«Наш регион — Дальний Восток»,  № 12 (100), декабрь 2014
Правовое поле

Правовое поле 

Пришёл на собрание? Распишись в протоколе!

Вступившие в законную силу 1 сентября 2014 года изменения в Гражданский кодекс РФ породили множество вопросов в правоприменительной практике. Игнорирование новой законодательной инициативы может поставить под сомнение легитимность решений, принятых на общих собраниях участников, и повредить нормальной работе компании.

   Законодателем было введено новое деление хозяйственных обществ на публичные и непубличные (ст. 66.3 Гражданского кодекса РФ).
   Так публичными теперь признаются акционерные общества, чьи акции или ценные бумаги, конвертируемые в акции общества, публично размещаются путём открытой подписки или обращаются публично. Остальные акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью являются непубличными. В связи с этим исчезли такие организационно-правовые формы, как общество с дополнительной ответственностью и закрытое акционерное общество. 
   Таким образом, в настоящий момент хозяйственные общества делятся на акционерные общества (публичные, непубличные) и общества с ограниченной ответственностью.
Изменению подлежала не только классификация хозяйственных обществ, но и привычная всем концепция внутрикорпоративного управления.
   Корпоративные процедуры, связанные с принятием решений обществами, претерпели существенные изменения.
   При этом для непубличных обществ сформулированы более гибкие требования в отличие от публичных обществ.
Рассмотрим это утверждение с точки зрения одного из самых обсуждаемых нововведений.
Согласно п. 3 ст. 67.1 Гражданского кодекса РФ принятие общим собранием участников хозяйственного общества решения и состав участников общества, присутствовавших при его принятии, подтверждаются в отношении:
1) публичного акционерного общества лицом, осуществляющим ведение реестра акционеров такого общества и выполняющим функции счётной комиссии (п. 4 ст. 97 Гражданского кодекса РФ);
2) непубличного акционерного общества путём нотариального удостоверения или удостоверения лицом, осуществляющим ведение реестра акционеров такого общества и выполняющим функции счётной комиссии;
3) общества с ограниченной ответственностью путём нотариального удостоверения, если иной способ (подписание протокола всеми участниками или частью участников; с использованием технических средств, позволяющих достоверно установить факт принятия решения; иным способом, не противоречащим закону) не предусмотрен уставом такого общества либо решением общего собрания участников общества, принятым участниками общества единогласно.
Многие предприниматели и по сей день испытывают смешанные чувства по поводу установления особого порядка подтверждения принятия общим собранием участников хозяйственных обществ решений и состава участников общества, присутствовавших при его принятии.
Законодатель не оставил акционерным обществам (публичным, непубличным) каких-либо альтернатив. В то время как для обществ с ограниченной ответственностью было оставлено пространство для манёвров.
Каждое общество вольно само выбрать, как именно подтверждать принятие решений общим собранием. При этом сложность реализации каждого из них зависит от целого ряда критериев: количество участников общества, наличие корпоративных конфликтов, возможность привлечения дополнительных денежных средств для проведения общих собраний, фактическая возможность привлечь нотариуса и т. д.
Нотариальное удостоверение является основным из трёх, предусмотренных законом, способов подтверждения состава участников общества и принятия соответствующих решений в ООО. Это означает, что если иной способ заверения не предусмотрен уставом общества или единогласно не одобрен участниками общего собрания, то к участию в общем собрании в обязательном порядке должен быть привлечён нотариус.
   Привлечение нотариуса усложнит процедуру проведения общего собрания, а также, безусловно, повлечёт дополнительные издержки по его сопровождению. Однако в данном случае фактически исключается 
возможность последующего оспаривания протокола по мотивам несоблюдения порядка подтверждения принятия общим собранием участников хозяйственных обществ решений и состава участников общества.
Если же общество решит обойтись без привлечения нотариуса, нужно будет соблюсти ряд формальностей и оценить возможные риски.
   Во-первых, для того чтобы утвердить иной порядок подтверждения (без привлечения нотариуса), необходимо, чтобы все участники общества единогласно проголосовали за принятие такого решения. Для обществ с количеством участников пять и более - это само по себе может стать непростой задачей.
   Во-вторых, законодатель довольно пространно высказался о так называемых «иных законных способах подтверждения». 
   Безусловно, протокол, подписанный всеми участниками общества, является доказательством принятия конкретных решений, а также состава участников, присутствующих при проведении общего собрания (если это предусмотрено уставом, единогласным решением участников).
   Однако если количество участников значительно, либо участники общества находятся в состоянии корпоративного конфликта, рассчитывать на то, что все подпишут протокол, особенно в том случае, если участник голосовал против принятия тех или иных решений, не приходится. 
При этом спорной выглядит формулировка о возможности подписания протокола только председателем и секретарём (как частью участников).
   Достаточно ли будет закрепить в уставе или решении общего собрания положение о том, что протокол подписывается только председателем и секретарём общего собрания? И если да, то чем эта система фактически будет отличаться от прежней? 
   Также сложно прогнозировать, как данная формулировка будет трактоваться арбитражными судами. 
   Даже до изменений 1 сентября 2014 года, т. е. при полном отсутствии нормативной регламентации по оформлению результатов общего собрания ООО, суды часто требовали более весомых доказательств присутствия участников на общем собрании и их голосования определённым образом, чем протокол, подписанный председателем и секретарём общего собрания.
Суды исходили из того, что волеизъявление участника на участие в собрании должно быть зафиксировано его подписью либо в листе регистрации (журнале), либо во вводной части протокола собрания. В противном случае факт его участия в собрании мог быть признан недоказанным.
   Поэтому если участник не признавал своё участие в общем собрании, а у общества не было объективных доказательств уведомления участника о проведении собрания, данных о его регистрации для участия в собрании, либо подписанных бюллетеней для голосования, то с большой долей вероятности такое решение признавалось недействительным.
Нет никаких предпосылок для того, чтобы говорить о возможности изменения этого устоявшегося подхода. Ведь арбитражные суды при рассмотрении корпоративных споров не могут просто отмахнуться от защиты пострадавшей стороны.
Вот почему так важно соблюсти баланс интересов общества и его участников при утверждении собственного порядка подтверждения принятия общим собранием участников общества решений и состава участников общества, присутствовавших при его принятии. При этом необходимо свести к минимуму возможность недобросовестных участников воспользоваться законодательными изменениями для дестабилизации работы общества.

    Так, например, можно определить единогласным решением или внести в устав общества правило о том, что участники в обязательном порядке заполняют бюллетени для голосования по каждому вопросу повестки дня, а протокол подписывается председателем, секретарём и лицом, осуществляющим подсчёт голосов. Или предусмотреть, что участники подтверждают своей подписью в протоколе только те вопросы, за которые они голосовали положительно. Или что все участники, принимавшие участие в общем собрании общества, обязаны подписать протокол общего собрания.
    Также обязательно, как и прежде, нужно помнить о необходимости соблюдения порядка созыва общего собрания (ст. 36 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»), а также порядка регистрации прибывших участников общества перед открытием общего собрания участников общества (п. 2 ст. 37 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).
Это позволит в дальнейшем достоверно установить те вопросы, за которые проголосовал тот или иной участник и исключить возможность оспаривания фактического состава участников, присутствующих на общем собрании, и формулировок, принятых на общем собрании решениях. В интересах самих предпринимателей как можно оперативнее определиться со способом подтверждения  принятых общим собранием участников решений и состава участников общества, присутствовавших при его принятии.

Последние темы раздела 

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

Пояснения к новшествам законодательства дает наш постоянный консультант, генеральный директор ЗАО «Центр юридической защиты предпринимателей» Елена Анатольевна КЕДЯ

Фотогалерея

 
Новости партнеров

© ООО «Бизнес-медиа «Дальний Восток», 2013–2021.

Электронная версия печатного издания «Бизнес-газета «Наш регион — Дальний Восток»
Свидетельство о регистрации: ПИ № ФС77‒62577 от 31 июля 2015 года.
Все права защищены и охраняются законом. При полном или частичном использовании материалов
ссылка на Бизнес-газету «Наш регион — Дальний Восток» (https://biznes-gazeta.ru) обязательна.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.
Все замечания и пожелания присылайте на vzimakova@yandex.ru.
Офис редакции находится по адресу: г. Хабаровск, ул. Хабаровская, 15в, оф. 308.
Телефоны: (4212) 45‒03‒99, +7 924 216‒51‒75.
Настоящий ресурс содержит материалы 18+.
Читайте нас:
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru