей обязанности при расторжении договора выкупного лизинга в силу принципа свободы договора может быть определён соглашением сторон при расторжении данного договора.
Пояснения к новшествам законодательства дает наш постоянный консультант, генеральный директор ЗАО «Центр юридической защиты предпринимателей» Елена Анатольевна КЕДЯ
© ООО «Бизнес-медиа «Дальний Восток», 2013–2021.