О правах участников хозяйственных обществ на получение информации
В предыдущих статьях мы неоднократно обращались к вопросам защиты корпоративных прав участников хозяйственных обществ. Практическая деятельность наших юристов, а также анализ судебной практики свидетельствуют о всё возрастающей актуальности данных вопросов, усложнении рассматриваемых судами дел, связанных с разрешением корпоративных споров, а также неоднозначности применения и толкования норм корпоративного права в практической деятельности.
Одним из актуальных вопросов, как свидетельствует судебная практика, является вопрос о праве участников хозяйственных обществом на получение информации о его деятельности. Данное право непосредственно закреплено в ст. 67 ГК РФ, а также в ст. 50 Федерального закона РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и ст. 90 Федерального закона РФ «Об акционерных обществах».
Согласно указанным законоположениям участники хозяйственных обществ имеют право на ознакомление с документами данных обществ и получение копий этих документов. Данное право участников хозяйственных обществ непосредственно корреспондирует их праву на участие в управлении обществом, поскольку обладание участником общества полной и объективной информацией о деятельности общества, его финансовом и имущественном положении является залогом принятия правильных управленческих решений.
При реализации своего права на получение информации участники хозяйственных обществ не обязаны раскрывать цели и мотивы, которыми они руководствуются, требуя предоставления информации об обществе, а также иным образом обосновывать наличие интереса в получении соответствующей информации, за исключением случаев, вытекающих из закона.
Согласно положений Федерального закона РФ «Об акционерных обществах» доступ к ознакомлению с документами акционерного общества должен быть обеспечен в течение семи дней с даты предъявления акционером соответствующих требований, а положения Федерального закона РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью» предусматривают более сокращенный срок — три дня с даты направления такого требования.
Необходимо также учитывать, что ст. 91 Федерального закона РФ «Об акционерных обществах» устанавливает правило, согласно которому к документам бухгалтерского учета и протоколам заседаний коллегиального исполнительного органа имеют право доступа акционеры (акционер), имеющие в совокупности не менее 25 процентов голосующих акций общества. Аналогичного ограничения Федеральный закон РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью» не содержит, а следовательно, к документам бухгалтерского учета общества с ограниченной ответственностью имеют право доступа все участники общества независимо от размера принадлежащих им долей в уставном капитале данного общества.
В силу п. 1 ст. 1 Федерального закона РФ «О бухгалтерском учете» бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. В частности, к документам бухгалтерского учета относятся первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета.
Однако нужно учитывать, что ограничения на предоставление акционерам документов бухгалтерского учета, установленные Законом об акционерных обществах, не распространяются на предоставление документов бухгалтерской отчетности.
Как следует из содержания п. 2 ст. 13 Федерального закона РФ «О бухгалтерском учете», бухгалтерская отчетность хозяйственных обществ состоит из бухгалтерского баланса; отчета о прибылях и убытках; приложений к ним, предусмотренных нормативными актами; аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту или обязательной ревизии; пояснительной записки.
К документам бухгалтерской отчетности акционерного общества имею доступ все акционеры общества не зависимо от количества принадлежащих им акций, размещенных обществом.
Ведение обществом бухгалтерского учета с использованием специализированных компьютерных программ не освобождает его от обязанности обеспечить доступ участников к информации, содержащейся в компьютерных файлах, а также скопировать по требованию участника эту информацию на электронный носитель информации и (или) перенести эту информацию на бумажный носитель с целью предоставления участнику. При этом скопированная на электронный носитель информация должна быть представлена в общераспространенном формате текстового компьютерного файла, а не в формате специализированных бухгалтерских программ.
Долгое время являлся спорным вопрос о праве участников хозяйственных обществ требовать ознакомления с гражданско-правовыми договорами, заключенными обществом. Данные документы не являются документами бухгалтерского учета, а соответственно на них не распространяются положения ст. 91 Федерального закона РФ «Об акционерных обществах» и абз. 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью», предусматривающих право участников общества требовать предоставления доступа к документам бухгалтерского учета.
Президиум Высшего арбитражного суда РФ в письме № 144 от 18 января 2011 года решил этот вопрос, указав, что поскольку Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения (утвержденным Приказом Минкультуры России от 25 августа 2010 года № 558), общество обязано хранить гражданско-правовые договоры, следовательно, данные документы также должны предоставляться по требованию участников хозяйственных обществ.
С этим разъяснением Президиума Высшего арбитражного суда РФ в письме № 144 от 18 января 2011 года связана интересная правовая коллизия, поскольку, как следует из изложенного, Высший арбитражный суд РФ признал наличие обязанности по предоставлению участникам общества гражданско-правовых договоров, сославшись на Приказ Минкультуры России от 25 августа 2010 года № 558, а решением того же суда от 6 сентября 2011 года № 7889/11 указанный приказ признан не вступившим в силу и не подлежащим применению в полном объеме с момента его издания.
Между тем правовая позиция высшей судебной инстанции относительно предоставления участникам хозяйственных обществ гражданско-правовых договоров сформулирована и должна учитываться в практической деятельности, в том числе в правоприменительной деятельности судов при разрешении конкретных корпоративных споров.
Пояснения к новшествам законодательства дает наш постоянный консультант, генеральный директор ЗАО «Центр юридической защиты предпринимателей» Елена Анатольевна КЕДЯ
© ООО «Бизнес-медиа «Дальний Восток», 2013–2021.