«Наш регион — Дальний Восток»,  № 06 (73), июнь 2012
Главная тема

Главная тема 

Какой язык понимают олени?

Камчатка считается одной из самых отдаленных территорий России. А Корякия, в свою очередь, является труднодоступным уголком Камчатского края. Об этой земле федеральные власти в последние годы говорят как-то мало и неохотно. И зря, ведь этот северный регион крайне интересен. Но прежде всего стоит отметить — здесь сложился уникальный этнокультурный климат. Ничего подобного на Дальнем Востоке просто нет.

Все разные

В нашем регионе проживают представители нескольких десятков национальностей, относящихся к категории коренных малочисленных народов Севера (КМНС). Точную численность затрудняются озвучивать даже специалисты — картина постоянно меняется. Но, как правило, речь идет о трех, максимум четырех северных народностях на один район. А вот в Олюторском районе мирно сосуществуют представители аж пяти КМНС — коряки, чукчи, эвены, ительмены и ульчи. При этом общая численность местных северян (включая русских, украинцев и всех остальных) не превышает 5 000 человек. Из них более 2,6 тысячи (порядка 52?%) — это аборигены. Это первая уникальная особенность Олюторского района.

Олег СВИРИДЕНКО:

— Я и мои коллеги полностью согласны с тем, что государству необходимо формировать на Дальнем Востоке новую региональную стратегию. И подкреплять ее новым федеральным законом. Речь должна идти о создании мощной этнокультурной площадки на территории Дальневосточного федерального округа. Ведь без поддержки государства местное население не сможет сохранить свои традиции, свою самобытную культуру. По большому счету, оно без системной помощи и выжить не сможет. Только пристальное внимание к жизни и культуре КМНС, в совокупности с нормативной поддержкой и значительными финансовыми вливаниями, поможет сохранить для наших внуков это бесценное многонациональное богатство. 

   Вторую особенность можно смело назвать этнокультурной.

Но лучше предоставить слово исполняющему обязанности главы администрации Олюторского муниципального района Олегу СВИРИДЕНКО:

— В свое время у представителей коренных малочисленных народов Севера стал пропадать интерес к изучению родного языка, родной культуры, родных традиций и родной истории. Но несколько лет назад ситуация стала меняться с точностью «до наоборот». И могу сказать на примере нашей территории — во многих семьях КМНС, проживающих в Олюторском районе, в домашней обстановке аборигены разговаривают исключительно на родном языке. На корякском, на чукотском, на эвенском. Это, кстати, нормальный процесс, когда люди стремятся сохранять свою национальную идентичность. Русский-то они всё равно знают. Правда, возникают в этой связи и весьма любопытные ситуации. Вы, наверное, о таком даже не слышали. В табунах олени не понимают никакой иной речи, кроме языка своих хозяев-аборигенов. И это не байка, а сущая правда. Дело в том, что язык некоторых представителей КМНС является профессиональным для оленеводов. А некоторые команды стаду даже невозможно перевести на русский. Нет таких речевых оборотов. Вот животные и усвоили строго определенные языковые особенности.

Комплекс мер

Стоит отметить, муниципальная администрация работает с представителями КМНС системно и комплексно. Достаточно сказать, что здесь действует районная долгосрочная целевая программа «Устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, проживающих в Олюторском районе Камчатского края на 2010–2012 годы». Она была принята в рамках аналогичного программного документа региональной власти.

   И в то же время муниципальная программа обладает и конкретикой, и стратегическим охватом. Во-первых, здесь обозначены не какие-то абстрактные КМНС (к сожалению, в такого рода проектах чиновники нередко ограничиваются общими словами), а непосредственно родовые общины. Во-вторых, в программе отражены не просто «виды деятельности» аборигенов, нуждающихся в планомерной помощи, а дана расшифровка: оленеводство, охота, рыболовство и сбор дикоросов.

    А вот вообще интересный момент. Как правило, в аналогичных документах редко фигурируют ремёсла КМНС. Хотя как раз ремесленничество исторически было не только работой, но и образом жизни северных людей. И в программе Олюторского района этот момент также был обозначен. Более того, это не просто строчки в официальных бумагах, а реально работающие проекты. В районе, буквально в каждом поселении, есть признанные мастера по выделке шкур оленя, морского зверя и других мехов, а также по пошиву национальной одежды, обуви и головных уборов. Изготавливают тут и сувениры из дерева, и различные национальные украшения. И всё это развивается достаточно динамично и последовательно.

    Но вернемся к программе развития КМНС. В документе в числе прочего говорится о том, на какие цели из краевого и муниципального бюджетов будут выделяться деньги. Перечень, на первый взгляд, небольшой. Но он охватывает наиболее значительные хозяйственные направления. Итак, деньги выделяются:

  • на приобретение средств лова рыбы для общин;
  • на приобретение транспортных средств повышенной проходимости для общин;
  • на приобретение мини-электростанций и дизель-генераторов для общин;
  • на приобретение оборудования, инвентаря и спецодежды для общин. 

Как говорится, комментарии излишни. В этих четырех строчках программы отражен основной набор потребностей КМНС. Наверное, таким и должен быть качественный официальный документ. Предельно прозрачным и простым для понимания. И ведь эта программа реально работает, причем вот уже третий год. Однако и это еще не всё. Районная администрация на безвозмездной (!) основе выделяет представителям КМНС нежилые помещения для их основной хозяйственной деятельности. Никакой тебе аренды, никакой покупки, никакой ипотеки… Бери недвижимость в пользование и занимайся своим делом. Выделяются аборигенам и квоты на лов рыбы. Что, естественно, для северных народов — важнейший аспект. Можно привести в этой связи и еще один существенный пример. В России индивидуальные предприниматели регулярно сталкиваются с серьезной проблемой. Касается она оформления необходимых документов. Увы, далеко не каждый коммерсант в состоянии принять на работу хорошего бухгалтера или экономиста. А при любой, даже самой упрощенной форме учета возни с бумагами хватает. Что уж говорить о представителях родовых общин, которые вряд ли имеют даже минимальный опыт делопроизводства. Но, оказывается, и этот момент предусмотрели районные власти. Вся консультационная и информационная помощь им оказывается регулярно и, опять же, даром.

Культурный бум

   Но особое место в жизни Олюторского района занимают вопросы сохранения традиций КМНС. В этой связи стоит отметить следующее. Здесь регулярно проводятся такие торжества, как праздник первой рыбы, праздник нерпы Хололо, праздник огня, праздник моря, праздник бубна, День оленевода, День аборигена, День округа, День коренных малочисленных народов мира. А какие здесь творческие коллективы! Многие из них известны далеко за пределами Камчатки. Это и народный нымыланский ансамбль «Ях-Ях» со своим детским коллективом-спутником, и национальный ансамбль «Чекнитон», и фольклорный коллектив «Нутенут», и ансамбль национального танца «Пахачиночка»… И это еще не весь список. Между прочим, стоит отметить — олюторские артисты не раз завоевывали престижные призы на торжествах самого высокого уровня. В частности, еще в 1988 году коллектив «Ях-Ях» стал лауреатом Всесоюзного фестиваля народного творчества, а уже значительно позже этот же коллектив неоднократно отмечался на престижных федеральных и региональных концертных площадках. В том числе и на знаменитом фестивале «Северное сияние». Не отстают от «Ях-Ях» и другие коллективы. Так, национальный ансамбль «Чекнитон» принимал участие в фестивале народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. А в 2012 году состоится поездка этих же артистов на фестиваль «Золотые родники». Не забывают в районе и о национальных обрядах, легендах, танцах и песнопениях. Большую работу в этом плане ведут национальный клуб «Анг,т» и детский клуб «Оккенелю». Так что в Олюторском районе есть кому хранить традиции предков.

Александр МАТВЕЕВ

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров