Фартовые проекты Колымы

Наши корреспонденты в очередной раз побывали в командировке на Колыме. Более того, на знаменитом теперь уже на всю страну «Золотом фестивале». Это было действительно интересно. Но в то же время это не главное, а главное заключалось во встречах с предствителями ключевых отраслей региональной экономики. Подробнее об этом — в нашем номере.

Мы можем смотреть в будущее спокойно, но для того, чтобы оно не стало печальным, надо много, очень много работать.

Основной проблемой холдинга является дефицит хороших специалистов. Настоящего профессионала на золотодобычу найти очень трудно, хотя это общая беда на Дальнем Востоке. А у нас, в Магаданской области, и климатические условия суровые, и качество жизни значительно ниже, чем на «материке». С начала перестройки произошёл значительный отток населения с Колымы, и, к сожалению, сегодня государство не предпринимает реальных усилий, чтобы выправить эту ситуацию. Прибавьте к этому неразбериху с законами, и станет понятно, что бизнес на Северо-Востоке России, в том числе и золотодобыча, живёт не благодаря, а вопреки созданным для него условиям.

Да, у нас есть учебный комбинат, где мы готовим и механизаторов, и других специалистов. Но вы представьте себе, что такое добыча золота в условиях Крайнего Севера. Молодёжь очень неохотно выбирает нашу профессию, всем хочется сидеть в тёплом офисе, вести размеренную жизнь. А у нас по полгода сезон, и хотя бытовые условия в наших посёлках отличные, но там нет атрибутов комфортной жизни, к которой стремятся молодые люди. В принципе, «закрепить» людей на Севере довольно просто — надо создать условия жизни, сопоставимые с теми, что существуют в центральной части страны, и обеспечить хорошие зарплаты.

    Понятие «хорошие» очень относительное. Мы бы и рады платить нашим работникам в разы больше, но это невозможно по чисто экономическим причинам. Прежде всего, бизнес в нашей стране работает отнюдь не в равных условиях. При кажущемся равенстве в требованиях к нему, невозможно говорить, что производственные затраты, допустим, в Магаданской области и в центральной части России одинаковы. Начать хотя бы с так называемых «северных льгот». Когда-то они были государственными, и все затраты на их реализацию несло это самое государство. А теперь государственные гарантии переложены на плечи бизнеса. Предприятие обязано выплачивать северную надбавку, оплачивать пролёт к месту отдыха и обратно, предоставлять удлинённые отпуска. Это большие расходы. Но мы понимаем, что наши люди это заслужили. А энерготарифы!

    Их снизили на 40 процентов. А год назад подняли на 30. К чему был этот кульбит? Ведь после прошлогоднего повышения энерготарифа себестоимость добычи металла на нашем предприятии увеличилась более чем на сто миллионов рублей. Такие…

развернуть ↓

«Значительную часть расходов по строительству дорог на Колыме должны взять на себя инвесторы»

Ни для кого не секрет, что российский Север отличается бездорожьем. Здесь, в некоторых районах, даже зимники считаются благом. А уж об асфальтовом покрытии и мечтать не приходится. Увы, такова отечественная реальность. Более того, государство нередко урезает средства на транспортную инфраструктуру. По принципу — денег нет. Что делать? Свое мнение нам озвучил губернатор Магаданской области Владимир ПЕЧЕНЫЙ:

— Я бы не сказал, что ситуация с дорогами у нас обстоит так уж катастрофично. Но проблемы, конечно, есть. Основная автотрасса в нашем регионе это, безусловно, «Колыма». На ее содержание, ремонт и реконструкцию выделяются средства из федерального бюджета. Однако их недостаточно, чтобы привести дорогу в порядок. Сейчас лето, разгар строительного сезона, мы пользуемся моментом, чтобы выполнить запланированные работы. Конечно, ведем их не только на федеральной трассе. Серьезных финансовых вложений требуют региональные и муниципальные дороги. Кроме того, у нас огромное количество мостов – больших и малых, большинство из них требует ремонта, но и здесь нас сдерживает недостаток средств. Если посмотреть, то и федеральных денег, и денег из областного бюджета выделяется много, но по состоянию наших дорог этого недостаточно. Но делаем, что можем. При этом не надо забывать – освоение многих месторождений в труднодоступных районах сдерживается как раз отсутствием транспортной инфраструктуры. И в этом случае значимую часть расходов, по моему мнению, должны взять на себя инвесторы, бизнес, который и планирует разрабатывать эти запасники полезных ископаемых. В каких-то случаях можно консолидировать усилия – дороги нужны всем. Но вообще это очень сложная проблема. Инвестор не идет по причине отсутствия инфраструктуры, а она не развивается из-за недостатка инвестиций. Поэтому, надо искать консенсус.

Сергей ТАТАРЕНКОВ   

 

Кому нужна золотая Колыма?

На III Восточном экономическом форуме Магаданская область представит несколько проектов. И чиновники будут в один голос говорить об улучшении инвестиционного климата, о необходимости наращивать социально-экономический потенциал, о современных требованиях к развитию инфраструктуры, о потенциальной привлекательности рекреационной сферы… Правильных слов будет сказано много. А толку? Начнём с того, что богатейшая территория России, с громадными запасами полезных ископаемых, испытывает множество серьёзных проблем. Особенно инфраструктурных, ведь даже федеральную трассу «Колыма» дорогой можно назвать лишь с натяжкой. Это скорее направление. И где они, деньги от добычи золота, от рыболовства, от использования других ресурсов Колымы? Ответ очевиден — современная налоговая политика России «уводит» львиную долю региональных средств в Москву, откуда впоследствии какие-то крохи достаются территориям. Так откуда взяться деньгам на реальную реконструкцию колымских дорог? Или на строительство линий электропередачи?

Вот ещё один вопрос, который в Магаданской области отличается редкостной перекошенностью. Электроэнергия на Колыме одна из самых дорогих в нашей стране. Даже после того, как грабительские тарифы были снижены, стоимость киловатта составляет четыре с половиной рубля. И это при избыточности энергомощностей, ведь помимо Колымской ГЭС здесь достраивается ещё и Среднеканская гидроэлектростанция. Казалось бы, при таком раскладе тарифы должны быть просто копеечными. Но копеечными они не станут. 

В первую очередь потому, что производить электроэнергию можно в любых объёмах, а как доставить её до потребителя, коль скоро ЛЭП в области катастрофически не хватает? До крупных золотодобывающих предприятий их ещё протягивают, а вот до населённых пунктов — увы. На это следует стандартное возражение — денег нет. Ну и зачем при таком раскладе нужна та же Среднеканская ГЭС? Чтобы когда-нибудь, лет этак через сто, протянуть энергомост на Чукотку? Этот проект, на мой взгляд, столь же «реален», как железная дорога Якутск — Магадан. Так может, стоит провести новые ЛЭП взамен изношенных?

Государству необходимо создавать достойные условия жизни людей на Севере. Это — главное. 

То же самое можно сказать и о бизнесе. Поддержка инвесторов, работающих на крупнейших рудных объектах, — это прекрасно. Но когда местные золотодобывающие предприятия до сих пор не могут решить проблемы с РЭПами (об этом мы писали не раз), что ставит под удар всю золотодобывающую отрасль Колымы, ни о каком развитии и речи быть не может. 

Всё перечисленное — лишь малая часть колымских бед. Так что приходится признать: российский Север не нужен никому.…

развернуть ↓

Также по теме 

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Связь без права передачи

Доступ к этому благу цивилизации требует определённых физических устройств — телекоммуникационного оборудования, проводов, которые провайдеры в целях обеспечения доступа абонентов к Интернету устанавливают… читать полностью >

 
Эра милосердия

Артём рисует космос

Артём учится во втором классе, так как пошёл в школу позднее своих сверстников. Но «пошёл» — не совсем правильное слово, к нему учителя ходят домой. И Артём, несмотря на то, что учится… читать полностью >

 
ДВ-Видение

© ООО «Бизнес-медиа «Дальний Восток», 2013–2017.

Официальный сайт печатного издания «Бизнес-газета «Наш регион — Дальний Восток»
Свидетельство о регистрации: ПИ № ФС77‒62577 от 31 июля 2015 года.
Все права защищены и охраняются законом. При полном или частичном использовании материалов
ссылка на Бизнес-газету «Наш регион — Дальний Восток» (http://biznes-gazeta.ru) обязательна.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.
Все замечания и пожелания присылайте на bmdv@mail.ru.
Офис редакции находится по адресу: г. Хабаровск, проспект 60-летия Октября, 210, оф. 202, 203, 204.
Следите за нами:
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru