«Наш регион — Дальний Восток»,  № 08 (85), июль 2013
Главная тема

Главная тема 

«Национальный колорит в современной якутской архитектуре еще не найден»

Облик Якутии постоянно меняется. И здесь, в северной республике, регулярно появляются новые жилые дома, школы, культурные и спортивные центры. Однако их облик далеко не всегда соответствует современным архитектурным требованиям. И это объяснимо, поскольку, по мнению директора ООО Архитектурная творческая мастерская «Утум» Николая ФЕДОРОВА, построить красивый, но дешевый объект просто невозможно. 

О свободе и деньгах

— Николай Семенович, вы руководите одной из самых известных в Якутии архитектурных фирм. Поэтому вам, что называется, и карты в руки. Вот скажите, существует ли якутская национальная архитектура?

Справка

От редакции Уважаемые читатели! Просим вас высказать свое мнение о зданиях в Якутске, построенных по проектам ООО Архитектурная творческая мастерская «Утум». Нам кажется, что это действительно необычные и интересные решения. А что думаете вы? Свои отзывы просим оставлять на сайте бизнес-газеты «Наш регион — Дальний Восток», в комментариях к этой статье. 

— Якутской национальной особенности в архитектуре Якутска и в целом в Якутии пока еще не существует, хотя архитекторы пытаются что-то сделать, находятся в постоянном поиске. К сожалению, архитектурное наследие якутского народа и вообще северных народностей небогато, я думаю, из-за экстремального климата, постоянной борьбы за выживание. Формы якутского балагана, урасы и так далее, которые используются архитекторами в поисках, на мой взгляд во многих случаях не совсем удачны. Найти национальную особенность в архитектуре, я думаю, очень сложная задача. В современной мировой архитектуре, если посмотреть, нет ведь национальных особенностей ни в европейской, ни в американской, ни в японской и китайской, за исключением отдельных единичных объектов. 

— А была ли возможность сформировать национальную особенность? Например, в советские годы?

— В советский период вряд ли. Тогда было время жесткого функционализма. А вот начиная с августовского путча 1991 года — да, у нас в Якутии, да и по всей России, наблюдался, скажем так, архитектурный всплеск. У специалистов появилась свобода самовыражения, и они стали уходить от привычных стандартов. Но всё это, во-первых, длилось недолго, поскольку архитекторы (такая уж особенность у нашей профессии) не могут работать сами по себе, они напрямую завязаны на интересы и деньги застройщика. А застройщик, как правило, заинтересован в первую очередь в получении прибыли. Думаю, не стоит объяснять, почему нельзя построить дешевый и в то же время красивый объект. Ну а, во-вторых, архитектурная свобода — это все-таки не синоним национальной особенности. Она формируется в течение многих лет, если не столетий. Это — целая совокупность факторов. Самое главное — это высокое развитие строительной науки, технологий, техники, производства строительных материалов.

— Многие участники рынка говорят о кадровом голоде. Ваша компания испытывает такие проблемы?

— Недостатка в специалистах-архитекторах в Якутии, я думаю, нет, тем более что их выпускает местный университет. Существует дефицит специалистов — гидротехников, водоснабжения, канализации. При сегодняшнем положении дел у архитекторов не слишком много возможностей для развития. Есть такая проблема.

— А почему? Из-за дешевизны объектов?

— Основные причины я назвал выше. Кроме этого, в обилии нормативных документов, как старых выпущенных еще в прошлом столетии, так и еще дополнительно новых, которые не отменяют старые. Нормотворчество в последние годы ведется очень активно. Тяжело за этим процессом уследить и тем более запоминать. В таких условиях, конечно, стало тяжело работать, ну и, естественно, страдает качество проектных и архитектурных решений. Увы, это объективная реальность, и все мы принимаем эти правила игры. Другого у нас пути пока просто нет.

О заказчиках и новаторах

— Но, Николай Семенович, заказчики, насколько я понимаю, тоже разные бывают. Вы сотрудничаете с государственными структурами?

— Нет, мы сейчас в основном работаем с частными заказчиками. 

— Хорошо, будем говорить о частном бизнесе. В Якутске мы видели здания, построенные по вашим проектам. И это очень интересные архитектурные решения. Так всё-таки у вас получается творческий подходить к профессиональным вопросам?

— Вы, наверное, имеете в виду два объекта — жилой дом № 7 на улице Кирова и жилое здание (с офисом ВТБ) на пересечении улицы Октябрьской с проспектом Ленина. Да, это действительно в моей карьере, я считаю, наиболее интересные проекты. Не случайно дом на Кирова был отмечен серебряным дипломом на Всероссийском смотре-конкурсе «Зодчество», который проходил в Москве. Тут есть заслуги и застройщика. В сметную стоимость он заложил самые качественные материалы. Причем не только керамогранит, но и гранит натуральный, который был использован для отделочных работ. Плюс натуральный мрамор для внутренней отделки. Плюс дорогие стекла для остекления. Ну и наши специалисты, конечно же, постарались. Та же история и со зданием на углу Октябрьской и проспекта Ленина. Хочу заметить между прочим. В якутской прессе проводился опрос под рубрикой «Снести уродину». Оба этих здания по голосованию вошли в список. 

— И как вы на это реагировали?

— Можно сказать, почти с гордостью. В 1889 году, когда в Париже появилась Эйфелева башня, во французской прессе поднялась волна возмущения. Творческая интеллигенция требовала «снести урода». А сколько упреков и критики вынес автор театра оперы в Сиднее! Тем не менее Эйфелева башня является символом не только Парижа, но и всей Франции, а театр в Сиднее — символом города и Австралии. Я не претендую на такую известность, но успокаиваю себя. Знаете, если вернуться к разговору о наших домах в Якутске, то меня удивляет другое — почему-то наших людей, возможно не только их, не возмущают «хрущевки». Их не раздражают бараки, в которых до сих пор существуют (полноценной жизнью это можно назвать лишь с трудом) тысячи наших земляков. А вот нечто новое вызывает раздражение.

— Но ведь это — не единственные ваши объекты? Я знаю, что именно Архитектурная творческая мастерская «Утум» сформировала облик многих зданий в республиканской столице.

— За 22 года наша организация, действительно, создала много проектов. И каждым из них мы, в определенной степени, гордимся, поскольку всегда добросовестно относились к своей работе. Этот же подход мы исповедуем до сих пор. А уж о том, насколько интересны наши объекты — судить не нам, а жителям республики. Это их полное право.

О нормах и правилах

— Какие еще проблемы существуют в архитектурной и проектной сфере деятельности?

— Да, собственно, они во многом стандартны. И касаются не только архитектурной или проектной среды, но и всей отрасли в целом. У нас, на мой взгляд, слишком усложнены нормативные правила. Документооборот в проектировании и строительстве превышает все разумные пределы. И это — действительно проблема, мешающая системному развитию рынка.

— Но ведь без этого не обойтись?

— Да кто бы спорил? Просто слишком много нормативов, регламентов, гостов и так далее. Причем некоторые противоречат друг другу. А если подходить разумно, должно быть несколько регламентов по основным направлениям, по безопасности, противопожарный, сейсмический и так далее. Работать в отрасли стало бы намного легче. 

Беседовал Александр МАТВЕЕВ

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров