«Наш регион — Дальний Восток»,  № 02–03 (144), март 2019
Правовое поле

Правовое поле 

Может ли рыбоперерабатываю­щий завод быть мобильным?

Этот вопрос в последнее время становится всё более актуальным для всех участников рынка рыбодобычи и рыбопереработки. Он непосредственно связан с проблемами правового регулирования деятельности отрасли.

Статьёй 33.3 закона о рыболовстве предусмотрено, что договор о предоставлении рыбопромыслового участка заключается по результатам конкурса на право заключения такого договора.

В отношении промышленного рыболовства правила проведения такого конкурса установлены Постановлением Правительства РФ № 264 от 14 апреля 2008 года, в которые в последующем неоднократно вносились изменения.

Несмотря на более чем десятилетнюю историю применения данных Правил, по-прежнему возникают вопросы, связанные с их толкованием. Так, в первоначальной редакции Правил было закреплено требование, согласно которому с заявкой на участие в конкурсе должны предоставляться документы, подтверждающие наличие у заявителя права собственности или аренды на береговые производственные объекты, позволяющие производить переработку водных биологических ресурсов, расположенные в границах одного муниципального образования субъекта РФ, на территории которого расположен или к территории которого прилегает рыбопромысловый участок (далее — рыбоперерабатывающий завод). Договор аренды в отношении завода должен быть заключен на весь срок действия договора (пп. «в» п. 28 Правил в редакции 2008 года).

В данном положении не содержалось конкретного указания на то, что данный завод должен являться объектом недвижимости, права на который должны быть установлены в надлежащем порядке.

Однако Верховный Суд РФ в определении от 7 сентября 2008 года разъяснил, что для проведения конкурса должны предоставляться документы о принадлежности участнику конкурса рыбоперерабатывающего завода, являющегося объектом недвижимости. По его выводу именно наличие рыбоперерабатывающего завода как объекта капстроительства, расположенного на берегу, стимулирует долгосрочное и гарантированное использование рыбопромысловых участков в целях осуществления промышленного рыболовства на территории конкретного муниципального образования и исключает возможность для участника конкурса использовать одни и те же производственные мощности для участия в конкурсах, проводимых в других муниципальных образованиях.

В 2012 году в Правила были внесены изменения, и пп. «в» п. 28 был дополнен указанием на то, что вместе с заявкой на участие в конкурсе должны предоставляться документы, подтверждающие наличие у заявителя права собственности или аренды на береговые производственные объекты, позволяющие производить переработку водных биологических ресурсов, расположенные в границах одного муниципального образования, на территории которого расположен или к территории которого прилегает рыбопромысловый участок, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество (ЕГРН). Если такие права зарегистрированы, то предоставляются только сведения о рыбоперерабатывающем заводе.

В настоящее время данная норма дополнена указанием на то, что если предметом конкурса является рыбопромысловый участок, расположенный в акватории внутренних вод РФ, за исключением внутренних морских вод РФ, перечисленные документы предоставляются в случае наличия у заявителя права собственности или аренды на рыбоперерабатывающий завод.

В связи с дополнением пп. «в» п. 28 Правил указанием на возможность предоставления документов, подтверждающих права на рыбоперерабатывающий завод, которые не зарегистрированы в ЕГРН, появилось мнение о том, что в качестве такового может рассматриваться не только объект недвижимости, но и иное сооружение, в частности модульный завод, не являющийся объектом капитального строительства.

Данный вопрос был предметом судебного рассмотрения в деле Арбитражного суда Чукотского автономного округа, в котором организатор конкурса (территориальное управление Росрыболовства) настаивал на возможности предоставления вместе с заявкой на участие в конкурсе документов о правах заявителя на модульный рыбоперерабатывающий завод, не являющийся объектом недвижимости.

Оценив доводы сторон, суды указали на то, что пп. «в» п. 28 Правил необходимо толковать в системной связи с иными положениями данных Правил, в частности с пп. «ж» п. 27, из которого следует, что под «рыбоперерабатывающим заводом» понимаются береговые производственные объекты, расположенные в границах одного муниципального образования, на территории которого расположен или к территории которого прилегает рыбопромысловый участок. В этой связи существенным признаком «рыбоперерабатывающего завода» для цели применения Правил является его расположение в границах определённого муниципального образования.

Также п. 50 Правил определён порядок оценки и сопоставления заявок. В соответствии с ним одним из критериев оценки участников является удалённость расположения рыбоперерабатывающего завода от ближайшей точки указанного в заявке рыбопромыслового участка. При отсутствии сведений о месте нахождения рыбоперерабатывающего завода оценить заявки невозможно.

В этой связи суды пришли к выводу о том, что возможно предоставление документов о принадлежности заявителю рыбообрабатывающего завода, не являющегося объектом недвижимости. Однако в этом случае в целях подтверждения факта наличия у заявителя права собственности именно на рыбоперерабатывающий завод последний в обязательном порядке должен представить также сведения о праве пользования земельным участком, на котором расположен данный завод (модульный цех), и находящимся в границах одного муниципального образования, на территории которого расположен или к территории которого прилегает рыбопромысловый участок.

Из данного толкования положений Правил также следует, что срок, на который участнику конкурса предоставлен земельный участок для размещения рыбоперерабатывающего завода, не являющегося объектом недвижимости, должен быть не менее срока, на который предоставляется выставленный на конкурс рыбопромысловый участок.

Подобный подход к толкованию положений Правил является спорным.

Как указал Верховный Суд РФ в ранее процитированном решении, основной идеей, заложенной Правительством РФ в пп. «в» п. 28 Правил, является долгосрочное развитие береговой переработки водных биоресурсов, добытых хозяйствующим субъектом на рыбопромысловых участках, расположенных на территории конкретного муниципального образования или прилегающих к нему.

Именно наличие у участника конкурса стационарного рыбоперерабатывающего завода, являющегося объектом недвижимости, позволяет рассчитывать на долгосрочное инвестирование им средств в развитие береговой переработки водных биоресурсов, обеспечение занятости местного населения, участие в развитии необходимой инфраструктуры.

Учёт в качестве рыбоперерабатывающих заводов некапитальных сооружений при проведении конкурса не отвечает этим целям, в том числе и при наличии у заявителя прав на земельный участок, на котором размещён соответствующий завод.

Также Верховный Суд РФ указал на то, что признание в качестве рыбоперерабатывающего завода только объекта недвижимости исключает возможность для участника конкурса использовать одни и те же производственные мощности для участия в конкурсах, проводимых в других муниципальных образованиях, а следовательно, получать для себя неконкурентные преимущества без инвестирования средств в развитие береговой переработки, в том числе в строительство завода. Толкование положений Правил, при котором рыбоперерабатывающим заводом признаётся нестационарный объект, исключает достижение данной цели.

Однако нам могут возразить: в пп. «в» п. 28 Правил указано на возможность предоставления документов на завод, права на которые не зарегистрированы в ЕГРН.

По нашему мнению, при изменении в 2015 году в пп. «в» п. 28 Правил Правительство РФ вкладывало иную идею: если права на рыбоперерабатывающий завод как объект недвижимости возникли до 1998 года и не подлежат обязательной регистрации, должны быть представлены документы, подтверждающие эти права. Если же данные права зарегистрированы, то документы о наличии таких прав представлять нет необходимости, достаточно сообщить сведения о данном объекте, а конкурсная комиссия должна самостоятельно получить сведения о наличии соответствующих прав из Росреестра в порядке межведомственного обмена информацией (пп. «в» п. 28 (1) Правил).

Последние темы раздела 

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

Пояснения к новшествам законодательства дает наш постоянный консультант, генеральный директор ЗАО «Центр юридической защиты предпринимателей» Елена Анатольевна КЕДЯ

 
Новости партнеров

© ООО «Бизнес-медиа «Дальний Восток», 2013–2021.

Электронная версия печатного издания «Бизнес-газета «Наш регион — Дальний Восток»
Свидетельство о регистрации: ПИ № ФС77‒62577 от 31 июля 2015 года.
Все права защищены и охраняются законом. При полном или частичном использовании материалов
ссылка на Бизнес-газету «Наш регион — Дальний Восток» (https://biznes-gazeta.ru) обязательна.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.
Все замечания и пожелания присылайте на vzimakova@yandex.ru.
Офис редакции находится по адресу: г. Хабаровск, ул. Хабаровская, 15в, оф. 308.
Телефоны: (4212) 45‒03‒99, +7 924 216‒51‒75.
Настоящий ресурс содержит материалы 18+.
Читайте нас:
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru