ЖКХ. Формирование рынка

   Реформирование системы ЖКХ длится в России уже 20 лет. Все это время не прекращаются попытки сделать коммунальные услуги качественными и доступными. Но то ли закон не учитывает особенности жилищно-коммунального комплекса нашей страны, то ли система ЖКХ не подчиняется законам, но ситуация остается прежней. Жилищно-коммунальная сфера находится в плачевном состоянии.

90 % дальневосточников недовольны нынешним положением дел в сфере ЖКХ

Руководитель комиссии по тарифной политике и мониторингу услуг в сфере ЖКХ и энергосбережения партии «Единая Россия» Елена НИКОЛАЕВА:

«70 % российских граждан недовольны нынешним положением дел в сфере ЖКХ. Среди жителей Дальнего Востока этот показатель доходит до 90 %. Люди требуют перемен. Прежде всего, по их мнению, изменения должны начаться со снижения финансовой нагрузки. Власть, как никогда, солидарна с населением. Вне зависимости от региона потребитель должен платить за ЖКУ не более 10-15 % совокупного семейного бюджета.

   Законодатели намерены добиваться, чтобы расходы граждан на оплаты услуг ЖКХ составляли максимум 10-15 % от общего семейного бюджета.

   Как показывает статистика, в 2010 году их рост с трудом удавалось удерживать в рамках 25 % в год, но ситуация меняется. В 2011 году эта планка была существенно снижена – до 15 %. Это подтверждают и данные Минрегиона России: ни в одном из муниципальных образований страны рост стоимости жилищно-коммунальных услуг для населения в 2011 году не превысил 15 %, средний же рост по стране не вышел за рамки 12 %. Эту ситуацию можно считать переломной, поскольку впервые за последние несколько лет правительством за основу величины роста тарифов был принят среднегодовой прогнозируемый уровень инфляции в стране.

   Госдума планирует и другие меры обуздания тарифов. В нижнюю палату парламента уже внесен законопроект ″Об общественном контроле в сфере ЖКХ РФ″. Он призван усилить позиции гражданского контроля со стороны населения тарифов на услуги ЖКХ, их качества и объема предоставления, а также деятельности управляющих компаний. Необходимо скорейшее принятие данного законопроекта.

   Независимо от партийной принадлежности депутаты призывают заморозить коммунальные тарифы на три года. На то есть основания, большинство предприятий коммунального комплекса имеют низкий показатель…

развернуть ↓

Латание старых дыр

В начале 90-х новая российская власть сделала ход, привлекая симпатии граждан: в стране был введен институт частной собственности, когда вступил в силу закон «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 4 июля 1991 года. Он наделил жильцов правом получить квартиры в частную собственность. Позже, в постановлении правительства от 22 апреля 1993 года «О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг» был утвержден 5-летний график повышения доли населения в платежах до 100 % к 1998 году. Однако обозначенная задача не была решена в срок. Почему так получилось, нам рассказал экономист и общественный деятель, научный руководитель Национального исследовательского университета — Высшей школы экономики Евгений ЯСИН: 

   «Концепция жилищной реформы сама по себе была неплоха для своего времени, но неполна и противоречива. Ее реализация означала перманентный финансовый кризис ЖКХ, нарастающий износ жилого фонда и инженерных коммуникаций, требовавших все больше финансовых вливаний. Все эти годы жилищная реформа проводилась в условиях спада производства и снижения уровня жизни населения, борьбы с инфляцией и ограничительной денежной политики. Иными словами, государство, не имея возможности финансировать «коммуналку», пыталось постепенно переложить ее оплату на и без того нищее население.

   Лишь совсем недавно цель реформы была достигнута. Но не так, как хотелось бы. Тарифы в стопроцентном объеме были возложены на население, чьи доходы в большинстве своем не соотносятся с такой нагрузкой. 

   На сегодняшний день ситуация такова, что в тарифах на воду, газ и электроэнергию для населения заложена составляющая на латание старых дыр. Сформулировано это как расходы на «текущий и капитальный ремонт» и на «реализацию инвестиционной программы». В процентном соотношении это выглядит следующим образом: 15-17 % и 2-3 % соответственно. То есть в среднем до одной пятой от тарифа».

Наглядная картина

Тарифное регулирование в нашей стране находится в ведении Федеральной службы по тарифам (ФСТ) и ее региональных отделений. В одно из таких отделений, а именно в комитет по ценам и тарифам правительства Хабаровского края, мы и обратились за разъяснениями. Рассказывает председатель комитета Александр ВОРОНИН:

«В этом году тарифы утверждены комитетом на основании прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2012-2014 годы и в рамках установленных ФСТ предельных уровней тарифов. Ежегодному утверждению предшествует долгая работа комитета. Обоснованность стоимости каждой составляющей тарифа тщательно проверяется, и в итоге потребитель платит обоснованную цену. 

   Теперь об основных составляющих тарифа по каждой из услуг: холодное и горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение и теплоснабжение. 

   Холодное водоснабжение = электроэнергия (20%) + химреагенты + амортизация + расходы на оплату труда  (20%) + страховые взносы + покупная вода + цеховые расходы + ремонт и техническое обслуживание (20%) + общехозяйственные расходы + расходы по ликвидации аварийно-восстановительных работ + прочие расходы. То есть, основными статьями расходов являются - электроэнергия, расходы на оплату труда, ремонт и техническое обслуживание. 

   Горячее водоснабжение = холодная вода + транспортировка ее до ТЭЦ +  подогрев + транспортировка до потребителя. Основными затратами является подогрев, которые могут быть до 80 %.

Электроснабжение = купленная на оптовом рынке у производителей (ТЭЦ) электроэнергия +  услуги по передаче электрической энергии до потребителя +  энергосбытовая надбавка.  Основу стоимости для потребителя составляют: выработанная электроэнергия – до 50 % и транспортировка – 34–37 %.

   Газоснабжение = оптовая цена на газ для реализации населению +  региональная составляющая розничной цены + тарифы на услуги по транспортировке газа + плата за услуги поставщика газа.…

развернуть ↓

Именно государственные органы устанавливают тарифы для населения

Несколько другой позиции придерживается известная своими инициативами в сфере жилищной политики сначала в столичной думе, а затем и в Государственной, председатель Комитета ГД по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галина ХОВАНСКАЯ:

«Когда мы говорим о ЖКХ, нужно четко понимать, что есть жилищное хозяйство и коммунальное. В коммунальном хозяйстве работают естественные монополии, и в этом плане роль государства нельзя преуменьшать. Потому что именно государственные органы устанавливают тарифы для населения. Ежегодно по предложению региональной энергетической комиссии (это тоже государственный орган) губернаторы или главы городов утверждают тарифы по коммунальным услугам. Это газ, электроэнергия, тепло и вода. Еще в середине 10-го года были внесены изменения в Жилищный кодекс, потому что раньше нормативы (норма потребления) устанавливались, некоторые из них по крайней мере, на уровне муниципалитетов. И в 2010 году возникла ситуация, когда в двух соседних городах при примерно равных условиях проживания платили по-разному за одну и ту же услугу. Именно за счет норматива, потому что наш платеж складывается из цены вопроса и объема потребленного. То есть тариф, умноженный на норматив. Ну, так вот если один из сомножителей растет в несколько раз, то соответственно мы и платим в несколько раз больше. Поэтому здесь роль государства на первом месте.

Ситуация стала меняться с 2011 года. Теперь в одном городе тариф стал един для всех. Но лучше от этого никому не стало. Для рядового россиянина оплата коммунальных тарифов по-прежнему оставалась высокой.

Я могу сказать еще следующее. Если посмотреть бюджет 2012 года и сравнить его с бюджетом 2011 года, то можно понять, что документ этот не столько экономический, сколько политический. Видно, что срезается финансирование и на жилищно-коммунальную сферу, и на жилье для очередников. Прямое финансирование сокращается под какими-то надуманными предлогами. Я хочу напомнить, что в 2011 году федеральная власть практически прекратила субсидировать малоимущим…

развернуть ↓

Также по теме 

Темы последних номеров 

Павел ЖОРОВ: Государству пора снять розовые очки и понять, что Дальний Восток — высокозатратный регион. Тарифы следует адекватно регулировать, но предусмотреть достойное субсидирование. Регион нельзя сравнивать ни с Центральной Россией, ни с Уралом, а стартовые условия должны быть у всех одинаковыми. читать полностью >
 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Эра милосердия

Самое тёплое место на Полюсе холода

Без аналогов Наверное, даже не стоит говорить, какое представление складывается о детдомах у большинства людей, не имеющих к этим учреждениях никакого отношения. Картинка выводится из образа серого здания с общими спальнями, в которых и живут воспитанники. Они носят одинаковую (или почти одинаковую) одежду, кушают в общей столовой и постоянно находятся под присмотром воспитателей. Так вот, это типовое… читать полностью >

© ООО «Бизнес-медиа «Дальний Восток», 2013–2021.

Электронная версия печатного издания «Бизнес-газета «Наш регион — Дальний Восток»
Свидетельство о регистрации: ПИ № ФС77‒62577 от 31 июля 2015 года.
Все права защищены и охраняются законом. При полном или частичном использовании материалов
ссылка на Бизнес-газету «Наш регион — Дальний Восток» (https://biznes-gazeta.ru) обязательна.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.
Все замечания и пожелания присылайте на vzimakova@yandex.ru.
Офис редакции находится по адресу: г. Хабаровск, ул. Хабаровская, 15в, оф. 308.
Телефоны: (4212) 45‒03‒99, +7 924 216‒51‒75.
Настоящий ресурс содержит материалы 18+.
Читайте нас:
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru