«Наш регион — Дальний Восток»,  № 09 (76), сентябрь 2012
Главная тема

Главная тема 

«Вечная мерзлота — это наш профиль»

Дальний Восток — особый регион России. Здесь всё имеет свою специфику. К примеру, в европейской части страны проектировщики и изыскатели работают по давно апробированным стандартам. А вот их коллегам на Севере, помимо общих вопросов, нужно учитывать еще и типично местные условия. Например, влияние вечномерзлых грунтов на устойчивость автомобильных дорог, искусственных сооружений и мостовых переходов. На эти и другие вопросы корреспондентам бизнес-газеты «Наш регион — Дальний Восток» ответил генеральный директор ОАО «ТрансДорПроект» (Якутия) Александр МЕНЬШОВ. 

Своя специфика

Люди мы местные

В 1960 году управлением строительства и ремонта автодорог при Совмине Якутской АССР была организована специализированная рабочая группа. Основной задачей нового подразделения стало дорожное проектирование с учетом местных природных условий. За полувековой срок и после нескольких реорганизаций проектная группа выросла в мощную отраслевую структуру – ОАО «ТрансДорПроект». На сегодняшний день специалисты компании выполняют проектно-изыскательские работы для ремонта (в том числе капитального) автомобильных трасс — федеральных, региональных и муниципальных. 

— Александр Алексеевич, в чем заключается северная специфика в работе проектировщиков и изыскателей?

— Эта специфика связана, прежде всего, с особенностями северных грунтов. У нас вся территория Якутии расположена в зоне вечномерзлых грунтов. Разница состоит только в том, сплошная это мерзлота или островная. 

— И что должны делать якутские проектировщики, чтобы избежать негативных последствий?

— Основное техническое решение — это сохранение вечной мерзлоты в подошве насыпи. Но для реализации этого на первый взгляд простого постулата необходимы качественные результаты инженерных изысканий. И тут большую роль играет два момента. Во-первых, опыт проведения изысканий в условиях вечной мерзлоты, во-вторых, применение современных технических средств и использование новых технологий. 

Не замена, а дополнение

— Об опыте вашего коллектива говорить не приходится. Насколько известно, за долгие годы работы у вашей организации сложилась хорошая репутация. Вам доверяют самые серьезные заказчики. А какая техника используется в северных условиях?

— При проведении изыскательских работ мы уже давно применяем цифровые нивелиры и тахеометры, а также систему GPS. Отснятый этими приборами материал обрабатывается современной программой CREDO и ее производными инструментами. Проектирование дорог и искусственных сооружений также осуществляется с применением специального программного решения — Topomatic Robur. Вопросы технического перевооружения в нашей деятельности играют важнейшую роль.

В рамках технологического перевооружения на 2012 год мы планируем приобретение георадара с несколькими антенными модулями для различного вида исследований. Кроме того, планируется обновление автопарка, приобретение нового цифрового тахеометра СX-105L, режущего плоттера с СНПЧ и средств малой механизации. Рассчитываем, что эти приобретения позволят увеличить производительность труда и улучшить качество выпускаемой проектной продукции.

— А что такое георадар?

— Если коротко, то по сути это радиолокатор, который, в отличие от классического, позволяет зондировать не воздушное пространство, а почву. Определяются глубины залегания различных видов грунтов, глубина вечномерзлых грунтов. При этом прибор ни в коем случае не позиционируется как замена стандартных методов исследования. Это — дополнение к тем изысканиям, которые мы производим с помощью бурения. Георадар позволяет более точно определить геологические условия на том участке, где мы занимаемся проектированием. Также с помощью этого оборудования можно будет производить профильный мониторинг. 

Мерзлота под ногами 

— Но вернемся к специфичным северным условиям. Какие исследования вы проводите в этой связи?

— Могу сказать, что еще несколько лет назад ОАО «ТрансДорПроект», совместно с центральной лабораторией инженерной теплофизики ОАО «ЦНИИС транспортного строительства» (Москва), провели натурное обследование земляного полотна и искусственных сооружений. Исследования показали, что основными направлениями в обеспечении устойчивости инженерных транспортных сооружений в условиях глобального потепления климата являются использование природных ресурсов холода и регулирование мощности снежного покрова на поверхности сооружений. По сути, специалисты должны уделять серьезное внимание вопросам предохранения окружающих территорий от необоснованного техногенного вмешательства в установившиеся естественные процессы теплообмена. 

— Эти исследования были каким-то образом доведены до сведения чиновников и участников рынка?

— Ну, разумеется! Любая работа должна иметь практический смысл. Особенно, если это связано с безопасностью движения в условиях деградации мерзлоты. Поэтому на основании указанных исследований были разработаны «Методические рекомендации по прогнозу температурного режима грунтов оснований земляного полотна и искусственных сооружений на дорогах Центральной Якутии». В работе над этими рекомендациями принимали участие ВЕРБУХ Натан Феликсович и КУТУЗОВ Андрей Иванович. Использование этих разработок теперь позволяет проектировщикам и строителям применять такие дорожные конструкции, которые способны обеспечить устойчивость оснований земполотна и искусственных сооружений на весь расчетный срок службы.

Кадры и объекты

— Александр Алексеевич, ваша организация сталкивается с проблемой нехватки кадров?

— Разумеется, сталкиваемся. Это общая проблема для всех участников рынка. Раньше в Якутию приезжали молодые инженеры со всех уголков СССР. Я и сам таким образом попал сюда. 

— А когда именно?

— В 1980 году. И с тех пор живу и работаю здесь, на Севере. Как и многие мои коллеги, для которых Якутия стала второй родиной. Что ни говори, а система вузовских распределений была достаточно эффективной. Но в 90-е годы произошел настоящий кадровый провал, который мы ощущаем до сих пор. Увы, в тот период число абитуриентов, поступавших в технические вузы, стало стремительно сокращаться. Более того, тогда закрывались многие профильные факультеты, не говоря уж о техникумах и ПТУ. Ну и, конечно же, сказался отток населения из Якутии и других районов Крайнего Севера в более благополучные регионы. И теперь молодых инженеров из европейской части страны сюда ничем не заманишь. Да и чем заманивать? Климат у нас тяжелый, цены на все товары и услуги – запредельные. А зарплаты ниже, чем в Москве и других крупных городах на западе страны. Ситуация с квалифицированными кадрами очень тяжелая. Сдержанный оптимизм вызывает только наличие молодых специалистов, закончивших Северо-Восточный государственный университет. Дело в том, что еще в 1999 году была организована кафедра автомобильных дорог в Якутском государственном университете. В 2005 году состоялся первый выпуск инженеров по строительству автомобильных дорог и аэродромов. В 2006 году был создан автодорожный факультет. 

   Только в этом году у нас проходили практику пять студентов четвертого курса этого факультета. И почти все эти ребята (один пока еще думает) выразили желание работать в нашей организации. Так что будем надеяться на лучшее. 

— А на каких объектах в настоящее время работают ваши специалисты?

— Мы регулярно разрабатываем проектно-сметную документацию в рамках ремонта, строительства и реконструкции федеральных дорог «Колыма», «Лена» и «Вилюй». Плюс ко всему этот же список можно дополнить трассами «Амга», «Кобяй», «Умнас» и «Яна». Основные объемы проектных работ ОАО «ТрансДорПроект» приходятся на ГКУ «Управление автомобильных дорог РС (Я)». Кроме этого, наше предприятие участвует в решении задач по развитию дорожного сервиса и повышению безопасности дорожного движения. В настоящее время планируем участвовать в аукционах по разработке проектной документации для строительства межпоселенческих дорог Республики Саха (Якутия).

Так что планов у нас хватает. И перспектив тоже. А это – главное. 

Беседовали Владимир ПОСТРИГАНОВ, Александр МАТВЕЕВ

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров