Транспортный комплекс — ни планов, ни дорог…

Азиатская часть России должна стать транснациональным транспортным коридором нового поколения. Такую или примерно такую позицию регулярно озвучивают федеральные чиновники самого высокого ранга. Именно они говорят о строительстве новых дорог и мостов, а также о реконструкции морских портов и аэропортов. Плюс ко всему власть вполне справедливо убеждена — на Дальнем Востоке нужно строить как можно больше жилья, школ, детских садов, больниц и спортивных комплексов, поскольку это поможет остановить отток населения в европейскую часть страны. И на словах всё получается красиво. А что происходит на самом деле? Об этом высказываются эксперты бизнес-газеты «Наш регион — Дальний Восток».

«Чтобы наш регион стал транспортным узлом, нужно сменить воровскую власть»

Развитию Дальнего Востока мешает отсутствие нормальной экономики и аппетиты чиновников. Именно такую точку зрения высказал депутат Хабаровской краевой думы Леонид ГОЛУБ:

— Наши власти привыкли кормить народ несбыточными проектами. Мол, построим тоннель на Сахалин и заживем. Но это же бред! Какой тоннель на Сахалин, когда у нас даже федеральная трасса Хабаровск—Владивосток находится в убитом состоянии. По этой дороге проехать невозможно. Или возьмем в качестве примера автотрассу Лидога—Ванино. Сколько денег в нее «закатали», а в итоге получили многолетний долгострой. О каких транснациональных логистических проектах можно рассуждать при таком подходе? Но я уверен, что Дальний Восток еще станет международным транспортным узлом нового поколения. Однако для этого нужно, во-первых, развивать региональную экономику, чтобы работать на нашей земле было выгодно именно дальневосточникам. Не руководителям Роснефти или Газпрома, а местным предприятиям, местным жителям. Ну а во-вторых, необходимо положить конец всеобъемлющему воровству чиновников и олигархов, хотя, в принципе, чиновничество и олигархия уже давно стали единым организмом. Не секрет, что 53 процента национальных богатств России принадлежит пятистам российским семьям. Я уж не говорю о том, что наше государство контролирует (в своих, разумеется, интересах) практически все промышленные активы страны. Наша власть умеет принимать такие законы, которые работают ради выгоды конкретных финансово-промышленных групп и конкретных персонажей. И кто в таких условиях будет всерьез задумываться о системном развитии Дальнего Востока? Сегодняшним богачам нужно как можно скорее урвать свой кусок пирога. Пожирнее и подороже. А там хоть трава не расти. Поэтому всем нам нужно думать о том, чтобы законным, легитимным путем сменить эту воровскую власть. 

«Через пять — десять лет работать в аэропортах на Севере России будет некому»

Кадры решают всё. Этот еще сталинский принцип остается более чем актуальным и в наши дни. Особенно на Дальнем Востоке. Вот что рассказал нашему корреспонденту руководитель Федерального казенного предприятия «Аэропорты Камчатки» Александр ЖУРАВЛЕВ:

— Могу сказать — с экономической позиции, ситуация в нашей компании стала меняться в лучшую сторону еще два года назад, когда мы стали федеральным казенным предприятием (ФКУ). Ведь совершенно очевидно, что аэропорты в таких регионах, как наш, никогда не смогут стать прибыльными. Хотя бы по причине мизерного объема перевозок. А повышать свои сборы до бесконечности мы, разумеется, не можем. Зато статус ФКУ позволяет нам ежегодно получать дотации, участвовать в реализации различных профильных программ и так далее. Так что сейчас наша структура (а в нее входит 11 аэропортов и 7 посадочных площадок) приобрела долгожданную стабильность. Это один момент. Есть и второй — мы испытываем кадровый голод, который уже давно стал для нас серьезной проблемой. Приведу конкретный пример — в нашей организации работают порядка 420 человек. А средний возраст сотрудников уже давно перевалил за 50 лет. Молодежь крайне неохотно к нам трудоустраивается, ведь средняя зарплата на нашем предприятии составляет 45 тысяч рублей. Для европейской части страны вроде бы неплохой показатель. А для Камчатки, где буханка стоит 45 рублей, где вообще все продукты, товары, тарифы и услуги превышают мыслимые пределы, это — копейки. Между прочим, аналогичные кадровые проблемы испытывает большинство производственных компаний нашего региона. Плюс ко всему нельзя забывать — наши люди продолжают уезжать с Дальнего Востока в европейскую часть страны. Где жить гораздо проще и значительно дешевле. Поэтому нужна серьезная программа, которая позволит разрядить ситуацию. Было бы целесообразно предусмотреть систему бонусов для молодых специалистов, приезжающих…

развернуть ↓

«О развитии Дальнего Востока говорить не приходится — мы просто пытаемся выжить»

Восточная Россия всегда была притягательной для тех, кто хотел заработать приличные деньги. И сейчас ситуация не изменилась. Вот только лакомые куски на этой территории достаются в основном производственным компаниям из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Омска… А вот местные предприятия нередко лишаются даже копеечных заработков. Такую позицию озвучил генеральный директор ООО «Мостоотряд-43» (Амурская область) Петр МАЙСТРЕНКО:

— Всё дело в пресловутом ФЗ-94, который позволяет компаниям из европейской части страны выигрывать аукционы на Дальнем Востоке. Мы с ними, в ценовой плоскости, конкурировать не можем. Хотя бы потому, что на западе России всё стоит дешевле. Та же техника, те же запчасти. Плюс ко всему наши коллеги из Рязани или Тулы даже не представляют, что могут быть такие дикие транспортные или энергетические тарифы, как у нас. А северный коэффициент? По идее, его должно платить государство. Но на деле выплачивают местные производственники. А это более чем приличные расходы, которых у москвичей или петербуржцев нет и в помине. О какой нормальной конкуренции можно вообще говорить в таких условиях? Конечно, пришлые предприятия могут позволить себе снижать цены в разы. А у нас такой возможности нет. В результате мы остаемся без работы. Я уж не говорю о том, что изначальная стоимость тех или иных объектов на Дальнем Востоке абсолютно копеечная. Есть аукционы, на которые вообще никто не приходит. Что называется, себе дороже. Так что рассуждать о каком-то развитии территории даже не стоит. Мы просто пытаемся выжить.

«Любой закон в нашей стране превращается для производственников в головную боль»

О проблемах в строительной и дорожной отраслях можно рассуждать долго. Вот только толку от таких разговоров нет. Это — мнение генерального директора ООО «ДСКом-1» (Еврейская автономная область) Сергея ТУРКИНА:

— И ФЗ-94, и кадровая проблема, и все остальные отраслевые беды — всё это звенья одной цепи. Посмотрите, как ведут себя руководители наших естественных монополий. Показательный пример — энергетика. Тарифы растут с завидной регулярностью. При этом зарплаты менеджеров (даже среднего звена) в тех же энергокомпаниях превышают все разумные пределы. Получается, что мы, потребители, сознательно кормим этих деятелей. И это — характерная особенность практически всех монополистов. Другой момент — отношение государства к дорожной отрасли. Власть разделила дороги на федеральные и все остальные. Обслуживание федеральных трасс производится в полном объеме. А на содержание муниципальных автодорог выделяются такие копейки, что работать там никто не может, ведь сложно сделать что-то стоящее за гроши. Но разве в сельской местности живут люди второго сорта, которым дороги вообще не нужны? У нас в стране вообще что-то странное происходит. Порой поражает непрофессионализм тех, кто на государственном уровне принимает решения. Вот мы, строители, участвуем в аукционах. Стараемся их выигрывать, несмотря на всю убогость ФЗ-94. А потом заходим на объект и не можем спокойно работать, ведь чиновники до сих пор не издали регламент отвода карьеров. И таких примеров — масса. Сейчас государство стремится (по крайней мере, публично) победить тотальное взяточничество. Но, по моему глубокому убеждению, борьба с коррупцией обходится дороже, чем содержание самой коррупции. Та же самая ситуация и с законами. Ваша газета не раз писала, что нужно принимать ФЗ «Об особом статусе Дальнего Востока», где будут прописаны льготы для региональных производителей…

развернуть ↓

Также по теме 

Темы последних номеров 

Владимир ЗЕМНУХОВ:
— Необходимо принимать федеральный закон «Об особом экономическом, социальном и культурном статусе Дальнего Востока». И в этом законе надо четко прописать систему льгот для всех участников рынка. Мы работаем в исключительно сложных климатических, логистических и экономических условиях. И государство должно это учитывать.  читать полностью >
 
Правовое поле

Банки блокируют счета, суды блокируют банковский беспредел

Летом 2018 года Президент РФ поручил правительству и ЦБ исключить необоснованную блокировку банками счетов компаний в рамках борьбы с обналичиванием денежных средств и уходом от налогов… читать полностью >

 
Эра милосердия

Самое тёплое место на Полюсе холода

Без аналогов Наверное, даже не стоит говорить, какое представление складывается о детдомах у большинства людей, не имеющих к этим учреждениях никакого отношения. Картинка выводится из образа серого… читать полностью >

 
ДВ-Видение

© ООО «Бизнес-медиа «Дальний Восток», 2013–2017.

Официальный сайт печатного издания «Бизнес-газета «Наш регион — Дальний Восток»
Свидетельство о регистрации: ПИ № ФС77‒62577 от 31 июля 2015 года.
Все права защищены и охраняются законом. При полном или частичном использовании материалов
ссылка на Бизнес-газету «Наш регион — Дальний Восток» (http://biznes-gazeta.ru) обязательна.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.
Все замечания и пожелания присылайте на bmdv@mail.ru.
Офис редакции находится по адресу: г. Хабаровск, проспект 60-летия Октября, 210, оф. 202, 203, 204.
Следите за нами:
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru