Спасти и сохранить

Дальний Восток богат не только недрами, но и людьми, среди которых не последнее место занимают коренные малочисленные народы. Пока занимают. Ведь ежегодно исчезают целые национальные села, народности, а вместе с ними пропадает и пласт уникальной культуры. Почему так происходит? Как сохранить то, что еще осталось? Об этом нам рассказали представители ассоциаций, поддерживающих аборигенов.

Ответ турбизнеса

Генеральный директор ООО «Юнитрэвэл» (Хабаровск) Елена ЛОГВИНЧУК:

— Наша туристическая компания на рынке с 1996 года, и за это время многое изменилось. Казавшийся много лет назад экзотичным и недоступным отдых за рубежом сегодня перестал быть таковым. Люди привыкли выбирать отдых в Восточной и Юго-Восточной Азии, в Европе и во многих других уголках нашей планеты. Спросите любого, кто побывал, скажем, в Шанхае, чем вызван его выбор. «Доступность тура, качество сервиса и интересная культурная программа», — ответят вам. Добавлю, что для наших граждан заграничный отдых привлекателен еще и тем, что домой можно привезти, как говорится, полные сумки сувениров, более доступной качественной электроники, а также ювелирных изделий.

   Привлечение дальневосточных малых этносов к туризму — идея достаточно интересная. Ведь нам известны примеры, когда в некоторых странах туризм становился ведущим источником дохода для местного бюджета и населения.

   Но теперь давайте попробуем найти хоть одну из названных выше позиций у местного этноориентированного туризма. Ни сервиса, ни доступности, ни какой-либо материальной продукции, произведенной местными коренными малочисленными народами. Остается только культурный аспект, а он в чистом виде мало кого привлекает. Я, и многие коллеги со мной согласятся, считаю этнотуризм неперспективным. По крайней мере, пока туда не придут значительные инвестиции.

А вот сенатор Александр МАТВЕЕВ считает по-другому:

— Туризм — это самый интересный и перспективный путь развития и использования этих этносов. Тем более природно-ресурсный потенциал Дальнего Востока, да и всей России, уникален, он огромный, но сегодня он используется менее чем на процент. Как пример могу вспомнить Якутию. К нам, в Оймякон, на полюс холода, в конце…

развернуть ↓

«Нас поддержал Кобзон»

Председатель правления ассоциации «Народные художественные промыслы России» (Москва) Геннадий ДРОЖЖИН рассказал о проблемах КМНС в масштабе страны:

— Если говорить в общем, то положение в этой сфере сейчас тяжелое. Уже 21 год мы стремимся к тому, чтобы не только поддерживать, но и развивать традиционную культуру и промыслы коренных народов. Помогаем коллегам в регионах, ведем выставочную деятельность. Но пока этого недостаточно, несмотря на все наши усилия. Конечно, достижения есть, мы смогли сохранить многие творческие коллективы по стране. Но о развитии в нынешней ситуации думать еще рано. 

   Нужно, чтобы все программы и структуры работали эффективно, стоит посмотреть и на систему организации государственной поддержки КМНС в целом. Представьте, проблемами коренных малочисленных народов занимаются более десяти министерств и ведомств. И в каждом разрабатываются свои проекты, стратегии развития. А что в итоге? Получается как в пословице «У семи нянек дитя без глазу». И действительно, в такой ситуации скоординированной, хорошо продуманной и комплексной работы просто быть не может. Поэтому необходимо четко сформулированное политическое решение. Эффективным могло бы стать создание Совета по народным и художественным промыслам при Государственной думе России, в котором была бы разработана единая программа поддержки всех сфер культурной и бытовой жизни малочисленных народов.

   Многие говорят о том, что для реализации проектов не хватает средств. Но я считаю, что на данном этапе пока рано говорить о деньгах. В первую очередь нужно решение по организации комплексной работы с коренными народами.

   Конечно, неправильно, когда страна покупает какого-нибудь футболиста, тратя на него средства большие, чем на всю государственную поддержку КМНС. Но нашей ассоциации сегодня финансово помогают неравнодушные люди. Ассоциация благодарит Иосифа…

развернуть ↓

«Скоро ничего и никого не останется»

О том, как живут аборигены Камчатского края, рассказала Татьяна РОМАНОВА, председатель регионального комитета КМНС:

— Всего по краю насчитывается около 23 тысяч представителей КМНС. Но среди этого населения в лучшем случае 20 процентов обеспечены работой. Всё больше людей вообще уезжают из края, а удержать их мы не можем. Потому что нечем.

   Представьте себе. В национальных селах, где живет по 300–400 человек, всего один медпункт, в котором дежурит одна медсестра. А если случится что-то серьезное, то нет гарантии, что помощь придет вовремя, потому что практически все национальные села находятся в труднодоступной местности. К ним вертолет прилетает не чаще, чем раз в месяц. От этого высокая смертность и низкая продолжительность жизни среди коренных народов. А как привлекать на работу молодежь? Без возможности дать детям образование, без медицинской помощи…

   Местные жители находятся в безвыходном положении. Власти не могут предоставить им ни жилье, ни работу. А без работы люди не могут платить за строительство жилья. Кстати, 90 процентов домов в селах были построены еще в советское время, и они уже давно причислены к ветхому жилому фонду.

   Неправильно, что многие думают так: если ты представитель коренного народа – то иди жить и работать в тундру. Но как быть с сельчанами, которые работают в школах, медпунктах? У нас итак колоссальная нехватка кадров. Да и нет желания у молодежи заниматься традиционными промыслами, потому что сегодня в этом направлении нет никаких перспектив.

   Вообще, традиционное хозяйство в крае сейчас не в лучшем состоянии. У родовых общин нет возможности заниматься даже тем, что имеет для них жизненно важное значение. Я о рыболовстве, охоте, оленеводстве. Земли под пастбища не предоставляются в нужном количестве, даже на вылов рыбы не каждая община…

развернуть ↓

Рассказывает законодатель

Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеральному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера сенатор Александр МАТВЕЕВ:

— Если говорить о коренных малочисленных народах, то работа по совершенствованию законодательства по обеспечению их прав ведется непрерывно. Могу выделить несколько направлений.

   В первую очередь мы стремимся закрепить юридически возможность безвозмездного традиционного природопользования. Например, это касается доступа к водным биологическим ресурсам, объектам охоты, а также использования пастбищ для выпаса оленей. Для этого Комитетом Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов были выдвинуты законодательные инициативы — поправки для внесения изменений в Земельный кодекс законодательство о рыболовстве и охоте. 

   Совсем недавно был предложен и принят закон, согласно которому для коренных малочисленных народов Севера, ведущих кочевой образ жизни, установлен четкий порядок регистрации. Раньше граждане, ведущие кочевой образ жизни, не были привязаны к какому-нибудь населенному пункту, местом регистрации в паспорте обозначалась «тундра». Поэтому оленеводы зачастую оказывались лишенными возможности реализовать свои социальные права, поскольку для получения медицинской помощи, образования, единовременного пособия при рождении детей, субсидий на приобретение северных оленей, для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий им необходимо было предъявить регистрацию по месту жительства. По новому законодательству они будут регистрироваться по адресу органа местного самоуправления ближайшего к местам их кочевья населенного пункта.

   Следующий момент. В настоящее время ведется работа над изменением закона об охоте. Планируется узаконить многолетнюю аренду охотничьих угодий — мест, на которых традиционно охотились и охотятся представители…

развернуть ↓

Комментарий общественного деятеля

Председатель Межрегиональной общественной организации «Лига малочисленных народов и этнических групп», представительница нанайского народа Евдокия ГАЕР:

— Самый значительный удар традиционному образу жизни был нанесен в шестидесятые годы, когда государством проводилась политика переселения коренных малочисленных народов из мелких поселений в крупные.

Казалось бы, советская власть руководствовалась благими намерениями: дети должны были стать полноценными образованными гражданами, а взрослые, получив работу, включиться в процесс построения счастливого будущего. Отчасти это было осуществлено. Тогда у нас сформировалась своя интеллигенция, первые ученые, учителя, врачи. Считаю, что и мне была дана блестящая возможность получить образование. (Евдокия Александровна является кандидатом исторических наук, членом-корреспондентом РАЕН.)

   Переселение, жизнь в больших поселках в качестве национального меньшинства, массовое отлучение детей от родителей для воспитания в интернатах, сокращение хозяйственных угодий и возможностей заниматься традиционными видами деятельности привели к духовному и экономическому кризису коренных народов. Начиная с семидесятых годов в их среде распространяется скрытая безработица, алкоголизм, разрушается семья и традиционная культура. Эти явления повлекли за собой вначале уменьшение естественного прироста, а затем, в последующие годы, и сокращение численности коренных народов.

«Саммит АТЭС не решает проблемы, а создаёт их»

О проблемах коренных народов Приморья рассказал Алексей КУДРЯВЦЕВ — председатель общественной палаты Пожарского района Приморского края, заместитель руководителя ТС Общины КМН «Тигр»:

— В первую очередь стоит отметить, что в нашем крае проживают представители таких народов, которые находятся на грани исчезновения. Причем живут они в самых отдаленных местах.

   Наша ассоциация старается поддерживать национальные села, налаживать контакты с властями, привлекать к сотрудничеству родовые общины, но пока результатов немного.

   Что касается поддержки государства, то до смены губернатора мы практически не ощущали внимания администрации. Даже не могли участвовать в целевых федеральных программах. То, что уже давно работает в других регионах, мы смогли сделать только в прошлом году. Поэтому сейчас большая надежда на нового губернатора. Пока не ясно, как будет реализовываться поддержка КМНС, но подвижки в этом плане уже есть.

   Печально, но на федеральном уровне значительно сокращаются льготы для коренных малочисленных народов. А то, что остается, настолько не продумано, что реализовать это на практике невозможно. Возможно, проблема в том, что во власти нет лиц, которые бы компетентно представляли интересы КМНС. Московская ассоциация пытается решить этот вопрос, но пока неэффективно.

   Бывает и такое. Рабочая группа разрабатывает новый проект. Все это открыто обсуждается, но в результате правительство утверждает совершенно другой документ, который до этого никто не видел. Как это происходит, сказать не могу, но случаи подобные есть.

   Сегодня какой бы вопрос из сферы финансирования ни поднимался, чиновники ссылаются на подготовку к саммиту АТЭС. Получается, что все средства уходят туда, а коренные народы должны потерпеть. А ведь если аборигены живут не во Владивостоке, условия их жизни, мягко говоря, тяжелые.

   Я живу в Красном Яре…

развернуть ↓

Также по теме 

Темы последних номеров 

Петр ЧЕРЕМКИН:
— На мой взгляд, требуется официально, на всероссийском уровне признать оленеводство национальным достоянием России. Оленеводство никогда не сможет стать самодостаточным бизнесом. И без системной государственной поддержки здесь не обойтись. Аборигены в этих случаях говорят: «Олень есть — эвен живет, оленя нет — эвен умрет». Это так и есть. И без государственной помощи мы рискуем потерять… читать полностью >
 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Эра милосердия

Самое тёплое место на Полюсе холода

Без аналогов Наверное, даже не стоит говорить, какое представление складывается о детдомах у большинства людей, не имеющих к этим учреждениях никакого отношения. Картинка выводится из образа серого здания с общими спальнями, в которых и живут воспитанники. Они носят одинаковую (или почти одинаковую) одежду, кушают в общей столовой и постоянно находятся под присмотром воспитателей. Так вот, это типовое… читать полностью >

© ООО «Бизнес-медиа «Дальний Восток», 2013–2021.

Электронная версия печатного издания «Бизнес-газета «Наш регион — Дальний Восток»
Свидетельство о регистрации: ПИ № ФС77‒62577 от 31 июля 2015 года.
Все права защищены и охраняются законом. При полном или частичном использовании материалов
ссылка на Бизнес-газету «Наш регион — Дальний Восток» (https://biznes-gazeta.ru) обязательна.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.
Все замечания и пожелания присылайте на vzimakova@yandex.ru.
Офис редакции находится по адресу: г. Хабаровск, ул. Хабаровская, 15в, оф. 308.
Телефоны: (4212) 45‒03‒99, +7 924 216‒51‒75.
Настоящий ресурс содержит материалы 18+.
Читайте нас:
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru