«Наш регион — Дальний Восток»,  № 01 (101), январь 2015
Есть проблема

Есть проблема 

СРО: семь лет — один ответ

 Вот как озвучил проблему главный инженер ООО «Главстройпроект» Валерий КАРИХ: 

— На мой взгляд, самое печальное заключается в том, что членом СРО может стать любой желающий. И никого не волнует, есть ли у него аттестованные специалисты и способен ли он выполнять свои производственные задачи. Принцип простой — регистрируй фирму, плати необходимые взносы в саморегулируемую организацию, получи нужные тебе допуски и можешь выходить на торги.

   При этом исчезла система четкого государственного контроля. Да, есть ещё госэкпертиза, но у неё другой функционал. А вот системного контроля со стороны государства не осталось. И это печально. Что же касается тех, кто, не имея за душой ровным счётом ничего, умудряется работать на нашем рынке могу привести пример. 

В декабре 2007 года в России была внедрена система саморегулирования для строителей, проектировщиков и ряда других участников рынка. По замыслу авторов закона, эта модель должна была, с одной стороны, уничтожить бюрократические (читай — коррупционные) препоны, связанные с выдачей лицензий, а с другой — создать условия для нормального развития бизнеса. Более того, многие эксперты называли формат саморегулирования базисом для развития гражданского общества. И в нашей стране СРО стали возникать как грибы после дождя. Но по истечении семи лет можно сделать вывод — большинство руководителей промышленных компаний либо вообще не ощущают от саморегулирования никакой пользы, либо считают эту систему однозначно вредительской. 

Проблем не будет 

   Но для начала - позиция самих представителей СРО, которые в один голос утверждают, что ситуацию на рынке губят так называемые «коммерческие» саморегулируемые организации, вступить в которые может любой желающий. Достаточно зарегистрировать фирму и заплатить (за вступление) относительно скромные деньги. Ни отраслевого опыта, ни мало-мальски нормальных специалистов для этого не требуется. Зато предложений, связанных с такого рода саморегулированием, в Интернете более чем достаточно. 
    Мы связались с одним из столичных некоммерческих партнёрств, оказывающих такие услуги. Представились начинающими строителями и объяснили: у нас есть юрлицо, небольшие средства и большое желание участвовать в распределении госконтрактов. На этом все наши возможности заканчиваются. Но зарабатывать хочется. Однако на пути к вожделенным «заработкам» стоит закон, заставляющий всех вступать в СРО и получать допуски. Только для нас это накладно, да и аттестованных специалистов у нас нет. Как быть начинающим «строителям»? 
    Наш собеседник по имени Влад объяснил популярно: если очень хочется, то всё возможно, и проблем у нас не будет никаких. Все организационные вопросы по вступлению в СРО его организация возьмёт на себя. От нас потребуется единовременный взнос в размере 65 тысяч рублей. И буквально через сутки мы получим сканы необходимых допусков на любые виды работ в общем финансовом объёме до 10 миллионов рублей. Подлинники придут чуть позже, по почте. 
    Ещё 250 тысяч (это взнос в компенсационный фонд) мы будем платить некоей дочерней структуре в течение года. Причём наша компания, со своими вновь обретёнными допусками, сразу попадёт в государственный реестр членов СРО. Получается, что за 315 тысяч рублей мы станем полноправными строителями. 
    Задаём ещё один вопрос: а как быть со специалистами, которых у нас нет? Влад успокаивает: это вообще не проблема, я же сказал, что мы подготовим для вас полный пакет документов. Там будут фигурировать и необходимые вам специалисты. В течение года проверок можно не опасаться. А через год ситуацию стоит решить другим путем - за 40 тысяч рублей вам номинально (на бумаге) найдут всех необходимых профессионалов. Хоть каменщиков, хоть монтажников, хоть электромонтёров… Общая цена вопроса в этом случае не превысит 40 тысяч рублей. Как «мудро» заметил наш собеседник: «Это лучше, чем содержать десяток работников». В конце концов мы ещё раз поинтересовались у Влада: так мы будем иметь право участвовать в аукционах на выполнение строительных работ? Ответ был лаконичным: «Конечно! Вы же становитесь полноправными членами СРО!» 
    Кстати, предложенный Владом вариант оказался ещё одним из самых прозрачных, из размещённых в Интернете. На каких-то сайтах предлагалось купить допуски вообще за 13 тысяч рублей. А были и другие предложения - приобрести готовую фирму, состоящую в СРО. Причём фирму чистую, без долгов. Цена в этих случаях колебалась от 1,5 миллиона рублей в Москве до 450 тысяч в Екатеринбурге. Такое вот саморегулирование. 

Рискуют все

А что думают по поводу саморегулирования на коммерческой основе руководители, скажем так, нормальных СРО? Вот что рассказал нам председатель правления НП «Дальневосточное объединение строителей» Михаил СОРОКИН:

— О том, что сложится такая ситуация, я предупреждал ещё тогда, когда система саморегулирования только формировалась. Уже в тот период сюда стали пролезать откровенные проходимцы. А всё же понятно. За такими коммерческими СРО, как правило, стоят бывшие чиновники, раньше занимавшиеся лицензированием. Они и лицензии-то за взятки выдавали, теперь вот воспользовались лазейкой и выдают допуски. Ничего удивительного, коррупция в чистом виде.
Представители того же Ростехнадзора на нашем съезде строителей рассказывали, как пытались найти такие вот СРО из Интернета. Их вообще нигде нет. Ни по юридическим адресам, ни по фактическим. Конечно, сложившаяся ситуация крайне опасна для рынка. Можете представить, какие объекты строят те, кто, не имея ни отраслевого опыта, ни мало-мальски квалифицированных специалистов, просто купили допуски. И если эта история продолжится, то будущее у рынка незавидное - коммерческие СРО натурально убьют саморегулирование.
 Впрочем, есть надежды на лучшее. Руководители и Министерства строительства РФ, и Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) обозначили чёткую солидарную позицию - «бумажные» СРО необходимо просто закрывать. А чтобы не пострадали нормальные компании, которые по каким-то причинам там оказались, компенсационные фонды липовых саморегулируемых организаций будут передаваться реально работающим некоммерческим партнёрствам. Есть вероятность, что такая работа начнётся уже в ближайшее время, и в течение 2015 года вопрос решится в нужном направлении. Иначе, повторюсь, ничего хорошего нас не ждёт. 

Надежды не оправдались

   Впрочем, по мнению участников рынка, проблема заключается не только в коммерческих СРО. Не оправдала себя сама система саморегулирования, на которую, кстати, бизнес возлагал серьёзные надежды. Генеральный директор хабаровской строительной компании - ООО «СамСтрой» Владимир ФРИДМАН высказался предельно откровенно:
— Я бы не стал тут говорить о «плохих» или «хороших» СРО. Дело-то не в этом. Просто из трёхсот членов любой саморегулируемой организации большинство - это мелкие фирмы, обладающие самым скромным производственным потенциалом. И это ещё в лучшем случае. Но допуски у них есть. Соответственно, есть и возможность участвовать в аукционах и конкурсах.
   Мы не раз сталкивались с ситуацией, когда на тендер приходят такие вот ребята, не имеющие за душой ничего, кроме портфеля, ноутбука, печати и членства в СРО. Они-то и сбивают цены, причём на вполне законных основаниях. Или, что ещё хуже, занимаются банальным вымогательством. Мол, заплатите мне миллион, и я уйду, а иначе так с ценой «поиграю», что вам тошно станет. 
Так что при чём тут коммерческие или некоммерческие СРО? Хромает сама система. Когда процесс саморегулирования только зарождался, мы радовались. Думали, ну вот, теперь появится объединение, в котором сами строители будут все вместе решать свои проблемы. Вплоть до того, что даже при реализации проектов мы станем использовать производственный потенциал друг друга. И уж точно, такой подход позволит отсечь от рынка фирмы-однодневки. А вс получилось иначе. Однодневки никуда не делись, по-моему, их даже больше стало. Деньги с нас в качестве членских взносов берут приличные. А вот реальной помощи мы не ощущаем. Даже там, где, казалось бы, такая поддержка должна оказываться в принципе. Я уверен, что членов СРО с нулевым отраслевым багажом никто даже не проверяет, хотя это положено по закону. Или проверяют чисто номинально. Да и как их проверишь, если у них зачастую даже офиса своего нет. Зато к нам с проверками приходят регулярно. Ещё бы! Мы прозрачные, реально работающие, нас искать не надо. Так что система СРО, на мой взгляд, себя не оправдала. 

Идея провалилась

Аналогичную позицию обозначил и другой наш ньюсмейкер — генеральный директор ОАО «Якутская энергоремонтная компания» Александр ДЕДЮХИН:
—  В сегодняшнем формате система саморегулирования просто убивает производственный рынок. Причём убивает по всем позициям. Начнём с чистой воды бизнеса. Вот мы - абсолютно прозрачная компания, давно и прочно закрепившаяся на севере страны. У нас всё соответствует всем требованиям законодательства. В том числе это касается и саморегулирования.
 Положено иметь столько-то аттестованных специалистов? Они у нас есть. Необходимо регулярно проводить повышение квалификации сотрудников? Мы проводим. Необходимо отчислять членские взносы в установленном размере и в обозначенные сроки? Мы отчисляем. У нас всё как на ладони. Но! Все вышеперечисленные моменты несут дополнительные расходы, на которые мы, разумеется, идём. А как иначе? Раз положено по закону, значит, так и должно быть. И что в итоге? А в итоге получается, что мы участвуем в одних и тех же торгах с фирмами, которые в СРО числятся лишь номинально. Номинально, я это подчёркиваю. И дополнительных расходов у них нет никаких. А какие могут быть расходы на тех же специалистов, если самих специалистов не существует в природе? Да, на бумаге они числятся, а в реальности это фантом. В реальности там работают несколько гастарбайтеров, не более того. 
   Я уж не говорю о каком-то там повышении квалификации, сами понимаете, это для таких фирмочек звучит вообще смешно. Однако в торгах они участвуют наравне с нами. И на вполне законных основаниях: членами СРО являются, необходимые допуски имеют, – всё, они полноправные участники рынка. 
А вот теперь вопрос: у кого больше шансов выиграть контракт? У нас, с нашими более чем серьёзными накладными расходами, в том числе и связанными с членством в СРО, или у них, с нулевыми затратами по всем позициям? То есть кто из нас способен сбить цену ниже нижнего предела? Думаю, ответ очевиден. Поймите правильно, на все имеющиеся проблемы, связанные с порядком проведения торгов (имеется в виду тот же ФЗ-44 со всеми его нюансами), теперь органично накладывается ещё и негативная ситуация с саморегулированием. 
У однодневок появилось больше возможностей для демпинга, поскольку мы, с учётом возросших расходов, вообще не можем снижать цены. И я вам сейчас привожу не абстрактные, а вполне конкретные примеры. Лично знаю случаи, когда не имеющие никакого отраслевого опыта люди регистрировали фирму, а через месяц после этого они уже состояли в СРО и обладали всеми необходимыми допусками. Вот она, российская система саморегулирования в действии. А точнее, в бездействии. 
   Всё вышеперечисленное просто убивает нормально работающие производственные компании. Зато фирмы-однодневки всегда на кусок хлеба с маслом себе заработать могут. Закон это позволяет. Я сейчас не идеализирую старые лицензионные схемы. Там и коррупция была, и другие негативные нюансы. Но, по крайней мере, был и тот же технический надзор, были и другие инструменты контроля. А сейчас ничего этого не осталось. Впрочем, нет, не так. Осталось. Но лишь для нас и для других реально работающих предприятий. Вот нас в СРО, действительно, проверяют регулярно. А потому, что проверяющим элементарно есть куда прийти. Вот наше управление, вот наши производственные помещения, вот наши участки. Приходи и проверяй, чего проще.
 Но кто, скажите мне, проконтролирует фирму, зарегистрированную в однокомнатной квартире где-нибудь на окраине Якутска? Так я вам отвечу - никто! Никому это просто не нужно. И все проверки там проводятся только на бумаге. Поэтому никаких плюсов от СРО я не вижу. Подчеркну это ещё раз - в сегодняшних условиях нормально работающим производственникам остаётся либо закрываться, либо уходить в тень, на серые или вообще чёрные зарплаты. А при такой ситуации так оно и будет. В итоге в проигрыше останется и производство, и специалисты, которых и теперь-то днём с огнём не сыскать, и бюджеты. Вот, собственно, и всё, к чему мы приходим. Так что можете написать - по моему мнению идея СРО просто провалилась. 

Способ отъёма денег 

Стоит отметить, ОАО «Якутская энергоремонтная компания» давно и эффективно работает на рынке
 энергетического строительства. А эта сфера относится как раз к категории специализированных, где дилетантам вообще не место. Но оказывается, что озвученная генеральным директором предприятия ситуация вполне типична для всей отрасли. С коллегой полностью согласился и экс-руководитель ООО «Нерюнгриэнергоремонт» Михаил ДЕРЕВЯШКИН:
— Лично я считаю саморегулирование одним из многочисленных способов сравнительно честного отъёма денег. Не более того. Но всё было бы смешно, если бы не было так грустно. И опасно, ведь на специализированный рынок (а энергоремонт и энергостроительство к нему имеют самое прямое отношение) выходят дилетанты. И это уже печально. Когда человек не может отличить двухфазную систему переменного тока от трехфазной, это в конечном итоге может обернуться бедой. Бедой для обычных людей. Но такие, с позволения сказать, специалисты вполне себе успешно работают. И в СРО они состоят, и допуски у них имеются. Так что ситуация безрадостная. Как для профессионалов, так и вообще для наших граждан.

Объекты в опасности

   Если продолжить разговор о саморегулировании, то не лучше обстоят дела и в проектных организациях, которые по закону также обязаны состоять в СРО. Вот как озвучил проблему главный инженер ООО «Главстройпроект» Валерий КАРИХ: 
— На мой взгляд, самое печальное заключается в том, что членом СРО может стать любой желающий. И никого не волнует, есть ли у него аттестованные специалисты и способен ли он выполнять свои производственные задачи. Принцип простой - регистрируй фирму, плати необходимые взносы в саморегулируемую организацию, получи нужные тебе допуски и можешь выходить на торги.
   При этом исчезла система четкого государственного контроля. Да, есть ещё госэкпертиза, но у неё другой функционал. А вот системного контроля со стороны государства не осталось. И это печально. Что же касается тех, кто, не имея за душой ровным счётом ничего, умудряется работать на нашем рынке могу привести пример. 
   Некоторое время назад мы взяли на работу одного специалиста. Якобы универсала, который может практически всё. Но спустя пару месяцев выяснилось - человек этот, во-первых, ленивый, а во-вторых, в принципе не умеющий нормально выполнять свои профессиональные обязанности. Короче, по истечении испытательного срока мы с ним были вынуждены расстаться. И что вы думаете? Вскоре выяснилось - наш, с позволения сказать, коллега учредил собственную фирму, вступил в СРО и теперь спокойно проектирует объекты. Честно говоря, я опасаюсь за качество этих объектов. Вряд ли такой «специалист» может что-то нормально спроектировать. А ведь он не одинок, таких вот «проектировщиков» на рынке достаточно. И государство позволяет им чувствовать себя вполне комфортно. В итоге страдает рынок, поскольку некачественно спроектированные и построенные объекты несут серьёзную опасность для людей. 

Задачи саморегулирования не выполнены 

Инфраструктурное строительство также страдает от того, каким образом работает сама система СРО. В частности, генеральный директор ООО СМФ «Актис» (компания занимается, в числе прочего, проектированием и поставками оборудования, а также монтажом систем вентиляции и кондиционирования) Юрий ВЕНИКОВ был лаконичен, но вполне предметен:
— Когда мы читаем, что одной из ключевых задач СРО является защита интересов членов партнёрства, то возникает резонный вопрос: а кто и чьи интересы защищает? Вот наша компания такой поддержки не получает. Как, догадываюсь, и подавляющее большинство других нормально работающих отраслевых организаций. И дело не в каком-то конкретном СРО, а в системе. Сама система саморегулирования свелась к выкачиванию денег из строителей и проектировщиков в виде членских взносов. Всё, ничего другого тут не наблюдается. Мы видим, что СРО работает ради СРО. И говорить тут больше не о чём. 
Александр МАТВЕЕВ 

 

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров

© ООО «Бизнес-медиа «Дальний Восток», 2013–2021.

Электронная версия печатного издания «Бизнес-газета «Наш регион — Дальний Восток»
Свидетельство о регистрации: ПИ № ФС77‒62577 от 31 июля 2015 года.
Все права защищены и охраняются законом. При полном или частичном использовании материалов
ссылка на Бизнес-газету «Наш регион — Дальний Восток» (https://biznes-gazeta.ru) обязательна.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.
Все замечания и пожелания присылайте на vzimakova@yandex.ru.
Офис редакции находится по адресу: г. Хабаровск, ул. Хабаровская, 15в, оф. 308.
Телефоны: (4212) 45‒03‒99, +7 924 216‒51‒75.
Настоящий ресурс содержит материалы 18+.
Читайте нас:
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru