Майские тренды бизнес-сезона–2016

Корреспонденты нашей газеты часто бывают в командировках. И за 10 с лишним лет мы изъездили буквально весь Дальний Восток. Якутия и Колыма, Сахалин и Амурская область, Камчатка и Забайкалье… География внушительна. Но в Приморском крае, до недавнего времени, мы бывали редко. А теперь восполняем этот информационный пробел.

«Наши основные проблемы — это дорогие земельные участки, завышенная стоимость техприсоединения и запредельные тарифы РЖД»

Строительный бизнес всегда был весьма затратным. Особенно на Дальнем Востоке, где рынок стройматериалов минимален. Плюс ко всему любой строитель знает: ещё до того, как на площадке начнётся работа, он уже должен будет отдать кучу денег. Тем же сетедержателям, например. И не только им. Вот как прокомментировал ситуацию генеральный директор ООО СПК «ГлавМонтажОбъединение» Геннадий ПАНКРАТОВ:

— Наши основные проблемы — это дорогие земельные участки, завышенная стоимость техприсоединения и тарифы ОАО «РЖД». По поводу земли скажу коротко: цена на аукционах слишком высока. Она не соответствует реальной стоимости этих участков. Что же касается техприсоединения, то тут вообще странная история получается.

Вот с нас берут деньги за подключение к электрическим сетям, к водопроводу и так далее. Порой суммы доходят до 20 миллионов рублей за один объект. Немало, правда? Но давайте поставим вопрос иначе: а с какой стати мы вообще должны платить эти деньги? Ведь мы отдаём тем же энергетикам или тому же водоканалу готовый рынок, с которого они будут получать постоянную прибыль в виде тарифов. И тарифов немалых. Получается двойной побор — вначале с застройщика, потом с потребителей.

Теперь о тарифах ОАО «РЖД». Это вообще что-то удивительное. Вот смотрите, на Дальнем Востоке, как известно, рынка стройматериалов практически нет. Поэтому буквально всё нужное для стройки мы везём из других регионов. Но обходится это нам в какие-то запредельные деньги. Например, чтобы купить на западе России вагон кирпича, мне нужно заплатить 300 тысяч рублей. А чтобы доставить этот вагон в Приморье — 400 тысяч. Не скажу с точностью до копейки, но пропорции примерно такие. И где это видано, чтобы доставка продукции стоила дороже самой продукции? И как в этом случае можно возводить доступное для населения жильё? Вот такие у нас проблемы. Думаю, со мной согласится большинство коллег-строителей, работающих на Дальнем Востоке.

«Сейчас мы с ностальгией вспоминаем время, когда нашим краем руководил Сергей ДАРЬКИН»

Приморье ещё в девяностые годы отличалось своеобразной политической обстановкой. Здесь всегда прослеживался мощный конфликт интересов. И зачастую было непонятно — а чем местные финансово-промышленные группы отличаются от преступных группировок? Теперь ситуация изменилась. И правила игры в регионе (как, впрочем, и во всей стране) диктуют не ФПГ или ОПГ, а чиновничество. Но стало ли лучше? Об этом мы спросили директора ООО «Приморский базальт» Владислава ХЕЛЕМЕНДИКА:

— К большому сожалению, сейчас нашей самой большой проблемой являются чиновники. В первую очередь работники администрации Приморского края. Могу сказать по личному опыту, многие из этих людей отличаются безграмотностью и необразованностью. А страдает дело.

Причём вот что показательно: такой подход региональных чиновников зачастую противоречит федеральному законодательству. У нас не редки случаи, когда в нарушение требований ФЗ «О недрах» проекты, прошедшие государственную экспертизу, не согласовываются на местном уровне. Казалось бы, в чём вопрос? Вот вам необходимые документы — согласовывайте! Так ведь нет. Чиновники находят множество причин, чтобы не выполнять свои прямые обязанности.

К примеру, есть у нас компания ООО «ГеолИнвест», зарегистрированная в Приморском крае. Так вот один из её крупных проектов в течение длительного времени не может пройти согласование. Чиновники его уже в третий раз возвращают «на доработку». И кто от этого выигрывает? А никто! Проект не работает, в итоге бюджеты всех уровней не получают финансовых поступлений, а местные люди — рабочих мест. Такой вот странный подход. И сейчас мы с ностальгией вспоминаем время, когда нашим краем руководил Сергей ДАРЬКИН. Это был настоящий хозяин, заботившийся о своей территории. И команда у него была соответствующая. Теперь этого нет и в помине.

«Вместо того, чтобы поддерживать бизнес или хотя бы не мешать, государство ввело режим штрафной экономики»

Проверки контролирующих органов для любой компании — маленькая (а порой и настоящая) катастрофа. Поскольку ни для кого не секрет — даже если предприятие работает по исключительно «белым схемам», нарушения всегда можно найти. Их и находят. Более того, зачастую такие «находки» сопровождаются весьма серьёзными штрафами, сопоставимыми с годовыми налоговыми отчислениями проверяемой организации. Вот только выигрывает ли от этого государство? Ответ — в комментарии генерального директора ОАО «Сергиевский ЛПХ» Евгения ИЗБУШЕВА:

— Ни для кого не секрет, какая экономическая ситуация складывается в нашей стране. Так вот вместо того, чтобы в этих условиях поддерживать бизнес или хотя бы не мешать бизнесу, государство ввело режим штрафной экономики. Это мы замечаем даже на примере своего предприятия. Да, власть декларирует позицию — «не кошмарить» бизнес. И для тех же проверок установлены временные рамки. Всё это есть. Но ведь никто не отменял так называемые внеплановые проверки. А они могут проводиться в любое время и с любой периодичностью.

Иногда за неделю нас проверяют по два-три раза. Природоохранная прокуратура, пенсионный фонд, налоговые органы, департамент лесного хозяйства, департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды… Список можно продолжить. И ведь при желании нарушения можно найти на любом производстве. Тем более что почти все законы, принятые в последнее время, носят откровенно репрессивный характер. Более того, каждая из таких проверок для нас заканчивается штрафами. Складывается впечатление, что перед контролёрами и стоит такая задача — оштрафовать как можно больше производственников. И ведь суммы фигурируют немалые. 100 тысяч, 300 тысяч, 700 тысяч — это далеко не предел. В совокупности, как в нашем случае, «наказание деньгами» может вылиться и в 15 миллионов. Да ещё это сопровождается блокировкой счетов.

Ну и как работать в таких условиях? При этом власть не волнует — а каким образом я буду платить людям зарплату? Это моя обязанность, что называется, по умолчанию. Несмотря на штрафы и заблокированные счета. Да, мы пытаемся отстаивать свою правоту в судах. Но пока я не знаю, что из этого выйдет. Для меня очевидно другое — государство всеми силами выжимает деньги из бизнеса. И ни к чему хорошему это не приведёт. Ни для бизнеса, ни для государства.

«Чтобы наши города развивались, нужна системная градостроительная стратегия, а её у нас просто нет»

Накануне саммита АТЭС во Владивостоке, как известно, было построено множество новых объектов. Но теперь здесь уже возникают проблемы, связанные с качеством этих построек. По мнению некоторых экспертов, это произошло не только по причине банального воровства, но ещё и из-за жуткой спешки, когда строительные работы начинали вести до того, как на свет появлялась проектная документация. Впрочем, среди специалистов бытует другое мнение: это лишь верхушка айсберга. Проблема гораздо серьёзнее. Вот что думает по этому поводу директор филиала ФГБУ «ЦНИИП Минстроя России» ДальНИИС, профессор, член президиума Российской академии архитектуры и строительных наук Владимир СМОТРИКОВСКИЙ:

— Чтобы наши дальневосточные города развивались в современном формате, нужна системная градостроительная стратегия. Я бы сказал, доктрина. А её у нас, к величайшему сожалению, просто нет. Хотя ещё в советские годы у нас был разработан и принят прекрасный Градостроительный кодекс. Его нормами до сих пор пользуются в разных странах мира. Но Россия от него почему-то отказалась. Почему — остаётся только догадываться, ведь в нём всё было предельно чётко сбалансировано.

Что же касается современного Градостроительного кодекса, то к этому документу вопросов у профессионалов великое множество. Останавливаться на них сейчас не стану, эта тема отдельного, большого разговора. Впрочем, справедливости ради нужно заметить — уж лучше плохой закон, чем никакого. Так что работаем в тех условиях, которые есть.

Ну и хотелось бы озвучить ещё одну проблему, характерную именно для Дальнего Востока. Любую территорию развивают люди. Точнее, профессионалы, работающие в той или иной отрасли. А отток населения на запад страны этому развитию никак не способствует. Ведь уезжают лучшие, а приезжают далеко не самые хорошие специалисты. Эта беда уже ощущается во всех сферах. А через несколько лет она станет очевидной настолько, что страшно становится заранее.

Также по теме 

Темы последних номеров 

Владимир ФРИДМАН:
Чтобы сдать долгострой на «Казачьей горе», мы обратились в Сбербанк с просьбой о выделении кредита. В итоге было принято решение об открытии предприятию кредитной линии в объёме 100 миллионов рублей. Но с условием правительственной гарантии. Губернатор Вячеслав ШПОРТ подписал все необходимые документы, а депутаты краевой думы приняли необходимые поправки в бюджет. Но денег мы так… читать полностью >
 
Правовое поле

Если нарушитель закона — власть?

В этой связи в ст. 15 Федерального закона РФ «О защите конкуренции» установлен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) различных органов власти. В примерный перечень… читать полностью >

 
Эра милосердия

Самое тёплое место на Полюсе холода

Без аналогов Наверное, даже не стоит говорить, какое представление складывается о детдомах у большинства людей, не имеющих к этим учреждениях никакого отношения. Картинка выводится из образа серого… читать полностью >

 
ДВ-Видение

© ООО «Бизнес-медиа «Дальний Восток», 2013–2017.

Официальный сайт печатного издания «Бизнес-газета «Наш регион — Дальний Восток»
Свидетельство о регистрации: ПИ № ФС77‒62577 от 31 июля 2015 года.
Все права защищены и охраняются законом. При полном или частичном использовании материалов
ссылка на Бизнес-газету «Наш регион — Дальний Восток» (http://biznes-gazeta.ru) обязательна.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.
Все замечания и пожелания присылайте на bmdv@mail.ru.
Офис редакции находится по адресу: г. Хабаровск, проспект 60-летия Октября, 210, оф. 202, 203, 204.
Следите за нами:
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru