Как разморозить экономику Севера?

Корреспонденты бизнес-газеты «Наш регион — Дальний Восток» вновь побывали в командировке в Якутии. Причем на этот раз мы проехали по федеральной автодороге «Вилюй» от Якутска до Ленска. И всюду встречались как с представителями административных структур территории, так и с руководителями производственных компаний. Строительных, дорожных, энергетических, сельскохозяйственных... Перечень получился большой. И все наши собеседники буквально в один голос говорили о самых насущных проблемах, характерных для российского Севера. И наш номер мы, уже традиционно, открываем комментариями специалистов. 

«Предлагаем внести в программу развития Дальнего Востока финансирование мелиорации в сельскохозяйственных районах»

Несмотря на особые климатические условия, на Севере достаточно динамично развивается агропромышленный комплекс. В том числе и его стандартные направления — животноводство, растениеводство и так далее. Однако тут есть свои проблемы. Вот что рассказал нам глава Сунтарского района Якутии Владимир ТИХОНОВ:

— Наш район относится к числу типично сельскохозяйственных. И правительство нашего региона здорово помогает своему АПК. Однако далеко не всё зависит от наших руководителей. И тут есть весьма серьезные проблемы. Я имею в виду, в первую очередь, обеспечение кормами. Для развития сельского хозяйства, в частности животноводства, необходима соответствующая кормовая база. И основным путем создания условий для заготовки кормов в нашей местности является мелиорация. Она у нас, конечно, ведется, но явно не в тех объемах, какие нам требуются. Общий объем земель сельскохозяйственного назначения в нашем районе составляет 60 тысяч гектаров, из них половина — это непосредственно пашни. Сами понимаете, объемы более чем приличные. В европейской части страны такого, наверное, даже представить себе не могут. И, разумеется, у нас требуется вести серьезные мелиоративные работы. Да, кое-что в этом плане у нас, разумеется, делается. На профильную деятельность у нас в течение трех лет было израсходовано порядка 15 миллионов рублей. Однако при нашем земельном изобилии этого явно недостаточно. К тому же после проведения мелиоративных работ необходимы работы по коренному улучшению лугов (КУЛ). Вот я хотел бы через вашу газету обратиться к разработчикам государственной программы развития Дальнего Востока с предложением включить в этот документ пункт о финансировании мелиорации и КУЛ для сельскохозяйственных территорий, работающих в сложных природно-климатических условиях Севера. Ведь это станет огромным подспорьем для наших территорий. Более того, такая мера будет способствовать сохранению и увеличению поголовья КРС, развитию сельского хозяйства в целом, а значит, и росту доходов сельского населения. Именно этот момент поможет нашему…

развернуть ↓

«Национальный колорит в современной якутской архитектуре еще не найден»

На первый взгляд, в Якутии появляется всё больше оригинальных по своим проектным идеям зданий, в которых присутствует национальный орнамент. Однако, по мнению генерального директора ООО Архитектурная творческая мастерская «Утум» Николая ФЕДОРОВА, тут не всё однозначно:

— Якутской национальной особенности в архитектуре Якутска и в целом в Якутии пока еще не существует, хотя архитекторы и пытаются что-то сделать. Так сказать, находятся в постоянном поиске. Но, к сожалению, архитектурное наследие якутского народа и вообще северных народностей небогато. Я думаю, из-за экстремального климата, постоянной борьбы за выживание. Формы якутского балагана, урасы и так далее, которые используются архитекторами в поисках, на мой взгляд, не совсем удачны. По крайней мере, во многих случаях. Да, после августовского путча 1991 года у нас в Якутии, да и по всей России, наблюдался некоторый архитектурный всплеск. У специалистов появилась свобода самовыражения, и они стали уходить от привычных стандартов. Но, во-первых, всё это длилось недолго, поскольку архитекторы (такая уж особенность у нашей профессии) не могут работать сами по себе, они напрямую завязаны на интересы и деньги застройщика. А застройщик, как правило, заинтересован в первую очередь в получении прибыли. Думаю, не стоит объяснять, почему нельзя построить дешевый и в то же время красивый объект. Ну а, во-вторых, архитектурная свобода — это всё же не синоним национальной особенности. Она, эта особенность, формируется в течение многих лет, если не столетий.  Об особенностях национальной архитектуры — на стр. 23

«Быстрее построить самый сложный объект, чем получить разрешение на строительство»

Об уровне бюрократии в России можно рассказывать бесконечно. Это — тема не просто актуальная, она практически вечная. Причем доходит до поразительных вещей — производственники готовы на свои деньги создавать самые современные объекты. Но на решение простейших вопросов в органах власти у них уходят годы. Об этом — в комментарии генерального директора ГК «Утум+» Георгия КАРАМЗИНА: 

— Давайте будем говорить предельно конкретно. Во всех даже относительно крупных городах одной из основных проблем является отсутствие парковок. Машин становится всё больше, а мест для стоянок, соответственно, всё меньше. И мы решили хотя бы частично изменить ситуацию в Якутске. Подготовили проект строительства девятиэтажного гаражного комплекса и закупили в Республике Корея соответствующее оборудование. Это, грубо говоря, робот. То есть вы заезжаете на первый уровень гаража, выходите из машины — и всё. Остальное за вас сделает именно робот, который сам поставит вашу машину в ваш бокс. Такого на Дальнем Востоке еще нет. А мы планируем построить даже не одну, а, как минимум, две такие стоянки на 100 машин каждая. Выиграет от этого город? Думаю, ответ очевиден. Во-первых, потому что в лучшую сторону изменится ситуация с парковками, а во-вторых, бюджет от этого не потеряет ни копейки. Мы всё делаем сами и никаких денег ни у кого не просим. Да в том же Гонконге, Сингапуре или Китае такого застройщика носили бы на руках. Но мы до сих пор, вот уже полтора года, не можем получить разрешение на землю под строительство этой многоуровневой парковки. Получили все соответствующие разрешения, в том числе и в Москве, от МЧС РФ, а вот на местном уровне вопрос не решается. Между тем технику мы уже закупили, она готова к монтажу. Но когда идея всё-таки будет воплощена в жизнь, я не знаю. И лично у меня возникает простой вопрос к Владимиру ПУТИНУ, Дмитрию МЕДВЕДЕВУ и другим высокопоставленным чиновникам: господа, о каких зарубежных инвестициях в нашу экономику вы мечтаете, если на решение элементарного вопроса в наших административных структурах даже свой, отечественный бизнес тратит минимум полтора года? Минимум! И какой…

развернуть ↓

«Современное общество может быть только конкурентным, при этом залогом здесь должна быть духовная свобода»

Как правило, в своих интервью главы муниципальных районов говорят о реализации программ, о строительстве новых объектов, о планах на будущее. А вот руководитель Нюрбинского улуса Якутии Борис ПОПОВ выстроил диалог по-другому:

— Лично я, как глава района, намерен создавать условия, при которых мои земляки будут свободными и конкурентоспособными. Только в этом случае мы сможем жить не просто «как в Америке», а лучше, чем в Америке. К величайшему сожалению, у нас в стране сформировалась потребительская психология. Многие из наших людей живут по принципу — вы власть, значит, обязаны дать мне то-то и тогда-то. Но ведь это неправильный подход. Почему власть за тебя должна выстраивать твою жизнь? А ты попробуй что-то сделать сам. Я вот вам конкретный пример приведу. Есть у нас в районе село, жители которого живут, как и в обычном, среднестатистическом селе нашей страны. То есть с туалетами на улице и банями во дворах. Приехал я как-то туда и предложил — друзья мои, а мы ведь с вами в 21-м веке живем. Почему бы вам не обзавестись благоустроенными санузлами? Возьмите ссуды под минимальный процент в нашем потребительском кооперативе «Саха-кредит» и обустройте свои дома. Поначалу на меня как на дикого смотрели. Но вскоре люди убедились — а ведь и правда можно и на селе в бытовом отношении жить не хуже, чем в городе. В итоге 10 человек улучшили свои жилищные условия, и этот процесс, я надеюсь, будет продолжаться. И тут ведь есть громадный психологический плюс. Если человек самостоятельно решил какую-то проблему, он начнет себя по-настоящему уважать. Он прежде всего самому себе скажет — вот, я без каких-либо подачек сделал жизнь своих близких на селе такой же современной, как в городе. Сам! Лично! И я хозяин своей судьбы. Вот оно, ощущение личной свободы в чистом виде. А через некоторое время такой человек возьмет по лизинговым схемам трактор и организует собственное сельхозпредприятие. Или еще каким…

развернуть ↓

«Отток населения из нашего региона продолжается, и уезжают отсюда далеко не худшие»

Якутия — самый крупный в территориальном отношении регион страны. По своей площади он занимает пятую часть России. Ну и, разумеется, эта земля нуждается в системном энергообеспечении. Чем и занимается ОАО «Сахаэнерго» — стопроцентная «дочка» ОАО АК «Якутскэнерго». Именно это предприятие не только эксплуатирует уже существующие котельные и дизельные электростанции (ДЭС), но и активно создает новые мощности. В том числе альтернативные — солнечные электростанции и ветроэнергетические установки. Что же касается основных проблем, то, по мнению генерального директора ОАО «Сахаэнерго» Сергея ГУБСКОГО, они связаны именно с дефицитом кадров:

— Кадровый голод наша компания, естественно, ощущает. Как и подавляющее большинство предприятий Якутии. Хороших специалистов на Севере остается всё меньше. И это печальная данность. Тут ведь какая история получается. Еще в девяностые годы в России были закрыты многие ПТУ и техникумы. В итоге именно сейчас мы сталкиваемся с нехваткой квалифицированных рабочих, поскольку представители старшего поколения, получившие профильное образование еще во времена СССР, выходят на пенсию. А молодежи нет. Это общероссийская беда, но в нашем регионе она наслаивается еще и на местную специфику, поскольку отток населения в западные края и области продолжается. Уезжают отсюда далеко не худшие. Продолжение темы на стр. 12-13

«Северные коэффициенты и надбавки должны стать общим федеральным налогом»

Дальневосточные промышленные компании, работающие на Севере, никогда не смогут нормально конкурировать с предприятиями из европейской части страны. Хотя бы потому, что именно наш промышленный сектор отягощен дополнительными финансовыми нагрузками. В виде тех же северных коэффициентов и надбавок, например. Одно это уже подрывает основы регионального бизнеса. Что делать? На этот вопрос ответил генеральный директор ОАО «Вилюйавтодор» Сергей НИКИФОРОВ:

— Мне интересно, расположены ли наши федеральные чиновники выслушивать конкретные предложения из районов Дальнего Востока? Вот я, как руководитель крупной дорожной компании и депутат Нюрбинского районного совета, хочу такое предложение озвучить. В настоящее время все предприятия, работающие на Севере, выплачивают своим сотрудникам соответствующие северные надбавки и коэффициенты. Плюс ко всему несут дополнительные расходы, связанные с длинными отпусками, субсидированием переездов наших работников и членов их семей к местам отдыха и обратно и так далее. Всё это делает наш бизнес неконкурентоспособным по сравнению с бизнесом, работающим в европейской части страны. Участвуем-то все мы в одних и тех же аукционах. Только наши конкуренты могут снижать цены, а мы — нет. Поскольку именно мы обременены дополнительными расходами. Так давайте поступим просто и справедливо — внесем те же коэффициенты, надбавки и прочие региональные расходы в некий единый федеральный налог. В какой именно — пусть подумают специалисты. Но если эти затраты станут совокупно нести все предприятия России, объем соответствующих выплат для каждого из таких предприятий будет копеечным. Зато пользу получат все, ведь Север — это огромная ресурсная кладовая нашей страны. Но если тут не останется населения (а такая угроза существует), государство российское рано или поздно лишится этой территории. Поэтому поддерживать этот регион обязана вся страна. Развитие темы — на стр. 16-17

«На Севере выжить в одиночку просто невозможно, поэтому взаимовыручка — это у нас в крови»

Предприятие ООО «Ремонтно-Эксплуатационная компания — Яна» занимается реконструкцией и содержанием дорог на Крайнем Севере. Практически в Заполярье. То есть в сложных природно-климатических условиях. Однако на вопрос о том, какая помощь требовалась бы этой отрасли от государства, руководитель этой производственной структуры Михаил ЧИРЯЕВ ответил довольно лаконично:

— Конечно, мы были бы рады, окажи нам государство поддержку на уровне тех же налоговых льгот. У нас немалый оборот финансовых средств по показаниям за год, но если вычесть из этой суммы наши расходы (а на Севере, как вы понимаете, всё стоит очень дорого), то останется небольшой процент, который мы можем тратить именно на зарплату. Но даже в таких условиях мы находим возможность постоянно повышать доходы наших сотрудников. Не так давно заработная плата у нас увеличилась на 50 процентов. Но беда в том, что профессионалов у нас остается всё меньше. Люди продолжают уезжать с Севера. И чтобы хоть немного изменить ситуацию в лучшую сторону, мы стараемся оказывать регулярную социальную поддержку своему Усть-Янскому району. Например, местной школе. Там ведь учатся дети наших сотрудников, а это для нас — святое. Да и вообще, как не поддерживать свой родной район или поселок? Помните, в советские годы была популярна фраза: «Если не мы, то кто же?». Это, на мой взгляд, типично северный принцип. На Севере выжить в одиночку просто невозможно, поэтому взаимовыручка — это у нас в крови. Независимо от того, какую поддержку нам оказывает государство. О том, в каких условиях работают дорожники Крайнего Севера — на стр. 8

«Кризис, о котором так долго предупреждали экономисты, к нам уже приблизился вплотную»

В последние месяцы производственный сектор Дальнего Востока испытывает серьезные проблемы. И делать вид, что ничего не происходит, у властей уже не получается. Вот как обозначил ситуацию генеральный директор одной из самых крупных строительных компаний Якутии — ООО «Строймонтаж-2002» Роман ПРИХОДЬКО:

— Производственные объемы в нашем регионе постоянно сокращаются. И мы, строители, ощущаем это более остро, чем другие участники рынка. У нас ведь всё просто: есть заказы — экономика предприятия работает нормально, нет заказов — экономические показатели компании сжимаются. О причинах можно только догадываться, но скорее всего кризис, о котором нас так долго предупреждали экономисты, вплотную приблизился к производственному сектору региона. Это ощущается уже довольно давно. И по отсутствию крупных объектов, о строительстве которых заявлялось ранее, и долгам между участниками рынка. Но самое печальное заключается в том, что каких либо позитивных сдвигов я, как производственник, пока не вижу. Поймите меня правильно, я не нагнетаю обстановку, а констатирую факт. На сегодняшний день всё движется не в лучшую для нас сторону. Причем на это накладываются, и уже давно, существующие проблемы. И тот же ФЗ-94 (а также новая система, вводимая с 2014 года, которая полностью повторяет ошибки этого закона), и поздние сроки проведения аукционов, что не позволяет нам формировать более или менее долгосрочную производственную политику), и кадровый голод. Ситуация не из приятных. И это еще мягко сказано. Продолжение разговора — на стр 6-7

Также по теме 

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Банки блокируют счета, суды блокируют банковский беспредел

Летом 2018 года Президент РФ поручил правительству и ЦБ исключить необоснованную блокировку банками счетов компаний в рамках борьбы с обналичиванием денежных средств и уходом от налогов… читать полностью >

 
Эра милосердия

Самое тёплое место на Полюсе холода

Без аналогов Наверное, даже не стоит говорить, какое представление складывается о детдомах у большинства людей, не имеющих к этим учреждениях никакого отношения. Картинка выводится из образа серого… читать полностью >

 
ДВ-Видение

© ООО «Бизнес-медиа «Дальний Восток», 2013–2017.

Официальный сайт печатного издания «Бизнес-газета «Наш регион — Дальний Восток»
Свидетельство о регистрации: ПИ № ФС77‒62577 от 31 июля 2015 года.
Все права защищены и охраняются законом. При полном или частичном использовании материалов
ссылка на Бизнес-газету «Наш регион — Дальний Восток» (http://biznes-gazeta.ru) обязательна.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.
Все замечания и пожелания присылайте на bmdv@mail.ru.
Офис редакции находится по адресу: г. Хабаровск, проспект 60-летия Октября, 210, оф. 202, 203, 204.
Следите за нами:
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru