От Якутска до Магадана — 2 032 км инвестиционных возможностей

Наша командировка на Север получилась насыщенной. Во-первых, мы проехали всю трассу «Колыма» от Якутска до Магадана. А это 2 тысячи 32 километра. Во-вторых, мы встречались со многими ведущими игроками промышленного рынка. Нам удалось побывать даже на одном из крупнейших в регионе золоторудном месторождении Павлик, что считается для журналистов удачей, ведь добраться до Тенькинского района совсем не просто. Наконец, в-третьих, командировка состоялась почти сразу по окончании Восточного экономического форума во Владивостоке, где также была аккредитована наша газета. Поэтому у нас появилась возможность посмотреть — а что такое инвестиционные проекты в реальности. А теперь — слово нашим экспертам.

«Мы добились увеличения финансирования дорожного строительства уже в следующем году»

Транспортная инфраструктура — одно из основных отраслевых направлений. Мы добились увеличения финансирования на федеральную дорогу «Колыма», так и на региональные трассы.

— В частности, в 2016 году на дорожные работы будет выделено 3 миллиарда 892 миллиона рублей, из которых более 3 миллиардов — средства федерального бюджета. Остальные деньги выделит региональный бюджет. И основной объём ремонтных работ придётся на автотрассы «Колыма», Магадан — Балаганное — Талон, Герба — Омсукчан, Палатка — Кулу — Нексикан.

   Первый и очень важный для нас объект — ГОК на золоторудном месторождении Павлик уже запущен, получен первый металл. Остальные отраслевые проекты находятся на разной стадии реализации. Например, на месторождениях Ороекского рудного поля получена лицензия на геологическое изучение залежей меди, серебра и попутных компонентов, здесь начались первые полевые геологические исследования. Значительный объём ГРР проведён и на месторождении Игумновское, где ведётся разработка технического проекта по добыче золота.

Но наша инвестиционная политика связана не только с недропользованием. В частности, у нас строится всесезонный спортивно-туристический комплекс «Солнечный. Магадан». Также могу отметить, что в регионе планируется строительство тепличного комплекса, в настоящее время здесь решаются вопросы, связанные с согласованиями на выделение земельного участка.

«По железной дороге Беркакит — Томмот — Якутск уже перевозятся сотни тонн грузов»

Несмотря на все проблемы (в том числе и на отсутствие моста через Лену), транспортная инфраструктура Якутии функционирует достаточно успешно. Об этом говорят конкретные отраслевые показатели. Но для дальнейшего развития требуется, в первую очередь, государственная воля. Это — мнение депутата Государственного собрания (Ил Тумэн) РС (Я) и одного из самых известных в республике транспортных строителей Александра ДУДНИКОВА:

— По железной дороге Беркакит — Томмот — Якутск (Нижний Бестях) уже перевозятся серьёзные объёмы грузов. Насколько мне известно, только за первое полугодие соответствующий объём превысил 200 тысяч тонн. И до конца года, думаю, железнодорожники перевезут, как минимум, ещё столько же. А может, и больше. Причём основная часть приходится даже не на промышленные грузы, а именно на товары народного потребления, соответственно уже можно сказать — железная дорога выполняет в первую очередь задачи социального характера. А ведь это пока ещё временная эксплуатация магистрали.

И тут важен такой момент. Требуется одновременно открывать и грузовые, и пассажирские перевозки. Всё должно действовать в комплексе, как это и положено на железной дороге. Поэтому сейчас необходимо доводить эксплуатационные схемы до постоянного норматива. Для этого, конечно же, республике нужен совмещённый (автомобильно-железнодорожный) мост через Лену. А также вся транспортная инфраструктура, включая подъезды к речному порту и логистический центр. Всё это — крайне важные задачи. И для их решения требуется государственная воля.

«Для нас мост через Лену — один из самых важных инвестпроектов»

На Восточном экономическом форуме Республика Саха (Якутия) продемонстрировала весомую часть своего промышленного потенциала. Более того, здесь были подписаны серьёзные соглашения, которые позволят территории решать вполне конкретные задачи. Об одной из них мы коротко побеседовали с главой РС (Я) Егором БОРИСОВЫМ:

— Один из наших ключевых инвестиционных проектов, которые мы представили на Восточном экономическом форуме, — мост через Лену. Точнее, крупный логистический центр, который сейчас строится. Он имеет для нас большое значение. Большое во всех отношениях, поскольку речь идёт о решении целого комплекса задач.

Во-первых, строительство моста и логистического центра станет полноценным завершением строительства всей железной дороги Беркакит — Томмот — Якутск (Нижний Бестях). Соответственно, мы получим транснациональный коридор с Китаем, то есть с прямым выходом на Северный морской путь. Излишне говорить, насколько серьёзное значение имеет этот проект не только для нашей территории, но и для всего нашего государства.

Во-вторых, благодаря полноценной железной дороге со всей инфраструктурой мы наконец-то избавимся от схем северного завоза, на которые уходили и продолжают уходить миллиарды рублей. Наконец, в-третьих, это будет большим благом для всех людей, живущих в Якутии, поскольку наша республика получит устойчивое и постоянно действующее транспортное сообщение со всей страной. Так что мост и логистический центр нам крайне необходимы. И нас радует, что здесь есть понимание и поддержка как со стороны федеральной власти, так и со стороны бизнеса, в частности, банка ВТБ. Также обсуждается участие в проекте китайских инвесторов. Словом, тут идут позитивные процессы. И они должны приобрести реальные очертания.

Впрочем, на Восточном экономическом форуме мы представили целый ряд серьёзных инвестиционных проектов. И все они вызвали не просто живой интерес, по многим позициям уже идёт конкретная работа. Так что перспективы есть. Мы над этим работаем. И я уверен, что большинство наших инвестиционных проектов уже в недалёкой перспективе приобретут реальные очертания.

«Местные предприниматели могут быть эффективными инвесторами»

Ещё одним нашим собеседником на Восточном экономическом форуме стал сенатор Совета Федерации РФ, экс-президент Республики Саха (Якутия) Вячеслав ШТЫРОВ, который рассказал, каким образом можно использовать потенциал не сторонних, а местных инвесторов. Именно местных, досконально знающих специфику своей территории. И привёл конкретный пример:

— Восточный экономический форум стал хорошей площадкой для переговоров с инвесторами. И это очевидно. Сам статус этого мероприятия подразумевает решение целого комплекса инвестиционных задач. Надеюсь, что все достигнутые здесь договорённости будут работать на благо Дальнего Востока. Но с другой стороны, необходимо максимально полноценно использовать возможности внутреннего инвестиционного потенциала территорий. Так, например, произошло в своё время у нас в Якутии с компанией ОАО «Алмазы Анабара» во главе с Матвеем ЕВСЕЕВЫМ.

Эта алмазодобывающая компания инвестировала серьёзные средства в агропромышленный комплекс Олёкминского района. В итоге там была создана сеть молокоприёмных пунктов, затем введён в эксплуатацию современный пищекомбинат и налажен выпуск готовой продукции. И это было ещё тогда, когда об импортозамещении в нашей стране вообще никто не говорил. Более того, компания «Алмазы Анабара» стала впоследствии развивать и другие сельскохозяйственные направления. То же коневодство, например. Или то же животноводство. И всё это делалось не только с душой, тут был продемонстрирована серьёзная экономическая эффективность аграрного сектора. По сути, все дочерние предприятия алмазодобывающей компании стали рентабельными. И я уж не говорю о том, что пользу получают как бюджеты всех уровней, так и жители Якутии. Это касается, конечно же, и налоговых отчислений, и рабочих мест. Так что я убеждён — местные предприниматели могут стать самыми эффективными инвесторами. Это доказано.

«Строительный рынок не только не развивается, он вообще стоит»

Кризис явно негативно отражается на деятельности промышленных предприятий Дальнего Востока. А северные территории испытывают особые проблемы, ведь помимо общеотраслевых сложностей тут прослеживается и собственная специфика, связанная со сложной логистикой, изолированностью энергосистем и так далее. Да и денег в экономике (именно на производственные проекты) становится всё меньше. Вот что рассказала нам директор ООО «РДР Групп» (Якутия) Татьяна АНТИПКИНА:

— В нашей отрасли всё обстоит явно непросто. И будем говорить прямо, строительный рынок в Якутии не только не развивается — он вообще стоит. Соответственно, многие строительные компании переживают весьма непростые времена. И региональные власти тут ни при чём, поскольку на реализацию профильных проектов просто не хватает денег. По сути, из всех объектов можно выделить детские сады, которые ещё строятся. Но даже в этой связи речь идёт, как правило, о схемах государственно-частного партнёрства.

Выручает ещё государственная программа по переселению людей из ветхого и аварийного жилья. Но и она имеет свои финансовые пределы. Если не ошибаюсь, денег в этой программе осталось немного, что-то около 600 миллионов. Этого, конечно, очень мало. Так что нам остаётся надеяться на выправление ситуации в экономике. Пока всё выглядит не слишком позитивно. Хотя, повторюсь, правительство РС (Я) предпринимает серьёзные усилия для минимизации отраслевых потерь.

«Свои обязательства перед жителями Севера государство перекладывает на работодателей»

Об инвестиционной привлекательности дальневосточных регионов можно рассуждать долго. Но пока люди здесь не станут жить хотя бы в относительном комфорте, а бизнес не получит понятных и прозрачных правил игры, толку ждать не приходится. Примерно в таком ключе высказался председатель комитета по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Государственной думы РФ Николай ХАРИТОНОВ:

— Я часто бываю в командировках как раз в северных субъектах Федерации. И вижу, что там происходит на самом деле, в каких условиях в этих регионах живут и работают люди. Поэтому могу сказать, нет ничего удивительного в том, что народ продолжает покидать Дальний Восток. Уровень жизни во многих районах дальневосточных территорий остаётся низким.

Второй момент — ситуация с промышленным сектором Дальнего Востока. Не случайно на недавнем заседании Президиума Госсовета большое внимание уделялось рыбной отрасли, что особенно важно для многих субъектов ДФО. И что получается на сегодняшний день? Много выловил рыбы наш рыбак или мало, но на свой берег ему везти улов невыгодно, там его уже ждут представители таможенных, налоговых и других органов. Я не говорю, что не нужно платить налоги или таможенные сборы. Нужно, конечно, но во всём должен присутствовать здравый смысл. Поддержка своих производителей нужна.

Но вместо этого мы вынуждаем наших рыбаков продавать свою рыбу иностранцам. Да ещё и призываем чуть ли не за счёт самих рыбодобывающих компаний строить суда и ремонтные базы. Вначале в течение 25 лет уничтожали эту индустрию, а теперь хотим её возродить косметическими методами. А так не бывает. Нужна чёткая и реально работающая государственная программа возрождения рыболовецкой и рыбоперерабатывающей отраслей, а также судоремонта и судостроения и вообще всей профильной инфраструктуры. Нельзя это перекладывать исключительно на сам рынок. Рынок не справится.

Впрочем, у нас так пытаются делать во многих направлениях. Возьмём в качестве примера те же северные коэффициенты и надбавки, которые раньше людям на Севере платило государство, а теперь вынуждены платить работодатели. Это тоже неправильно, поскольку…

развернуть ↓

«К изменениям на геологическом рынке отношусь с опаской и надеждой одновременно»

Согласно недавнему постановлению правительства РФ, теперь практически все крупные государственные контракты в геологии отданы единственному участнику — государственному же холдингу «Росгеология». И многие специалисты уже оценили этот шаг как крайне негативный для отрасли. По принципу — это приведёт к гибели большинства независимых профильных компаний. А вот как оценивает происходящее директор Северо-Восточного комплексного НИИ ДВО РАН, член-корреспондент Российской академии наук, профессор Николай ГОРЯЧЕВ:

— К изменениям на геологическом рынке я отношусь и с опаской, и с надеждой одновременно. С одной стороны, можно опасаться монополизации. С другой — рациональное зерно тут, по всей видимости, есть. Особенно если знать, что вообще происходит в отрасли. Ведь ни для кого не секрет, что распределённый фонд недр, фигурально выражаясь, давно съеден, что новых объектов появляется крайне мало. И частные фирмы в этой связи проявляют себя не слишком активно. Хотя, если уж быть откровенным, то и государство никогда не стремилось масштабно запускать на этот рынок независимые геологические компании. Масштабно, я это подчеркну.

Но в то же время никто не снимал с государства задачи по регулярному восполнению минерально-сырьевой базы. Поэтому дальнейшие события лично мне представляются логичными. По сути, «Росгеология» — это такой минимизированный формат министерства геологии, которое существовало в советское время. Сравнение, конечно, условное, но фактически правильное. И если от этого будет толк, если удастся серьёзно нарастить минерально-сырьевую базу, значит, холдинг полностью оправдает возложенные на него задачи. Несмотря на все опасения участников рынка.

«На ГОК АО Павлик состоится серьёзное событие — запуск системы флотации»

Недропользование на Колыме — практически самое значимое промышленное направление. Но даже на этом фоне месторождение Павлик является одним из крупнейших производственных активов региона, ведь речь идёт о важном отраслевом проекте территории. Тем более что работы здесь уже давно ведутся полным ходом, и это мы видели своими глазами, непосредственно в Тенькинском районе Магаданской области. А вот как охарактеризовал последние события генеральный директор горно-обогатительного комбината АО «Павлик» Владимир ЧЕРНОВ:

— Пусконаладочные работы у нас ведутся динамично, в соответствии с утверждёнными планами. И коэффициент использования оборудования на предприятии достигает на сегодняшний день 92 процента. Любой специалист поймёт: это хороший отраслевой показатель. Тем более что стопроцентного коэффициента использования оборудования не бывает в принципе.

Также могу отметить, что к середине ноября мы должны произвести запуск системы флотации, то есть получить флотоконцентрат. Для нас это серьёзное событие, поскольку соответствующие технологии позволят извлекать мелкодисперсное золото в промышленных объёмах. А через некоторое время мы будем запускать отраслевые методики сорбции. Это также важная составляющая нашей работы. Так что весь технический цикл на нашем горно-обогатительном комбинате наращивается в плановом режиме. Проще говоря, предприятие работает нормально, как и положено. Это касается и нашего оборудования, и наших специалистов. Поэтому никаких проблем с дальнейшей работой комбината я не вижу. Всё идёт строго по графику. И это самое главное.

Также по теме 

Темы последних номеров 

Редакция «БГ»:
Система безжалостно (и очень недальновидно) расправляется с теми, кто вложил сюда всю свою жизнь, кто готов работать день и ночь, чтобы сделать эту землю процветающей. Этих людей можно без пафоса назвать настоящими патриотами, и именно в эту когорту входит Николай Адамович Дереженец.
Что будет, если такие люди, как Дереженец, уйдут, доведённые до отчаяния произволом и несправедливостью?… читать полностью >
 
Правовое поле

Банки блокируют счета, суды блокируют банковский беспредел

Летом 2018 года Президент РФ поручил правительству и ЦБ исключить необоснованную блокировку банками счетов компаний в рамках борьбы с обналичиванием денежных средств и уходом от налогов… читать полностью >

 
Эра милосердия

Самое тёплое место на Полюсе холода

Без аналогов Наверное, даже не стоит говорить, какое представление складывается о детдомах у большинства людей, не имеющих к этим учреждениях никакого отношения. Картинка выводится из образа серого… читать полностью >

 
ДВ-Видение

© ООО «Бизнес-медиа «Дальний Восток», 2013–2017.

Официальный сайт печатного издания «Бизнес-газета «Наш регион — Дальний Восток»
Свидетельство о регистрации: ПИ № ФС77‒62577 от 31 июля 2015 года.
Все права защищены и охраняются законом. При полном или частичном использовании материалов
ссылка на Бизнес-газету «Наш регион — Дальний Восток» (http://biznes-gazeta.ru) обязательна.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.
Все замечания и пожелания присылайте на bmdv@mail.ru.
Офис редакции находится по адресу: г. Хабаровск, проспект 60-летия Октября, 210, оф. 202, 203, 204.
Следите за нами:
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru